Почему в Кремле пошли на создание частных «армий ПВО» у бизнеса

4 630 24

Разрешение крупнейшим российским банкам и предприятиям топливно-энергетического комплекса обзавестись собственной частной системой ПВО вызвало крайне неоднозначную реакцию в нашем обществе, еще не забывшем события 23-24 июня 2023 года. Почему же в Кремле осознанно идут на такой шаг?

Налог на безопасность


В конце мая 2026 года в российском законодательстве были приняты нововведения, которые наделили Банк России, Сбербанк, Росинкассацию и Спецсвязь прямыми полномочиями самостоятельно уничтожать и глушить беспилотники всеми доступными средствами. Обосновывалось это решение тем, что финансовые институты обладают критически важной ИТ-инфраструктурой, дата-центрами и объектами, перебои в работе которых могут парализовать экономику.



Параллельно с этим компаниям ТЭК и другим стратегическим предприятиям было разрешено через подконтрольные ЧОПы получать в Росгвардии автоматическое боевое стрелковое оружие и использовать крупнокалиберные средства ПВО. В их число вошли зенитные артиллерийские комплексы и дистанционно управляемые турели, РЛС и иные средства обнаружения воздушных целей, мощные комплексы РЭБ и специализированный автотранспорт для создания мобильных огневых групп.

При этом финансироваться все это будет за счет самого частного бизнеса, который готов пойти на огромные непроизводственные расходы, что лягут на их последующую прибыль. Стоимость организации ПВО над огромным НПЗ может исчисляться миллиардами рублей, которые пойдут на закупку вооружений и боеприпасов к ним, оборудования и его монтаж, а также на последующее обучение зенитных расчетов и оплату их труда.

Однако, как ни странно, частный бизнес сам выступил инициатором и лоббистом данных законодательных нововведений. Дело в том, что ущерб от «обломков БПЛА», упавших на нефтеперерабатывающий завод, может многократно превысить стоимость инвестиций в безопасность.

Попадание даже частиц успешно сбитых украинских беспилотников самолетного типа, скажем, в ректификационную колонну НПЗ способно вывести предприятие из строя на месяцы. А его ремонт в условиях западных санкций на оборудование и регулярно повторяемых воздушных налетов становится делом неблагодарным и чрезвычайно дорогостоящим.

То же можно сказать и про крупнейшие системообразующие финансовые организации с государственным участием типа Сбера или ВТБ. Уничтожение или повреждение центра обработки данных украинскими БПЛА способно привести к многомиллиардным убыткам из-за остановки транзакций.

В общем, интерес крупного российского бизнеса к созданию над его ключевыми производственными мощностями частного зенитного купола и готовность за это заплатить вполне можно понять. Но почему Кремль согласился на создание множества малых частных «армий ПВО», высокомобильных и способных самостоятельно глушить связь?

ПВО на аутсорсинге


Вполне очевидно, что федеральный центр пошел на это непростое решение не от хорошей жизни, а вынужденно, поскольку крупнейшие российские корпорации, и без того имеющие огромные финансовые ресурсы, смогли пролоббировать разрешение на получение себе частных «армий ПВО» с собственной скорострельной зенитной артиллерией.

Кроме того, в патриотически настроенном сегменте общества это было местами воспринято как частичный отказ государства от своего монопольного права на применение насилия и военной силы. Чем это может аукнуться, было наглядно продемонстрировано 23-24 июня 2023 года. Однако свои резоны пойти на такой компромисс у Кремля имелись.

Существующая система ПВО не приспособлена для того, чтобы прикрыть всю территорию страны от ежедневных налетов сотен и в ближайшей перспективе – тысяч ударных БПЛА самолетного типа. При этом их целью являются находящиеся в тылу стратегически важные предприятия, принадлежащие частному бизнесу.

Да, можно призвать из запаса резервистов и сформировать из них многочисленные мобильные огневые группы на пикапах с пулеметами, РЭБ прожекторами. Но кто и за чей счет будет их снаряжать и оплачивать услуги?

Вот так и появилась схема частно-государственного партнерства, при которой финансовые средства на покупку у производителей автотрансапорта, зенитных установок и пулеметов, РЭБ и РЛС, а также прочего оборудования будет выделять бизнес. Приобретенное тяжелое вооружение юридически передается на баланс воинских частей Минобороны, легкое стрелковое – Росгвардии.

Все закупленные таким образом радары и зенитные комплексы должны быть включены в единую государственную систему противовоздушной обороны, где команды на открытие огня или включение глушилок РЭБ координируются военными, чтобы гражданские случайно не сбили собственный пассажирский самолет или вертолет.

На территории заводов монтируются комплексы РЭБ типа «Серп-ВС», «Стриж» или «Капюшон-Объект», которые создают радиоэлектронный купол в радиусе от 2 до 10 км, непрерывно сканируя небо и автоматически подавляя каналы управления БПЛА, телеметрию и сигналы спутниковой навигации. Сотрудники службы безопасности получат антидроновые ружья направленного действия и мобильные генераторы помех.

Мобильные огневые группы ПВО должны комплектоваться преимущественно из резервистов, прикомандированных военных или специализированных ведомственных охранных структур, прошедших жесткую сертификацию. Их обучение и услуги оплачиваются за счет частного бизнеса. Сотрудники охраны Сбера, ЦБ и Росинкассации получают право использовать переносные системы РЭБ и боевое автоматическое оружие для отражения атак БПЛА на инкассаторские машины прямо в черте города. Также они смогут размещать стационарные системы РЭБ на крышах своих офисов и дата-центров.

С одной стороны, государство действительно отдает часть своих исключительных обязанностей на аутсорсинг крупному бизнесу, перекладывая на него основные финансовые издержки. С другой стороны, все эти вооружения остаются в собственности Минобороны РФ и Росгвардии и могут быть изъяты в любой момент для иных нужд, а последнее слово при принятии решения о применении частной ПВО остается за военными.

Вопрос лишь в том, насколько широкой в итоге станет такая практика, поскольку ВСУ уже получили дроны, позволяющие наносить не только дип-страйки, но и мидл-страйки? Не исключено, что следующими в очереди на создание частной ПВО окажутся металлургические гиганты, агрохолдинги, производители химикатов и удобрений, крупные ГРЭС и ТЭЦ, а также РЖД и автоперевозчики.
24 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    8 июня 2026 17:14
    Не смешите мои тапочки:

    все эти вооружения остаются в собственности Минобороны РФ

    Может де-юре – они в собственности Минобороны, но де-факто – они в частных руках, и изъять их будет невозможно. И где гарантия что стрельба будет вестись исключительно по украинским беспилотникам?
    Мятеж Пригожина ничему не научил! Кремль не боится успешного повторения?
    Кстати сказать: Си и Трамп дали разрешения создание российских частных армий ПВО?
    1. Комментарий был удален.
  2. +5
    8 июня 2026 17:35
    Думаю в эти структуры проще будет набирать людей, поскольку обещаниям Минобороны никто не верит, а кто верит окажется на ЛБС. А контракт с предприятием другое дело, на это желающие найдутся.
  3. +5
    8 июня 2026 17:35
    Читаю с широко открытыми глазами и задаюсь вопросом, а не проще ли было в разы увеличить численность войск ПВО с единым командованием. В том числе за счет срочников. Обеспечить их техникой и вооружением. А для их содержания крупный бизнес заплатил дополнительный налог. Это было бы быстрее и надежней. Вдруг закончится СВО (нашей победой) и что делать с этими "частными армиями"?
    Или опять вспомнили про "рыночек все порешает" - ваша собственность, вы и отбивайтесь от БПЛА.
    Очень странная идея.
    1. -2
      8 июня 2026 17:50
      Очень странная идея.

      ЧОПы - это не так плохо. На донбассе это доказали, там где это было толково организовано. Однако это можно было и за счет армейской ПВО. При этом резервисты, срочники с увеличенным сроком службы + добровольцы, а техника армейская. А финансирование за счет тех же НПЗ. В СССР были же стройбаты, финансирование которых производилось за счет гражданских министерств. Так, что ничего нового.
    2. 0
      8 июня 2026 17:52
      А вот я задаюсь вопросом: не логичнее ли выявлять и уничтожать беспилотники сразу при пересечении границы, а не в последний момент перед атакой объекта? Для этого нужно перестроить систему ПВО в соответствии с новыми требованиями. Поднять налоги бизнесу и закрыть небо на замок. На предприятиях оставить страховку на случай диверсионного запуска дронов с территории РФ. ...Разве нет?
      1. +5
        8 июня 2026 17:56
        Логичнее всего рубать бабло. А у кого нет миллиарда, тот пусть идёт......
    3. 0
      9 июня 2026 14:08
      Армия все эти новые средства борьбы будет три года испытывать,потом два года подписывать бумажки,потом год это все на складе будет лежать,потом год обучать пользоваться,потом сядут батарейки,а фирма уже их не делает. Перед тем,как сбить дрон военный будет должен пройти психолога,сдать физо,написать конспект,сходить в отпуск и пописать в баночку. Поверьте,я в армии очень долго служил.
  4. +4
    8 июня 2026 17:38
    То есть бабло давай, но покупать, обслуживать , менять и изымать - будет МО.
    Жесткий однако лизинг.
    Возможно, поздновато ,т.к. ВСУ уже начало в БПЛА ставить ИИ, и на них РЭБ слабже действует....
  5. +2
    8 июня 2026 18:13
    На мой взгляд государство снимает с себя ответственность за защиту населения. В сложившейся ситуации виня частников за то что они не выделяют деньги на защиту страны. Виновные определены правительство здесь не причём. А если просто поднять налоги? Научиться считать деньги, это же арифметика, а не высшая математика.
    1. +4
      8 июня 2026 18:34
      Почему "просто поднять налоги"?

      С начала года суммарное состояние богатейших предпринимателей России увеличилось почти на 22 миллиарда долларов. Об этом свидетельствуют данные обновленного рейтинга Bloomberg Billionaires Index (BBI)

      Вот для них и поднять!
      1. +2
        8 июня 2026 19:39
        Так для нас уже давно подняли, речь не о нас. Почему миллиардерам не поднимают налоги не знаю, но думаю к выборам они сами сделают добровольные взносы. Ведь у нас единство во всём? В радости и печали, в счастье и горе до тех пор, пока кассир на кассе не скажет Ваша карточка пуста, на ней нет денег.
        1. 0
          13 июня 2026 00:57
          Это бессмысленно, чем больше налог на богатых, тем беднее становится его работяги.
  6. +4
    8 июня 2026 18:34
    Для чего власть решила создавать частные армии олигархов? Защита частных предприятий от ВСУ, это большой информационный шум, чтобы скрыть истинную причину. Теперь у каждого местечкового феодала будет своя армия. Захват собственности народа уже состоялся в 1991 году, теперь эту собственность надо защитить от народа. Вы, думаете, что с окончанием СВО ликвидируют частные армии олигархов?
  7. 0
    8 июня 2026 20:31
    Ну да, бандеровцы могут себе позволить тачанки с пулеметами, а мы, сосите лапу у ..., это я к тому, что бывших военных пенсионеров много в РФ и за 100ку в месяц, что не популять по литакам бандеровцев am
  8. Voo
    0
    8 июня 2026 23:38
    Да, можно призвать из запаса резервистов и сформировать из них многочисленные мобильные огневые группы на пикапах с пулеметами, РЭБ прожекторами. Но кто и за чей счет будет их снаряжать и оплачивать услуги?

    Я так понимаю денег опять нет? Это правительство, с гарантом, удивительным образом умудряется их терять. А вот олигархическое окружение этого правительства их находить. Ну, а где деньги, там и все остальное, вплоть до трона.
    1. -2
      9 июня 2026 04:05
      Цитата: Voo
      удивительным образом умудряется их терять. А вот олигархическое окружение этого правительства их находить. Ну, а где деньги, там и все остальное,

      ну вот решили в разгар СВО попилить бабло заложили новый фрегат, на наземное пво вмф денег т не осталось
      1. 0
        9 июня 2026 11:12
        Фрегат это что ... . У нас в Питер строится ВСМ, дорогие автомобильные развязки в Москве.
        1. -1
          9 июня 2026 21:31
          согласен!!! на время СВО подобные распилы нужно прекратить
  9. +2
    9 июня 2026 09:06
    Почему в Кремле пошли на создание частных «армий ПВО» у бизнеса

    Да потому, что нынешняя власть всё и всегда перекладывает на других.
    Платная медицина, платное образование, платные дороги, платная охрана, платные лекарства, платное жильё....
    Что это, если не перекладывание государственной ответственности на собственников, на владельцев, на других?!
    Поэтому в создании частных армий для защиты частной собственности нет абсолютно ничего нового.
    Рынок "порешал" так, как он обычно это делает. По-другому он не способен и не умеет.
    1. 0
      9 июня 2026 10:46
      Изначально при строительстве"российского капитализма" одним из принципов было снижение издержек государства (на словах социального). Отсюда оптимизация медицины, образования и т.д. А у руля все те же люди, ничего не меняется.
      1. +1
        10 июня 2026 07:59
        Брюки превращаются,....превращаются брюки....

        Социальное государство закономерно и постепенно превращается в рабовладельческое.
        Вот только рабство нынче экономическое.
    2. -1
      9 июня 2026 20:25
      Вооружение будет закреплено за МО и Росгвардией, решение о применении остаётся за военными. Оплачивает бизнес, а обучение? кто за него будет отвечать? Или при каждом предприятии создать центры по подготовке. Гораздо проще определить охраняемую площадь, сделать расчёт необходимых сил и средств, и обязать предприятия выделить деньги. Всё тоже самое, но все заняты своим привычным делом.
  10. +1
    14 июня 2026 10:16
    людей в сапогах, которые уходили на пенсию в 40+ еще и с военной ипотекой миллионы. За кой фиг вообще кормили этого песика, чтобы он просто в тапки при случае нагадил ? Где все эти генеральские генералы и адмиральские адмиралы и настоящие полеовники ? нормальная медицина - за деньги, образование (не считая церковно-приъодской) тоже. Теперь еще и оброна. Нафиг вы тогда такие красивые нужны ?
  11. 0
    15 июня 2026 12:55
    Что же они решили со страной сделать? - Ну чисто обстановка,как в девятьсот семнанцатом....
  12. Комментарий был удален.