The Economist: экономика РФ «не собиралась обрушаться», несмотря на санкции и риски

2 359 32

Несмотря на четыре года антироссийских санкций, множество проблем и заявления западных экономистов, что «военная экономика России исчерпала себя», она все эти годы демонстрировала хоть небольшой, но рост и теперь явно не собирается обрушаться из-за новых вызовов. Об этом сообщило британское издание The Economist, оценивая экономическую ситуацию в РФ.

В публикации отмечается, что показатели роста фиксирует не только официальная статистика РФ, которая была названа ненадежной (предвзятой), но и частные иностранные финансовые структуры с Запада (им больше доверяют).



Начнём с ненадёжной официальной статистики. По большей части это статистический мираж. Повышение налога на добавленную стоимость (НДС) в январе с 20 % до 22 % побудило россиян совершить множество покупок в конце 2025 года, что привело к росту показателей за тот квартал за счёт следующего. В начале 2026 года также было меньше рабочих дней, чем годом ранее, и – даже по российским меркам – плохая погода

– уточняется в материале.

В более точном отчете громадного конгломерата Goldman Sachs были отражены показатели экономической активности и они свидетельствуют о вялом росте (график 1), но не о спаде.

The Economist: экономика РФ «не собиралась обрушаться», несмотря на санкции и риски

Данные другого банка – ВЭБ – указывают на ускорение роста ВВП в марте и апреле, отчасти благодаря резкому скачку цен на нефть. Россия почти наверняка не находится в рецессии. В других сферах картина неоднозначна. По данным независимого социологического центра «Левада», уровень потребительского доверия снизился. Однако это произошло после того, как он достиг почти исторического максимума (график 2)

– добавили в издании.


Было обращено внимание, что найти работу в РФ стало сложнее, чем 1-2 года назад, но безработица в стране по-прежнему близка к рекордно низкому уровню – около 2%. Из-за действий Украины, атак дронов на инфраструктуру, России становится все сложнее экспортировать нефть и нефтепродукты, что жизненно важно для российской экономики. Невзирая на это, общий объём экспорта российских товаров в апреле оказался немного выше, чем в аналогичном периоде 2025 года.

Экономика РФ показывает признаки улучшения. Уровень инфляции сейчас составляет половину от недавнего пика, превышавшего 10 %. Реальная зарплата на 25 % превысила уровень 2019 года перед пандемией и продолжает увеличиваться. Многие российские фирмы чувствуют себя весьма уверенно. Миллиардерам, вероятно, живется ещё лучше. Продажи роскошных автомобилей, контрабандой ввозимых с Запада, быстро растут – с начала 2026 года приобретено на 80 % больше моделей Lamborghini, чем в 2025 году.

Но эта устойчивость во многом обусловлена масштабными фискальными стимулами российских властей. В 2025 году правительство потратило на Вооружённые силы РФ огромные деньги – 7–8 % ВВП. Некоторые эксперты видят в этом будущий кризис, поскольку идет оттягивание трудовых ресурсов от остальных секторов экономики, а также истощаются государственные финансы. Но на самом деле, военные расходы России превышают довоенный уровень всего на 3–4 % ВВП – это немало, конечно, но и недостаточно для того, чтобы вызвать огромные цепные негативные последствия в экономике. Сложности есть, но гражданская часть экономики РФ скорее держится на плаву, чем сокращается. Большинство экспертов считают, что финансовые проблемы России пока не носят острый характер. Чтобы продлить и оплатить СВО, правительство РФ может повысить налоги, как недавно сделало с НДС.

Остающийся дефицит – в настоящее время около 3 % ВВП – можно покрыть за счет резервных фондов государства. Можно также привлечь заимствования на внутреннем рынке, который находится под полным контролем власти. В крайнем случае, финансисты Путина могут обналичить рублевые вклады корпораций и домохозяйств. Это стало бы крайней мерой, имеющей серьезные последствия. Но кто их остановит?

– предполагают эксперты.

Согласно прогнозам западных экспертов, в 2026 году Россия может рассчитывать на рост ВВП около 1%, где-то на том же уровне, что Франция и Канада. Более жесткие антироссийские санкции, типа объявленных Великобританией 16 июня, могут немного уменьшить этот рост. Также рост может уменьшиться при падении цен на нефть в мире и усилении атак со стороны Украины. Но чтобы остановить «военную экономику» России нужны более радикальные меры.
32 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    23 июня 2026 21:41
    Дык ,она же заторможена. Московская биржа без конца докладывает об рекордах спада.
    Куда ей еще и обрушиваться? тихо планирует вниз...
    это если взлетел не лестницу (Маск например) можно навернуться.
    А если автоваз шильдики переставляет с китайщины, вставая с колен, то куда падать то? Шильдики китайцы не поставят?
  2. Несмотря на четыре года антироссийских санкций...

    - Автор акститесь, какие 4 года, нам санкции плотно начали набрасывать уже с 2014 года! hi
  3. -1
    24 июня 2026 08:24
    экономика РФ «не собиралась обрушаться»

    Увы, развиваться она тоже не спешит.
    А кто не согласен, пусть возьмёт ипотеку и кредит на автомобиль.
    1. +1
      24 июня 2026 08:39
      Если чё -это я минус поставил.
      Я согласен с тем, что с экономикой всё, мягко скажем. не очень. Но вот пример очень плохой. У меня никогда не было кредитов. У меня есть свободные деньги. Банки ажно из трусов выпрыгивают, пытаясь всучить мне если не кредит, то хотя бы карточку с полугодовым льготным периодом. А мне тупо не надо! :)
      1. +1
        24 июня 2026 08:56
        Рад, что у вас есть свободные деньги. До выхода на пенсию, сам придерживался такой же финансовой политики.
        Вы сами признали, что у вас нет ипотеки и кредита. Значит вы не можете объективно оценить реальность.
        Попытка всучить вам кредит и делается с целью, чтобы свободных денег у вас не было.
        "Хомут" должен быть на шее у каждого в этой стране. Без хомута гражданин плохо управляется.
        Такое вот требование экономики. hi
        1. 0
          24 июня 2026 15:46
          Правильно. Только мне пенсия не светит! Ну не живут сейчас мужики (кроме москвичей и начальничков. конечно) до 70 лет!
          1. +1
            24 июня 2026 16:56
            Антон, живи сто семьдесят!
            1. 0
              25 июня 2026 08:24
              Это единственный выход! Но, боюсь, в ближайшее время ещё раз поднимут.
          2. -2
            25 июня 2026 01:26
            Антон Кузьмин, так-то у нас миллионы мужчин-пенсионеров. Это, воо, в 90-е, в среднем мужчины не доживали до пенсии. Ну и, так-то, сейчас пенсионный возраст 64 года (вот, я как раз стал пенсионером), ну будет 65 дальше. Но не 70 же.
            1. -1
              25 июня 2026 08:30
              Кичиться своей малообразованностью вот только не надо! Половина мужчин доживает до 63. То есть для большинства мужчин шансы дожить до пенсии меньше, чем один к одному. Но и это ещё не всё. те, кто работали реально, а не перекладывали бумажки, живут ещё меньше. Но и это ещё не всё. ты не забывай, что кроме лет нужны ещё и баллы! А тут государство схитрило и спёрло их! У меня 11 лет выслуги. Сначала они вообще не зашли. Потом зашли как годы, но баллы начислили только за 2 года -типо как бэ срочка. Я уже молчу , что пенсионный фонд скомуниздил баллы за 2001-2годы, когда я был ИП , типо у них реорганизация была и данные -в налоговой. А налоговая -к ним отправляет. так что в 70! и скоро ещё поднимут. В принципе, после 50 работать физически нереально, а тёплые местечки -заняты. так что тупо здохнут от голода ДО пенсии ибо зряплата не светит. Недавно слышал байку, что часть "патриотов на зарплате" реально -пациенты дурки. Они дешевле. Вместо зряплаты можно им сигареткой заплатить. ну или послаблениями режима. А у вас как? /издевательски ржёт/ :)))
              1. +1
                25 июня 2026 08:45
                В этой стане государство главный вор. Истина не требующая доказательств для тех у кого есть глаза, уши и голова. Увы.
                1. 0
                  25 июня 2026 18:49
                  prior, на Украине - без сомнений. Вам не повезло с государством.
                  Тут, главное, посильнее заткнуть уши, чтобы в них вливалось меньше ЦИПСОшной пропаганды, и пошире открыть глаза, чтобы все увидеть самому. См. мой любимый видосик про нашу беспросветную жизнь:



                  Я сам много раз ходил этим маршрутом. Сейчас декорации поменялись. Но оазис на Манежной площади по прежнему есть. Но в новом оформлении его еще не видел.
                  1. 0
                    26 июня 2026 08:22
                    Опять встреваешь, куда тебя не звали.
                    С государством и с Родиной мне повезло и даже очень. Но это было другое государство - Советский Союз.
                    А страна, в которой процветает имущественная сегрегация, причём созданная властью, мне действительно не нравится.
                    Врать о том, что в стране всё хорошо, могут только враги.
                    1. -2
                      28 июня 2026 02:12
                      prior, имущественная сегрегация процветает в любой стране. В том числе процветала и в СССР. К примеру, у Брежнева была коллекиця западных автомобилей, а у его жены или дочки - коллекция драгоценностей.

                      Врать о том, что в стране всё хорошо

                      Вы передергиваете. Я говорю о том, что сейчас стало жить гораздо лучше. И, что 57% населения довольны своей жизнью. А так, нет стран, в которых все хорошо.
                      1. 0
                        28 июня 2026 07:50
                        сейчас стало жить гораздо лучше

                        Да-да.
                        Расскажи это вдовам, сиротам, покалеченным.
                        Расскажи это пенсионерам, переселенцам из прифронтовых областей.
                        Расскажи это крымчанам.
                        Особенно на фоне роста цен и состояния всех без исключения российских олигархов.
                        "Спасибо" Путину, что "сейчас стало жить гораздо лучше".
                        И тебе "спасибо", что открыл нам глаза на то, как нам стало лучше жить.
                        Молодец. Уже и сегрегацию в России оправдал.
                      2. Уже и сегрегацию в России оправдал.

                        Напишешь плохо про евреев — антисемит, про негров — расист, про геев — гомофоб, про русских — честный и смелый либеральный журналист.

                        Рассуждая про сегрегацию, Приор при этом постоянно пишет плохо про Россию. Приор - настоящий либеральный журналист. Ещё и лицемер при этом
                      3. Комментарий был удален.
                      4. 0
                        29 июня 2026 22:01
                        prior, я про уровень жизни, а не военные действия. Война это всегда плохо, даже если ты вынужден защищаться.

                        Рассуждая про сегрегацию, Приор при этом постоянно пишет плохо про Россию. Приор - настоящий либеральный журналист. Ещё и лицемер при этом

                        Полностью присоединяюсь к ув. Дормидонтов_Дормидонт. Если коротко (либеральный журналист+лицемер) Приора можно назвать одни емким словом - либераст.
                  2. -2
                    28 июня 2026 09:49
                    А причём тут Россия? Это же Москва! /крутит пальцем у виска/
                2. Жду, когда за тобой придут и ты понесешь ответственность за то злословие адрес России и должностных лиц Российской Федерации, которое ты осуществляешь
                  1. -1
                    26 июня 2026 08:39
                    Одна ципсота встала на защиту другой ципсоты.
                    Я же сказал. Всё, твоя смена закончилась.
                    Хватит пустозвонить.
              2. -1
                25 июня 2026 18:38
                Антон Кузьмин,

                Половина мужчин доживает до 63. То есть для большинства мужчин шансы дожить до пенсии меньше, чем один к одному.

                М.б. где-то это и так. А в России на сегодня средняя продолжительность жизни мужчин - 68,5 лет. И пишут, что у нас сейчас 14 млн. мужчин-пенсионеров. И, что 8 млн. из них имеют достаточно здоровья, чтобы продолжать работать. Вот, как я, например.

                Но и это ещё не всё. ты не забывай, что кроме лет нужны ещё и баллы! А тут государство схитрило и спёрло их!

                У меня честных 40 лет стажа. И такая пенсия, что я даже удивился. Много больше, чем у моего отца, который работал всю свою жизнь и умер в 92,5 года, все еше продолжая работать.
                Честно скажу, увидев ее размер, я не стал ничего проверять. От добра добра не ищут. Поэтому, так и не знаю, обманули меня или нет. Главное, что я более, чем доволен.

                после 50 работать физически нереально, а тёплые местечки -заняты.

                Смотря кем и чем. К примеру, после 50-ти я работал сразу в 4 организациях. А в 53 года открыл еще и совместную фирму с моим институтом. И, сейчас же можно работать самозанятым. Моей жене 56 лет, и она успевает работать и подрабатывать самозанятой. Не потому, что денег нет. Привыкла.

                так что тупо здохнут от голода ДО пенсии ибо зряплата не светит

                Я почти всегда получал зарплату в белую и честно платил налоги. И, поэтому и не умру с голоду на пенсии. У меня пенсия больше текущей зарплаты в институте получилась, если считать без квартальных премий. И я продолжаю работать не из-за голода, а потому что, работа интересная, ничего не делать скучно, ну и почему не извлечь пользу из большого проекта, которым я 20 лет руководил. Мы с женой любим путешествовать и по стране и по миру. Хотя наложенные на меня санкции немного это ограничивают. На майские праздники мы пожили в Пятигорске и Кисловодске. На июнькие - посетили Гродно.
                К слову, у на сейчас пик туристического бума, куда не приедешь, полно наших туристов. Пишут, что в прошлом году был исторический максимум - приобретено 90 млн. турпоездок по стране, и, ЕМНИП, 30 млн. турпоездок за рубеж. А Вы тут про голод рассказываете.
                1. -1
                  28 июня 2026 09:52
                  А теперь скажи, что ты жил в России, а не в Москве и не в миллионниках.
      2. -1
        24 июня 2026 12:09
        Такое раньше было. Сейчас вряд ли. Мне полгода назад ни один банк ипотеку на 1,5 млн.не дал при первоначальном взносе 80% и подтверждённом доходе. На днях отказался от кредитки Совкомбанка - из трусов они не выпрыгивали, даже лишних вопросов не задавали.
        1. -1
          24 июня 2026 15:49
          Я торгую не от одного брокера. Соответственно, постоянно захожу в этих банках на свои странички. Я вынуждено просматриваю их предложения. Я прямо писал что не отказался бы от вкусных предложений насчёт вкладов и депозитов. Но приходят, в основном. предложения о кредитах.
        2. -1
          25 июня 2026 01:30
          E-NOT, мне периодически кредиты предлагают. Замучивают иногда звонками.
          Но, как и Антон Кузьмин, не люблю кредиты. С другой стороны, активно пользусь кредитной картой с большим лимитом. Но только потому, что она мне мили по аэрофлоту-бонус начисляет.
          Что интересно, мне шлют рекламу даже с того банка, который сам меня выпер из-за наложенных на меня санкций. Чего он хочет, даже не читаю,
          1. -1
            28 июня 2026 09:53
            Я смотрю. вас круто заминусили холопы банков, которым невыгодно, чтоб существовали люди без кредитного ярма?
    2. -3
      25 июня 2026 01:22
      prior, не рушится, уже здорово. Тем более, что за предыдущие годы она поднялась аж на 10%. И это при ведении масштабных военных действий и глобальных санкциях.
  4. +1
    24 июня 2026 08:36
    После сказочки за безработицу дальше можно не читать. Может, в Москве и миллионниках и так. Не знаю, давно не живу. Но в провинции далеко не так, от слова "отнюдь"
    1. -1
      25 июня 2026 01:33
      Антон Кузьмин, но сейчас же можно работать и удаленно, и самозанятым. Пишут, что в стране более 16 млн. самозанятых. Ну и, так-то, если смотреть сайты вакансий, то создается впечатление, что ваканский много во всех городах.
      1. -1
        25 июня 2026 08:38
        так это если смотреть сайты! Я вот недавно залез в свой комп -а на мониторе -дракон огнедышащий! заглянул за монитор -нету там никого! /издевательски ржёт/ :) Это всё сказочки. Нормальных мест априори нет. а самозанятые... Я 22 года был ИП. Всё получалось. Но когда изменили правила игры (я про пенсионную "реформу") то стало ясно, что на этом не остановятся. А самозанятых уже. де факто, переводят в ИП. В смысле. начинают заставлять платить обязательные платежи вне зависимости от наличия доходов. А с экономикой благодаря нашему мудрому руководству всё хуже и хуже... так что это в принципе для большинства бесперспективно.
        1. 0
          25 июня 2026 19:03
          Антон Кузьмин,

          Нормальных мест априори нет

          Так-то есть. Не, конечно, если Вы считаете, как один мой друган, что меньше 300 тыр это не нормально. Тогда - да. Но обычный народ в разы скромнее в своих запросах.

          Но когда изменили правила игры (я про пенсионную "реформу") то стало ясно, что на этом не остановятся.

          А мне стало ясно, что мы стали слишком долго жить. А если больше половины населения станут пенсионерами, то пенсию не из чего будет платить. Какзалось бы - очевидные вещи. Все страны, в которых сильно увеличилась средняя продолжительность жизни - увеличили и срок выхода на пенсию. Иногда до 70 лет, так что у нас еще более мягкий вариант. См. график нашей средней продолжительности жизни по периодам. А ведь срок жизни не увеличивается от голода и холода. Это наглядно показывпает провал в 90-е. Значит сейчас в России обеспечены высокие качество жизни и уровень здравоохранения.

          начинают заставлять платить обязательные платежи вне зависимости от наличия доходов.

          Рассказывайте это тем, у кого нет знакомых самозанятых. А у меня жена - самозанятая и ее никто не заставляет. Сомневаюсь, что она от меня что-то скрывает.

          А с экономикой благодаря нашему мудрому руководству всё хуже и хуже.

          А как же 10% рост экономики за несколько предыдущих лет? Тут как раз статья западная по теме подоспела, что не все у нас так плохо, как вещает ЦИПСОшная пропаганда. И это во время военных действий и глобальных санкций. Наш лидер не мудрец, он настоящий волшебник.

          The Economist: экономика РФ «не собиралась обрушаться», несмотря на санкции и риски
          https://topcor.ru/72295-the-economist-jekonomika-rf-ne-sobralas-obrushatsja-nesmotrja-na-sankcii-i-riski.html
          1. -1
            28 июня 2026 09:57
            Перед"коронабесием" я закрыл ИП и стал на биржу. В принципе ,меня бы устроило место сторожа в детском саду за минималку. В реале -только делали мозги и отправляли в места. где надо было работать физически, что ,в силу возраста малореально. Я даже прокурору писал. Пофиг! "У нас всё зашибись" :)