Почему МС-21 может оказаться никому не нужным

18
Советский союз по праву считался ведущей авиастроительной державой мира. К моменту его распада в нашей стране был один из крупнейших гражданских авиапарков, состоящий из самолетов собственного производства. Очень быстро все это было развалено, а отечественные авиаперевозчики пересели на импортные Boeing и Airbus. Сегодня в качестве «надежды на возрождение» преподносятся «Сухой Суперджет-100» и МС-21.





К сожалению, возникает все больше закономерных вопросов к правильности выбранного пути. При разработке «Суперджета» изначально активно участвовали специалисты американской корпорации Boeing, впоследствии отойдя в сторону и отказавшись от получения «роялти». Совсем недавно выяснилось, что «Сухой Суперджет-100» на 22% состоит из комплектующих, производимых в Соединенных Штатах Америки, что дало право Вашингтону запретить поставки лайнера в Иран. Всего же «надежда возрождения» отечественного авиастроения состоит из импортных деталей на три четверти.

Доля иностранного в лайнере МС-21 чуть ниже – «всего» 40%. Однако это ключевые элементы его конструкции. Так, перспективный российский среднемагистральный лайнер изначально проектировался под американский же двигатель. Отечественная альтернатива, ПД-14, вроде бы разработана, но до конвейера ему еще далеко.

Также в начале 2019 года оказалось, что крылья и киль самолета не могут быть созданы без иностранных композитных материалов. Таким образом, после введения западных санкций результат многих лет работы оказался в одночасье перечеркнут, а свое конкурентное преимущество МС-21 потерял. Процесс замещения материалов для крыльев может занять не один год, что ведет к срыву сроков сдачи самолета, и удорожанию проекта.

Но и это еще не все проблемы, с которыми предстоит столкнуться МС-21. Олег Пантелеев, глава аналитической компании «Авиапорт», поясняет:

Чтобы самолет стал привлекательным для авиакомпаний, мало сделать просто хороший „планер“, надо еще наладить систему его послепродажного обслуживания. Для эксплуатанта намного важнее не то, сколько он заплатит за приобретение (или лизинг) самолета, а во сколько выльется его эксплуатация за один год.


Именно об это уже споткнулся «Суперджет-100», и не факт, что он сможет подняться. По данным издания Flight Global, мексиканская авиакомпания Interjet, которая ранее взяла в лизинг 22 «российских» лайнера, уже мечтает от них избавиться.

Проблема в том, что отечественный авиапроизводитель оказался не в состоянии обеспечивать последующее обслуживание своей продукции за рубежом из-за отсутствия инфраструктуры. Результат соответствующий и весьма плачевный: мексиканцы начали разбирать взятые в лизинг лайнеры как доноры запасных частей для ремонта самолетов, общее качество которых оказалось также не на высоте. За выявленные в ходе эксплуатации дефекты «Сухой» уже должен выплатить Interjet порядка 40 миллионов долларов компенсаций.

Те же проблемы испытывают в Ирландии в компании CityJet, которая на свое несчастье взяла в лизинг 7 «Суперджетов». Пока молчат в «Аэрофлоте», которые уже имеют 50 лайнеров и заказали «по разнорядке» еще 100. Мексиканцы и ирландцы польстились на относительно невысокую стоимость «российских» лайнеров, но не учли фактор отсутствия возможности «Сухого» их своевременно и качественно обслуживать. Скупой всегда платит дважды.

К сожалению, отечественный производитель оказался не на высоте. Если разработчики МС-21 совместно с государством не примут заблаговременно меры, то «возрождение» гражданской авиации в нашей стране закончится полным провалом.
18 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    29 марта 2019 14:49
    ...слов нет - одни слюни... Такое ощущение, что у нас верхние эшелоны власти имеют в пингвинии..
  2. 0
    29 марта 2019 15:59
    Не зря Медведев к Боингу в ЮСА ездил в 8 году, не зря....
    Все о России думал, о самолетах..
    1. 0
      29 марта 2019 18:05
      Золотой ты наш человек bully
      Сергей, я не про вас, а про все эти понты, напоминающие нашараша
  3. +1
    29 марта 2019 19:40
    Я так и не понял, о чём писал автор? МС-21 безусловно нужен, как нужен и SSJ. Проблема не столько в комплектации, сколько в ППО, но для наших производителей это давно общее место. ПД-14 доведут до ума, поставят в серию, и сертифицируют тип. С композитами для крыла и планера вроде тоже разобрались. Не надо драматизировать по поводу сроков, сейчас важнее получить результат, хоть бы и на 2-3 года позднее. Нам всё равно придётся отказываться от западной авиатехники, так что МС-21 авиакомпании брать будут, хотя бы для того, чтобы не попасть в ситуацию B737 Max.
    1. +1
      29 марта 2019 19:54
      Да, вы правы. Уже в настоящее время самой России нужны 200-300 самолетов МС-21.
      И чем быстрее запустят в серийное производство, тем лучше.
      Надо работать и переходить на отечественные компоненты, создавать новые рабочие места для наших граждан.
      1. +1
        29 марта 2019 22:33
        Вы на самом деле веруете, что при нынешнем руководстве РФ это реально? belay
        1. +1
          30 марта 2019 22:14
          Страной уже 19 лет руководят типичные отбросы из середины пищевой цепи начала 90-х. Где-то чего-то отжать или освоить, тут они великие мастера. Самолеты, станки, компьютеры - это для них слишком сложно. Зачем им много думать, напрягаться и платить бабки? Легче просто украсть и вывести. У нас у власти просто тупая, примитивная воровская малина. А всякие МС-21, 31, 451 просто способ пустить пыль в глаза 98% населения РФ, которые их обслуживают. Воры и бандиты звездолеты не строят и суперкомпьютеры не создают. Им это все до одного места. Главное рулить до свое последнего визга, пока есть возможность, и вывезти побольше.
          1. Dan
            0
            31 марта 2019 12:33
            Цитата: igorvasilievxyz
            Страной уже 19 лет руководят типичные отбросы из середины пищевой цепи

            Вы думаете, что пахнете вкуснее? Вы ровно такое же ..., но только ничего не делаете масштабного, а потому считаете себя безошибочным явлением в жизни. На самом деле, Вы просто имеете гипертрофированное представление о своих способностях при малом кругозоре.
        2. Комментарий был удален.
  4. +1
    30 марта 2019 08:29
    Цитата: av58
    Я так и не понял, о чём писал автор? МС-21 безусловно нужен, как нужен и SSJ.

    Написано о том, что заранее нужно готовить соответствующую инфраструктуру для последующего обслуживания продукции. Иначе ни один лайнер не будет конкуреннтоспособным
    1. Dan
      0
      31 марта 2019 12:36
      Цитата: Маржецкий
      Написано о том, что заранее нужно готовить соответствующую инфраструктуру

      Напишите сразу Медведеву с Погосяном, они же без Вас никак разобраться не могут куда им рулить! Да заплатят поболее, чем в "Р". laughing
  5. +2
    31 марта 2019 06:03
    В оценках нельзя группировать недостатки, которые всплывают у всех, но в разное время. и делать на этой основе далеко идущие выводы. Недавно сообщалось, что с композитным материалами проблема практически решена. С двигателями работают. С ППО несколько сложнее, но не сразу же Москва строилась. Четверть века разваливали и уничтожали советское, а теперь в одночасье кто-то хочет всё сразу. Так бывает только в сказках. Главный урок должен быть усвоен - у капиталистического рынка свои "волчьи" законы и конкуренты там никому не нужны. Наши рыночные "романтики" решили, что нас там кто-то ждёт, что там строго работают установленные международные правила, честная конкуренция. Оказалось, что эти правила сделаны под группу государств во главе с США, что конурентов цинично душат и уничтожают, прорывные технологии воруют, по возможности, вместе с "мозгами". Теперь всё надо делать заново и по хорошему. Но в этой ситуации есть и большой плюс: вольно или невольно создается новая производственная база и она будет лучше, чем та которая есть у конкурентов. Им требуется реконструкция и модернизация, а это всегда сложнее. Это наш шанс.
  6. +1
    31 марта 2019 09:29
    Выводы конечно правильные, но уж слишком на вой похоже, да и думать руководству надо до того как, а не после того как. А сопли распускать нечего, просто надо разогнать либерастическое правительство Медведева и набрать новый кабинет.
    1. 0
      1 апреля 2019 07:46
      Ну вообще-то ничего либерального в правительстве Медведева нет. А в остальном почти согласен. "Почти" - потому, что не до конца сказали кого выгнать надо wink
  7. +2
    31 марта 2019 10:39
    В стране творится бардак. Путинский олигархический капитализм высасывает все соки из страны, продают нефть, газ, лес, руду, а бабло всё остаётся там, за бугром. Путинский капитализм за годы правления не создал НИЧЕГО своего. Все разработки (Т-14, Су-57) - это всё разработки ВЕЛИКОГО СССР. Эта власть может только воровать и душить людей.
  8. +1
    31 марта 2019 13:18
    Руководили разработкой кто? Чемезов и к.. Как они могли не дать хоть 40 % поставок своей настоящей Родине - где не только бабки, но и мечты о будущем.
  9. 0
    2 апреля 2019 09:02
    Цитата: Dan
    Напишите сразу Медведеву с Погосяном, они же без Вас никак разобраться не могут куда им рулить!

    Да уж, это те еще "эксперты" в управлении государством request
  10. +2
    2 апреля 2019 09:03
    Цитата: bratchanin3
    А сопли распускать нечего, просто надо разогнать либерастическое правительство Медведева и набрать новый кабинет.

    Простите, а кто постоянно его главой правительства назначает? И зачем, если результаты его управления столь ничтожны?
  11. Непонятно, для чего нужно было тратить время и средства на создание SSJ100 и MC-21?
    Ведь у нас уже есть самолёты Ту-334 и семейство Ту-204/214/234 аналогичного назначения.
    Кроме того, уж кто-кто, а туполевцы точно знают, как делать пассажирские машины.