Так ли опасен удар молнии в самолет?
Пришла весна, а с ней все ближе период летних отпусков. Многие россияне отправятся на заслуженный отдых за границу. В связи с недавним авиапроисшествием возникает вопрос об обеспечении безопасности полетов. Так, 23 марта в воздушный лайнер компании «Победа» ударила молния. К счастью, никто не пострадал. Однако аэрофобы помнят трагический случай с «Boeing 707» компании Pan American, когда удар молнии в область топливного бака привел к взрыву самолета и гибели всех его пассажиров. Произошла эта драма в 1963 году.
Для справки, на нашей планете молнии бьют с частотой примерно 100 раз в секунду. Их сила тока может варьироваться от 10 ампер до нескольких сотен тысяч. Неудивительно, что по статистике в каждый работающий на линии лайнер молния бьет в среднем дважды в год, порой и чаще. Большая часть подобных инцидентов остается неизвестной, однако некоторые оказываются в поле зрения прессы.
Например, в 2016 году электрический разряд поразил сразу три лайнера, стоящие в московском Шереметьево. В том же году в Нью-Йорке совершил вынужденную посадку после попадания молнии Embraer E 170 американской компании. На борту находилось 55 человек. К счастью, никто не пострадал. В 2017 году молнии ударили в лайнеры, следовавшие в Москву из Астрахани и Праги, а также в рейс Амстердам – Лима. В прошедшем году в России также было зафиксировано минимум два случая.
Не обошли стороной подобные инциденты и «сильных мира сего». Так, в 2012 году президент Франции Франсуа Олланд опоздал на встречу с канцлером Ангелой Меркель после того, как его самолет был поражен мощным электрическим разрядом с небес. Есть данные, что шаровая молния залетала в салон лайнера, в котором летел Михаил Горбачев, но исчезла в хвосте самолета, так никого не поразив.
Еще более опасные случаи происходили и в военной авиации. Подобная информация редко становится достоянием широкой общественности, но известно, что удару стихии подвергся B-52 Stratofortress, американский стратегический бомбардировщик, способный нести ядерное оружие. Разряд пробил дыру в его хвосте и вывел «стратега» из строя.
Нагнав немного «жути», поспешим успокоить читателей. После трагедии с «Boeing 707» в 1963 году авиастроители сделали соответствующие выводы и внесли изменения в конструкцию самолетов. Современные лайнеры оснащены специальной защитой топливных баков, способной выдерживать удары сильнейших молний. На их борту находятся специальные разрядники статического электричества, на большинстве – дополнительная медная экранирующая сетка. Благодаря таким мерам электрический разряд в подавляющем большинстве случаев оставляет лишь небольшой ожог на обшивке в месте попадания, что не только не приводит к человеческим жертвам, но и даже не влияет на смену курса.
Для справки, на нашей планете молнии бьют с частотой примерно 100 раз в секунду. Их сила тока может варьироваться от 10 ампер до нескольких сотен тысяч. Неудивительно, что по статистике в каждый работающий на линии лайнер молния бьет в среднем дважды в год, порой и чаще. Большая часть подобных инцидентов остается неизвестной, однако некоторые оказываются в поле зрения прессы.
Например, в 2016 году электрический разряд поразил сразу три лайнера, стоящие в московском Шереметьево. В том же году в Нью-Йорке совершил вынужденную посадку после попадания молнии Embraer E 170 американской компании. На борту находилось 55 человек. К счастью, никто не пострадал. В 2017 году молнии ударили в лайнеры, следовавшие в Москву из Астрахани и Праги, а также в рейс Амстердам – Лима. В прошедшем году в России также было зафиксировано минимум два случая.
Не обошли стороной подобные инциденты и «сильных мира сего». Так, в 2012 году президент Франции Франсуа Олланд опоздал на встречу с канцлером Ангелой Меркель после того, как его самолет был поражен мощным электрическим разрядом с небес. Есть данные, что шаровая молния залетала в салон лайнера, в котором летел Михаил Горбачев, но исчезла в хвосте самолета, так никого не поразив.
Еще более опасные случаи происходили и в военной авиации. Подобная информация редко становится достоянием широкой общественности, но известно, что удару стихии подвергся B-52 Stratofortress, американский стратегический бомбардировщик, способный нести ядерное оружие. Разряд пробил дыру в его хвосте и вывел «стратега» из строя.
Нагнав немного «жути», поспешим успокоить читателей. После трагедии с «Boeing 707» в 1963 году авиастроители сделали соответствующие выводы и внесли изменения в конструкцию самолетов. Современные лайнеры оснащены специальной защитой топливных баков, способной выдерживать удары сильнейших молний. На их борту находятся специальные разрядники статического электричества, на большинстве – дополнительная медная экранирующая сетка. Благодаря таким мерам электрический разряд в подавляющем большинстве случаев оставляет лишь небольшой ожог на обшивке в месте попадания, что не только не приводит к человеческим жертвам, но и даже не влияет на смену курса.
Информация