Москва и Киев без «Договора о дружбе»: три варианта развития событий

0
На фоне оглашения достаточно сенсационных результатов первого тура президентских выборов на Украине, почти незамеченным осталось гораздо более важное событие, также произошедшее 1 апреля. Именно в этот день прекратил свое действие Договор о дружбе, партнерстве и сотрудничестве между Россией и Украиной, действовавший с 1997 года и подписанный тогда Ельциным и Кучмой. Какие перспективы и риски несет в себе крах этого основополагающего межгосударственного документа и чего, в связи с ним ожидать дальше? Возможные сценарии развития событий достаточно компактно укладываются в три основных варианта, которые мы и рассмотрим ниже.





Прежде, чем перейти к их детальному освещению, стоит заметить, что ситуация в данном случае выглядит достаточно парадоксально: именно Киев, в одностороннем порядке выступивший инициатором разрыва Большого договора, по сути, оказывается в совершенно однозначном проигрыше. Ведь одним из наиглавнейших постулатов соглашения было взаимное признание существовавших по состоянию на 1997 год государственных границ. Что, кстати говоря, давало Украине некоторые выигрышные моменты в процессе обращения к разнообразным международным инстанциям по вопросу Крыма. Теперь тема, как говорится, закрыта, причем именно Киевом. Это, вне всяких сомнений, значительно упрощает положение России не только относительно уже имеющихся разногласий, но во вполне возможных дальнейших «щекотливых ситуациях» - к примеру, в случае проведения референдумов, аналогичных крымскому, в других регионах соседней страны. Кстати говоря, тем же договором оговаривалось и взаимное неприменение силы – в том числе и военной. Ну, что называется, сами напрашиваетесь...

Единственным, (да и то - крайне сомнительным) «плюсом» для Украины тут можно считать снятые с нее теперь обязательства не вступать во враждебные России военно-политические блоки и союзы, а также не размещать на своей территории «вражеские» войска и военные базы. Впрочем, наличие Договора совершенно не мешало Киеву прописывать в конституции курс на вступление в НАТО и строить у себя военные объекты армии США (та же база в Очакове). А также – преследовать, причем с крайней жестокостью и последовательностью на своей территории русский язык и его носителей – что тоже категорически противоречило положениям Большого договора. Но все-таки – что же с российско-украинскими отношениями будет дальше? Надо понимать, что сегодня ответ на этот вопрос в очень большой степени (хотя и не полностью) зависит от окончательных результатов выборов президента Украины.

Если у власти остается Порошенко (что, поверьте, далеко не так маловероятно, как кое-кому кажется), то события будут развиваться по первому, самому, увы, вероятному варианту. То есть, фактически, в рамках нынешней ситуации, меняющейся, как говорится, «от плохого к худшему». Ведь единственное, чем нынешний украинский «гарант» может выторговать у Запада очередной «ярлык на княжение» - это клятвенные обещания еще больше усилить свою русофобскую политику и конфронтацию с нашей страной, которые впоследствии ему придется выполнять. В этом случае ожидать стоит новых провокаций, в том числе, на Азовском и Черном морях, обострения конфликта на Донбассе и прочих «подарков» в том же духе. Единственной достойной реакцией России, в свою очередь, должно стать максимальное ужесточение политики в отношении государства Украина и его «власти».

Начинать тут стоит, однозначно, с отказа от признания результатов выборов (тем более, что в случае «победы» Порошенко они точно будут сфальсифицированы), что, в свою очередь сделает для Кремля нелегитимной и остальную киевскую «власть». Все прочее должно происходить в полном соответствии с этим решением – действия России в любых спорных и, тем более, конфликтных ситуациях с Украиной должны диктоваться тем, что перед нами – не законные представители ее народа, а захватившие власть в результате государственного переворота преступники. Фактически – террористическая организация, считающая себя государством. Увы, смелые и масштабные идеи Владимира Вольфовича, уже высказанные им по данному поводу, вряд ли будут претворены в жизнь в ближайшее время, однако рациональное зерно в них, однозначно, имеется. Во всяком случае, пора дать понять Киеву четко и однозначно, что дальнейшая эскалация антироссийских действий с большой вероятностью приведет именно к такому сценарию.

Второй вариант развития событий предполагает приход к власти на Украине, скажем так, «ограниченно вменяемых» политиков, которые попытаются наладить хотя бы некоторое подобие нормальных взаимоотношений с нашей страной. По крайней мере – создать видимость таковых. Речь тут, скорее, даже не о Зеленском, который, еще не став президентом в обычной своей шутовской манере распространяется на публике о планах «поблагодарить Путина за возвращенный Крым». Впереди у Украины выборы в парламент, и вот после них с некоей (крайне малой) долей вероятности, что-то такое возможно. Следует понимать, что украинские политики – люди с крайне пониженной социальной ответственностью. Фактически – с полным отсутствием таковой... Увидев по результатам нынешних выборов явный запрос общества на снижение уровня русофобии, могут и попробовать поиграть в «примирение».

Вот тут-то и начнется самое интересное. Восстановить Большой договор уже невозможно. А любые попытки заключения нового его аналога моментально упрутся в вопрос о границах. В нынешних условиях любой украинский политик, который подпишет с Россией «договор без Крыма», может делать себе харакири ножиком для бумаг прямо за столом переговоров – так для него же лучше будет. Россия же полуостров не отдаст никогда, и ни за что. Как и о чем договариваться дальше?! Следовательно, данный вариант может превратиться лишь в бесконечное переливание из пустого в порожнее, разговоры ни о чем, и провозглашение деклараций «за все хорошее против всего плохого». Не стоит забывать, что в свое время Большой договор готовился на протяжении более двух лет – это без Крыма, Донбасса и нынешней звериной русофобии Киева. Сколько аналогичный процесс может занять сейчас? Десять лет? Двадцать? Сто?!

Остается, впрочем, еще и вариант третий – самый продуктивный, но он же, увы, пока и наименее реальный. Хотя, с другой стороны – это как посмотреть... Настоящее возобновление дружбы, добрососедства, искреннего и тесного сотрудничества между двумя действительно братскими народами возможно только в случае полного и радикального изменения внутриполитической ситуации на Украине. Одной лишь смены президента или состава парламента тут будет маловато – особенно, если учесть, что в Киеве прекрасно умеют «меняться», ничего реально не меняя. Перевыборами тут уже не обойтись – стране необходима денацификация, осуждение преступлений, совершенных нынешним режимом, причем начиная с 2013 года. Необходимо национальное примирение, и, вполне возможно, полное размежевание по линии «Восток-Запад». В конце концов, если во Львове так уж хотят в НАТО – пусть их. Но – без всей остальной страны...

Только в таком случае Москва и Киев снова смогут подать друг другу руки, не опасаясь подвоха и не пряча за пазухой камень обид. Тогда и договор можно подписывать новый – желательно, на вечные времена. Сбудется ли это? Поживем – увидим...