Отказ от украинских ракет делает бессмысленным «Морской старт»
История с «Морским стартом» является хорошим напоминанием того, что на постсоветском пространстве чудес не следует ожидать.
Теория относительности
Сегодня мы поговорим об одной очень грустной истории, которая, впрочем, похоже, достигла своего конца. Оставив у разбитого корыта как украинских ракетостроителей, так и частную российскую компанию S7 Space, которую небезосновательно называли «последней надеждой отечественной космической индустрии». Речь, как вы, наверное, уже догадались, пойдет про плавучий космодром «Морской старт», а также советскую (а затем — украинскую) ракету «Зенит». Сейчас и то, и другое можно назвать историей.
Но сначала пару слов о том, что же такое «Морской старт» и зачем он нужен. Изначально космодром был совместным проектом американской компании Boeing, российской РКК «Энергия» и еще ряда других организаций. Идея состояла в том, чтобы привезти ракету на экватор морским путем, где самые лучшие условия для старта, так как можно наилучшим образом эффективно использовать скорость вращения Земли. Наполеоновские планы по удешевлению космических запусков столкнулись с суровой реальностью: доставлять ракеты было дорого, обслуживать космодром тяжело, а надежность стартов хромала. Как итог: скромные 36 запусков с 1999 года по 2014-й. Из них три неудачных, а один — частично успешный. Для сравнения, Китай только за один 2018 год совершил в сумме 39 космических стартов. США — 31.
Спасательная «Группа»
Не удивительно, что вскоре стороны потеряли интерес к проекту, а затем в СМИ просочились данные о неназванном инвесторе, который хочет выкупить космодром. Уже потом станет известно, что им оказалась российская компания S7 Group во главе с Владиславов Филевым и трагически погибшей недавно Наталией Филёвой. В апреле прошлого года группа компаний S7 закрыла сделку по покупке имущественного комплекса Sea Launch, предметом которой стали корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарный знак «Морского старта».
Почти сразу СМИ начали величать Филева «русским Илоном Маском», хотя, справедливости ради, о многоразовости он не говорил. Это будет позже. Проблема была в том, что космодром мог использовать только украинскую ракету «Зенит», которую собирали на «Южмаше». Преимущественно из российских комплектующих, включая двигатели РД-171. Ранее с «Морского старта» запускали такие ракеты как: Зенит-2, Зенит-3SL, Зенит-2SLБ, Зенит-3SLБ, Зенит-3SLБФ. Названия разные, но по факту одно и то же с некоторыми модификациями. Под другую ракету космодром просто не рассчитан, причем стоимость переделки под иной носитель может быть такова, что легче будет построить другую плавучую платформу.
Час икс настал, когда новый владелец «Морского старта» решил купить у «Южмаша» двенадцать новых носителей «Зенит» для будущих пусков. С возможным возобновлением стартов ракет с плавучего космодрома в 2019-2020 годах. Стороны достигли договоренности, но вскоре что-то пошло не так. В марте российские СМИ писали о том, что S7 Space отказалась от закупки украинских ракет. Тогда же в украинском «Южмаше» поспешили опровергнуть новую информацию.
– заявили на предприятии, а в S7 Space и Роскосмосе не смогли сказать ничего конкретного.
Однако уже тогда было понятно, что шум возник неспроста. «Собираемся», – прокомментировала позже информацию об отказе от контракта совладелец S7 Space Наталья Филева. Конкретных сроков озвучено не было, ровно, как и планов на будущее для Sea Launch.
Удар ниже уровня моря
Шансы на то, что найдется замена для «Зенитов» очень невелики. Напомним, что ранее предполагали использовать украинские ракеты лишь на первом этапе возобновления стартов с Sea Launch, а настоящий успех должен был быть связан с перспективной ракетой «Союз-5», также известной как «Иртыш». Но это не более, чем красивая (или хитрая?) условность. Дело в том, что никакого «Союз-5» нет, а сроки его появления более чем размыты.
Стоит, впрочем, напомнить, что это вообще за ракета. Если говорить кратко, то «Иртыш» должен стать российским аналог «Зенита», который частично унаследует некоторые технические решения ранее отмененного проекта «Русь». Если говорить еще более кратко, то это замена для советских ракет серии «Союз» — уже очень старых. Ее начали создавать примерно в 2015 году, а начало летных испытаний запланировали на 2024 год. Однако, как мы уже заметили выше, нет никаких гарантий, что это будет действительно так. Лучше всего ситуацию может проиллюстрировать история с ракетой «Ангара», которую начали разрабатывать еще в первой половине 90-х, а первый полет ракета совершила только в 2014 году. То есть, грубо говоря, через 20 лет после начала разработки.
Ситуация в ракетно-космической индустрии РФ с тех пор не только не стала лучше, но и во многих отношениях ухудшилась. Постарели опытные кадры, износилась материально-техническая база, многие молодые специалисты уехали за рубеж.
Сложно представить, что будет с «Морским стартом» к моменту начала летных испытаний нового «Союза». Ответ на вопрос, похоже, знает глава космического ведомства.
– отметил ранее Дмитрий Рогозин, комментируя перспективы «Союз-5» в рамках его запусков с плавучего космодрома.
Пожалуй, тот редкий случай, когда с Рогозиным можно согласиться. Очень тяжело вообразить, что кто-то будет поддерживать всю морскую инфраструктуру в полной готовности, терпеливо ожидая, когда будет готов носитель для первого старта. А ведь ракету нужно будет еще и интегрировать в «Морской старт» и провести серию испытаний, которая покажет, что носитель может справляться с задачами хотя бы так же, как это делал «Зенит».
Подытожим. Очень жаль, что самый амбициозный российский частный космический проект, похоже, закончился ничем. Вдаваться в причины этого очень сложно, однако можно отметить главную из них. Совершенно ясно, что полноценное российско-украинское сотрудничество в высокотехнологичных отраслях на сегодняшний день почти невозможно в силу причин политического характера. Это огромная проблема для Sea Launch.
Для украинских ракетостроителей отказ S7 от «Зенитов» также стал тяжелым ударом, оправится от которого они, скорее всего, не смогут. Найти других заказчиков в условиях очень высокой конкуренции на мировом рынке не выйдет, а создавать свои космодромы у Украины не получится в силу финансовых ограничений.
При этом украинские власти, скорее всего, вздохнули с облегчением после новости о расторжении контракта. Для них еще один рычаг возможного влияния России остался в прошлом. Но еще важнее то, что Украина просто устала нести «чемодан без ручки» в лице советских ракетостроительных предприятий: денег на их полноценную работу как не было, так и нет. И в будущем тоже не будет. Вообще, полушуточное словосочетание «аграрная сверхдержава» как нельзя лучше показывает курс, который взяла страна. Места для ракетостроения в нем уже, скорее всего, не найдется.
Теория относительности
Сегодня мы поговорим об одной очень грустной истории, которая, впрочем, похоже, достигла своего конца. Оставив у разбитого корыта как украинских ракетостроителей, так и частную российскую компанию S7 Space, которую небезосновательно называли «последней надеждой отечественной космической индустрии». Речь, как вы, наверное, уже догадались, пойдет про плавучий космодром «Морской старт», а также советскую (а затем — украинскую) ракету «Зенит». Сейчас и то, и другое можно назвать историей.
Но сначала пару слов о том, что же такое «Морской старт» и зачем он нужен. Изначально космодром был совместным проектом американской компании Boeing, российской РКК «Энергия» и еще ряда других организаций. Идея состояла в том, чтобы привезти ракету на экватор морским путем, где самые лучшие условия для старта, так как можно наилучшим образом эффективно использовать скорость вращения Земли. Наполеоновские планы по удешевлению космических запусков столкнулись с суровой реальностью: доставлять ракеты было дорого, обслуживать космодром тяжело, а надежность стартов хромала. Как итог: скромные 36 запусков с 1999 года по 2014-й. Из них три неудачных, а один — частично успешный. Для сравнения, Китай только за один 2018 год совершил в сумме 39 космических стартов. США — 31.
Спасательная «Группа»
Не удивительно, что вскоре стороны потеряли интерес к проекту, а затем в СМИ просочились данные о неназванном инвесторе, который хочет выкупить космодром. Уже потом станет известно, что им оказалась российская компания S7 Group во главе с Владиславов Филевым и трагически погибшей недавно Наталией Филёвой. В апреле прошлого года группа компаний S7 закрыла сделку по покупке имущественного комплекса Sea Launch, предметом которой стали корабль Sea Launch Commander, платформа Odyssey, наземное оборудование в базовом порту Лонг-Бич (США) и товарный знак «Морского старта».
Почти сразу СМИ начали величать Филева «русским Илоном Маском», хотя, справедливости ради, о многоразовости он не говорил. Это будет позже. Проблема была в том, что космодром мог использовать только украинскую ракету «Зенит», которую собирали на «Южмаше». Преимущественно из российских комплектующих, включая двигатели РД-171. Ранее с «Морского старта» запускали такие ракеты как: Зенит-2, Зенит-3SL, Зенит-2SLБ, Зенит-3SLБ, Зенит-3SLБФ. Названия разные, но по факту одно и то же с некоторыми модификациями. Под другую ракету космодром просто не рассчитан, причем стоимость переделки под иной носитель может быть такова, что легче будет построить другую плавучую платформу.
Час икс настал, когда новый владелец «Морского старта» решил купить у «Южмаша» двенадцать новых носителей «Зенит» для будущих пусков. С возможным возобновлением стартов ракет с плавучего космодрома в 2019-2020 годах. Стороны достигли договоренности, но вскоре что-то пошло не так. В марте российские СМИ писали о том, что S7 Space отказалась от закупки украинских ракет. Тогда же в украинском «Южмаше» поспешили опровергнуть новую информацию.
В настоящее время «Южмаш» не имеет официальных сообщений от заказчика относительно предполагаемого прекращения контракта. Со своей стороны, «Южмаш» не намерен выступать инициатором в этом вопрос,
– заявили на предприятии, а в S7 Space и Роскосмосе не смогли сказать ничего конкретного.
Однако уже тогда было понятно, что шум возник неспроста. «Собираемся», – прокомментировала позже информацию об отказе от контракта совладелец S7 Space Наталья Филева. Конкретных сроков озвучено не было, ровно, как и планов на будущее для Sea Launch.
Удар ниже уровня моря
Шансы на то, что найдется замена для «Зенитов» очень невелики. Напомним, что ранее предполагали использовать украинские ракеты лишь на первом этапе возобновления стартов с Sea Launch, а настоящий успех должен был быть связан с перспективной ракетой «Союз-5», также известной как «Иртыш». Но это не более, чем красивая (или хитрая?) условность. Дело в том, что никакого «Союз-5» нет, а сроки его появления более чем размыты.
Стоит, впрочем, напомнить, что это вообще за ракета. Если говорить кратко, то «Иртыш» должен стать российским аналог «Зенита», который частично унаследует некоторые технические решения ранее отмененного проекта «Русь». Если говорить еще более кратко, то это замена для советских ракет серии «Союз» — уже очень старых. Ее начали создавать примерно в 2015 году, а начало летных испытаний запланировали на 2024 год. Однако, как мы уже заметили выше, нет никаких гарантий, что это будет действительно так. Лучше всего ситуацию может проиллюстрировать история с ракетой «Ангара», которую начали разрабатывать еще в первой половине 90-х, а первый полет ракета совершила только в 2014 году. То есть, грубо говоря, через 20 лет после начала разработки.
Ситуация в ракетно-космической индустрии РФ с тех пор не только не стала лучше, но и во многих отношениях ухудшилась. Постарели опытные кадры, износилась материально-техническая база, многие молодые специалисты уехали за рубеж.
Сложно представить, что будет с «Морским стартом» к моменту начала летных испытаний нового «Союза». Ответ на вопрос, похоже, знает глава космического ведомства.
У «Морского старта» есть свой ресурс. Пока будем разрабатывать ракету, ресурс «Морского старта» будет съеден, поэтому такой задачи нет,
– отметил ранее Дмитрий Рогозин, комментируя перспективы «Союз-5» в рамках его запусков с плавучего космодрома.
Пожалуй, тот редкий случай, когда с Рогозиным можно согласиться. Очень тяжело вообразить, что кто-то будет поддерживать всю морскую инфраструктуру в полной готовности, терпеливо ожидая, когда будет готов носитель для первого старта. А ведь ракету нужно будет еще и интегрировать в «Морской старт» и провести серию испытаний, которая покажет, что носитель может справляться с задачами хотя бы так же, как это делал «Зенит».
Подытожим. Очень жаль, что самый амбициозный российский частный космический проект, похоже, закончился ничем. Вдаваться в причины этого очень сложно, однако можно отметить главную из них. Совершенно ясно, что полноценное российско-украинское сотрудничество в высокотехнологичных отраслях на сегодняшний день почти невозможно в силу причин политического характера. Это огромная проблема для Sea Launch.
Для украинских ракетостроителей отказ S7 от «Зенитов» также стал тяжелым ударом, оправится от которого они, скорее всего, не смогут. Найти других заказчиков в условиях очень высокой конкуренции на мировом рынке не выйдет, а создавать свои космодромы у Украины не получится в силу финансовых ограничений.
При этом украинские власти, скорее всего, вздохнули с облегчением после новости о расторжении контракта. Для них еще один рычаг возможного влияния России остался в прошлом. Но еще важнее то, что Украина просто устала нести «чемодан без ручки» в лице советских ракетостроительных предприятий: денег на их полноценную работу как не было, так и нет. И в будущем тоже не будет. Вообще, полушуточное словосочетание «аграрная сверхдержава» как нельзя лучше показывает курс, который взяла страна. Места для ракетостроения в нем уже, скорее всего, не найдется.
Информация