200 млн долларов: зачем Лукашенко полез в карман России?
Минск в скором времени рассчитывает получить ещё один транш от Евразийского фонда стабилизации и развития. Речь идёт о сумме в 200 миллионов долларов. К слову, главным спонсором такого фонда выступает Россия, а значит, де-факто Белоруссия берёт кредит у Москвы. Примечательно, что Минск за счёт этого транша собирается выплатить более старый долг, ранее выданный Москвой.
Такие средства перечисляются Белоруссии в связи с соглашением, которое было заключено 25 марта 2016 года. Согласно нему Минску предоставляется кредит с общим размеров в 2 миллиарда долларов (процентная ставка по нему была зафиксирована на уровне 4,06% годовых). Это, кстати, уже вторая кредитная программа с ЕФСР.
Раньше Минск уже получал транш (3 миллиарда долларов) по линии фонда под названием Антикризисный фонд ЕврАзЭС по программе 2011-1013 гг. К слову, Белоруссия берёт последние годы кредиты такого объёма не только у России. Ранее, в 2009-2010 годах Белоруссия получила от МВФ 3,5 миллиарда долларов. А уже в 2015 году Минск попросил ещё один кредит в размере 3 миллиарда долларов на 10 лет по ставке 2,28% годовых.
С одной стороны, кажется, что Лукашенко бездумно загоняет страну в долговую яму, поскольку транши государство принимает, но реформы, требуемые кредиторами – выполняет очень медленно.
Но есть и обратная «сторона монеты». Лидер Белоруссии категорически отказывается поднимать тарифы для населения (условия кредита МВФ), выступает против продажи госсобственности, и категорически против закрытия убыточных заводов (тем самым, сохраняя рабочие места в стране).
Итог – государство накапливает долги, но население и производитель в стране дискомфорта не чувствуют. Впрочем, Лукашенко, по всей видимости, этот факт не слишком пугает, ведь процесс, пусть и медленно, но всё же идёт, а само население не чувствует никакой нагрузки.
У Международного валютного фонда несколько другое мнение. В декабре 2017 года он даже предупредил, что рост ВВП в Белоруссии есть, но он составляет всего 2%, а для устойчивого роста этого недостаточно.
Однако Минск к таким заявлениям остаётся равнодушным. Безусловно, долг у страны немалый. Внешний – 15,8 миллиарда долларов, внутренний – 9,3 белорусских рублей (данные минфина Белоруссии по состоянию на 1 февраля текущего года). Но как утверждают многочисленные эксперты, включая главного экономиста Евразийского банка развития Ярослава Лисоволика, ситуация не такая критичная. Тем более, что у некоторых европейских стран соотношение госдолга к ВВП в гораздо больше – до 80% (у Минска менее 50%).
Именно поэтому Белоруссия пока может себе спокойно продвигать реформы в том ключе, в котором она посчитает нужным, а параллельно с этим брать ещё кредиты, даже если это и означает взять деньги только чтобы расплатиться со старыми долгами.
Такие средства перечисляются Белоруссии в связи с соглашением, которое было заключено 25 марта 2016 года. Согласно нему Минску предоставляется кредит с общим размеров в 2 миллиарда долларов (процентная ставка по нему была зафиксирована на уровне 4,06% годовых). Это, кстати, уже вторая кредитная программа с ЕФСР.
Раньше Минск уже получал транш (3 миллиарда долларов) по линии фонда под названием Антикризисный фонд ЕврАзЭС по программе 2011-1013 гг. К слову, Белоруссия берёт последние годы кредиты такого объёма не только у России. Ранее, в 2009-2010 годах Белоруссия получила от МВФ 3,5 миллиарда долларов. А уже в 2015 году Минск попросил ещё один кредит в размере 3 миллиарда долларов на 10 лет по ставке 2,28% годовых.
С одной стороны, кажется, что Лукашенко бездумно загоняет страну в долговую яму, поскольку транши государство принимает, но реформы, требуемые кредиторами – выполняет очень медленно.
Но есть и обратная «сторона монеты». Лидер Белоруссии категорически отказывается поднимать тарифы для населения (условия кредита МВФ), выступает против продажи госсобственности, и категорически против закрытия убыточных заводов (тем самым, сохраняя рабочие места в стране).
Итог – государство накапливает долги, но население и производитель в стране дискомфорта не чувствуют. Впрочем, Лукашенко, по всей видимости, этот факт не слишком пугает, ведь процесс, пусть и медленно, но всё же идёт, а само население не чувствует никакой нагрузки.
У Международного валютного фонда несколько другое мнение. В декабре 2017 года он даже предупредил, что рост ВВП в Белоруссии есть, но он составляет всего 2%, а для устойчивого роста этого недостаточно.
Однако Минск к таким заявлениям остаётся равнодушным. Безусловно, долг у страны немалый. Внешний – 15,8 миллиарда долларов, внутренний – 9,3 белорусских рублей (данные минфина Белоруссии по состоянию на 1 февраля текущего года). Но как утверждают многочисленные эксперты, включая главного экономиста Евразийского банка развития Ярослава Лисоволика, ситуация не такая критичная. Тем более, что у некоторых европейских стран соотношение госдолга к ВВП в гораздо больше – до 80% (у Минска менее 50%).
Именно поэтому Белоруссия пока может себе спокойно продвигать реформы в том ключе, в котором она посчитает нужным, а параллельно с этим брать ещё кредиты, даже если это и означает взять деньги только чтобы расплатиться со старыми долгами.
Информация