Россию хотят заставить спасти украинскую ГТС: как поступить Москве?

Брюссель выступил с инициативой, звучащей на сегодняшний день довольно странно. Вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович сделал заявление о том, что будет добиваться проведения трехсторонних переговоров в формате Россия-Украина-Евросоюз по вопросу транзита газа после 2019 года «до летних каникул, или, как минимум, до конца лета». При этом политик добавил, что «зима уже за углом», и времени на урегулирование сложнейшего спора между «Газпромом» и «Нафтогазом», напрямую затрагивающего интересы европейских потребителей «голубого топлива» осталось мало. В данной ситуации недоумение вызывает всего один момент – а с чего господин Шефчович взял, что Москва и Киев вообще могут договориться?!




Оптимизм вице-президента, надо сказать, бьет ключом – он, еще не усадив за один стол представителей конфликтующих компаний, уже ведет разговоры о заключении контракта между ними ни много ни мало, а на целых десять лет! И это – «как минимум»... Более того, этот договор должен включать в себя еще и «имплементацию европейского газового законодательства». Не слишком ли много пожеланий «одним пакетом»? Самое удивительное, что с подобными прожектами выступает именно Шефчович, принимавший участие в последней подобной трехсторонней встрече и более, чем кто-либо другой в Еврокомиссии осведомленный об истинном положении вещей по данному вопросу.

Еврочиновник не может не знать о твердой позиции «Газпрома», высказанной во время январских переговоров главой его правления, Алексеем Миллером – российский поставщик готов продлить действующие на настоящий момент контракты, ничего не «имплементируя» и не меняя никаких условий в угоду Украине. К тому же Киев должен отказаться от своих безумных требований, отстаиваемых в Стокгольмском арбитраже, не говоря уже о вовсе абсурдных претензиях вроде уплаты совершенно космических сумм «неустойки» за отказ от пользования ГТС «нэзалэжной». На каких-либо иных условиях с «Нафтогазом» и Украиной договариваться о чем-то никто не собирается. России это попросту не нужно – ведь не ее же экономика потеряет 2 миллиарда долларов и ровно треть налоговых поступлений в бюджет каждый год. И это – при условии, что транзит будет прекращен не полностью, а сократится, скажем, с условных 90 миллиардов кубометров до 30.

О варианте полного отказа России от транзита и говорить не приходится – это будет не только крах украинской экономики, но, скорее всего, и чуть ли не конец государственности. Ну так, опять же – не мы «майдан» устраивали, не мы разрывали договора и призывали к братоубийству... За все в жизни надо либо платить, либо расплачиваться, а Украина пытается избежать и того, и другого. Теперь она может сколько угодно пугать Европу «катастрофическими последствиями» своего выпадения из схемы транзита – если это на кого-то и действует, то только на бюрократов из Брюсселя. Германия совместно с Россией строит «Северный поток-2», Венгрия преспокойным образом заключает с Москвой договора о прямых поставках – мир, как видим, не рушится. Неутомимо движущиеся к Европе с Севера и Юга «нитки» российских газопроводов не оставляют поводов для паники никому. Кроме Киева...

С какой радости «Газпром» должен перед ним капитулировать? Зачем нам «ярмо» в виде устаревшей, разваливающейся из-за отсутствия должного обслуживания украинской «трубы», да еще и на целое десятилетие? Право слово, Еврокомиссия, похоже, живет в мире каких-то грез и фантазий, совершенно не связанных с окружающей реальностью. Марош Шефчович говоря о том, что «пока не получил ответа на свое приглашение от участников встречи», списывает все на президентские выборы на Украине и рассчитывает устроить «газовые посиделки» чуть ли не сразу по их окончании. Но ведь в России-то никаких выборов нет! Там просто прекрасно понимают, что разговаривать в данном случае не с кем и не о чем.

Еврокомиссию, согласно ее декларациям, заботит «энергетическая безопасность» Старого Света? Прекрасно! Пусть тогда, вместо попыток навязывания России заведомо неприемлемых для нее долгосрочных контрактов, Брюссель озаботится если не полным прекращением, то хотя бы сведением к минимуму бесконечных придирок к «Северному потоку-2», прекратит чинить ему препоны. И будет тогда безопасность – гарантированно и в лучшем виде! А так создается впечатление, что представителями Европы, из кожи вон лезущими в своих усилиях «склонить» нашу страну к газовому «сожительству» с Украиной, движут вовсе не бескорыстные мотивы. Недаром тот же Шефчович, еще после провальных январских переговоров говоря о подготовленных представляемой им еврокомиссией неких «альтернативных предложениях по сделке», упомянул о весьма характерных вещах. К примеру о том, что объем транзита для украинской ГТС должен быть «коммерчески жизнеспособным» настолько, чтобы «привлечь инвесторов для ее модернизации». Естественно – западных.

Что же это получается, господа? Вы собираетесь взять под контроль украинскую газотранспортную систему, а оплачивать это ваше счастье обязана Россия, принимая на себя абсолютно невыгодные и «коммерчески нежизнеспособные» обязательства по поставкам через нее топлива до скончания веков? Ну, уж – дудки! Договаривайтесь сами – как хотите и с кем хотите. А мы уж лучше будем новые газопроводы строить. Сами же потом нам спасибо скажете!
Использованы фотографии: https://www.portalmorski.pl/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter