Модернизация, конверсия или утиль: Куда пойдут легендарные «Акулы»?
В наследство от Советского союза России достались три уникальных атомных субмарины проекта 941 «Акула» – «Архангельск», «Северсталь» и «Дмитрий Донской». Это самые большие и мощные подводные лодки в мире, легкие в управлении и способные нести до 20 ракет с десятью боевыми блоками каждая.
Судьба их печальна: первым двум уготована мартеновская печь, поскольку «бухгалтера» от Минобороны с калькуляторами говорят, что содержать их «дороговато». «Дмитрий Донской» пока несет службу, но если не произойдет чего-то экстраординарного, то порежут на металл и его.
В защиту уникальных субмарин выступил отставной адмирал Владимир Комоедов:
Есть ли какие-то шансы у чуда советской техники в современной России?
Модернизация
«Акулы» можно переоборудовать в качестве мощнейшей платформы для двух сотен крылатых ракет: «Цирконов», «Ониксов» и «Калибров». Три огромные субмарины – это 600 крылатых ракет, которые можно держать в пределах досягаемости потенциального противника. Напомним, что США не устрашились угрозы наших «Цирконов» как раз из-за того, что у России отсутствует достаточное количество носителей для них, о чем мы рассказывали ранее. К слову, сами американцы уже проделали нечто подобное, переоборудовав свои «Огайо» в платформы-носители «Томагавков», по 154 крылатых ракеты на каждом из четырех атомоходов.
Критики проекта модернизации «Акул» указывают на высокую стоимость, в год содержание одного крейсера выходит около 300 миллионов рублей. Аргумент против инвестиций в собственный ядерный щит просто удивительный и весьма циничный на фоне иных трат российских государственных корпораций. Например, известно, что всего за четыре года «РосНАНО» потратило только на свой автопарк около миллиарда рублей: в 2010 году — 221,47 миллиона, в 2011 году — 248,44, а в 2012 году — 198,82 миллиона.
Получается, что одни только машины команды Чубайса обходились стране в указанный период, почти как содержание «Акулы» в боевом строю. Кроме того, противники модернизации подводных крейсеров умалчивают о том, что подобная программа серьезно стимулировала бы развитие отечественного ВПК. Надо напомнить, что при разработке «Акул» было задействовано порядка тысячи предприятий СССР.
Конверсия
В первый раз идея использования военных атомоходов в народном хозяйстве пришла в голову наших властей в середине девяностых годов. В 1995 году атомная подлодка проекта 671РТМ отвозила на Ямал груз картошки. В 1999 году Совет безопасности РФ дал добро на переоборудование двух «Акул» в подвозные рудовозы для «Норникеля», способные перевозить за один рейс до 10 000 тонн полезного груза. Тогда до реализации подобного необычного проекта не дошло.
В наши дни на проходившем в Санкт-Петербурге Международном арктическом форуме прозвучало предложение Михаила Ковальчука, возглавляющего «Курчатовский институт», создать субмарину, которая будет доставлять газ от подводных месторождений до крупных хабов:
Напрямую про «Акулы» сказано ничего не было, но, если не «Акулы», то кто? Создать с нуля гражданский подводный газовоз своими силами сегодня весьма проблематично.
Третий, наиболее вероятный вариант, если возьмут верх «бухгалтера», это утилизация уникальных субмарин. Собственно, три подлодки уже постигла такая судьба – они были порезаны на металл в период с 2005 по 2009 годы.
Судьба их печальна: первым двум уготована мартеновская печь, поскольку «бухгалтера» от Минобороны с калькуляторами говорят, что содержать их «дороговато». «Дмитрий Донской» пока несет службу, но если не произойдет чего-то экстраординарного, то порежут на металл и его.
В защиту уникальных субмарин выступил отставной адмирал Владимир Комоедов:
Я хотел бы выразить надежду на то, что решение об утилизации двух подводных крейсеров еще не принято, а если принято, то будет пересмотрено. Я бы даже разработал план модернизации.
Есть ли какие-то шансы у чуда советской техники в современной России?
Модернизация
«Акулы» можно переоборудовать в качестве мощнейшей платформы для двух сотен крылатых ракет: «Цирконов», «Ониксов» и «Калибров». Три огромные субмарины – это 600 крылатых ракет, которые можно держать в пределах досягаемости потенциального противника. Напомним, что США не устрашились угрозы наших «Цирконов» как раз из-за того, что у России отсутствует достаточное количество носителей для них, о чем мы рассказывали ранее. К слову, сами американцы уже проделали нечто подобное, переоборудовав свои «Огайо» в платформы-носители «Томагавков», по 154 крылатых ракеты на каждом из четырех атомоходов.
Критики проекта модернизации «Акул» указывают на высокую стоимость, в год содержание одного крейсера выходит около 300 миллионов рублей. Аргумент против инвестиций в собственный ядерный щит просто удивительный и весьма циничный на фоне иных трат российских государственных корпораций. Например, известно, что всего за четыре года «РосНАНО» потратило только на свой автопарк около миллиарда рублей: в 2010 году — 221,47 миллиона, в 2011 году — 248,44, а в 2012 году — 198,82 миллиона.
Получается, что одни только машины команды Чубайса обходились стране в указанный период, почти как содержание «Акулы» в боевом строю. Кроме того, противники модернизации подводных крейсеров умалчивают о том, что подобная программа серьезно стимулировала бы развитие отечественного ВПК. Надо напомнить, что при разработке «Акул» было задействовано порядка тысячи предприятий СССР.
Конверсия
В первый раз идея использования военных атомоходов в народном хозяйстве пришла в голову наших властей в середине девяностых годов. В 1995 году атомная подлодка проекта 671РТМ отвозила на Ямал груз картошки. В 1999 году Совет безопасности РФ дал добро на переоборудование двух «Акул» в подвозные рудовозы для «Норникеля», способные перевозить за один рейс до 10 000 тонн полезного груза. Тогда до реализации подобного необычного проекта не дошло.
В наши дни на проходившем в Санкт-Петербурге Международном арктическом форуме прозвучало предложение Михаила Ковальчука, возглавляющего «Курчатовский институт», создать субмарину, которая будет доставлять газ от подводных месторождений до крупных хабов:
Я бы предложил такую вещь, если идет речь о создании добычных подводных комплексов, почему бы не подумать о подводной транспортировке? Представьте, что мы делаем подводный газовоз: корпус подводной лодки с атомным двигателем.
Напрямую про «Акулы» сказано ничего не было, но, если не «Акулы», то кто? Создать с нуля гражданский подводный газовоз своими силами сегодня весьма проблематично.
Третий, наиболее вероятный вариант, если возьмут верх «бухгалтера», это утилизация уникальных субмарин. Собственно, три подлодки уже постигла такая судьба – они были порезаны на металл в период с 2005 по 2009 годы.
Информация