Как советские «отпускники» сбивали американские самолеты в небе над Кореей

В начале пятидесятых годов на Корейском полуострове произошла трехлетняя война между Республикой Кореей и КНДР. На стороне Сеула принимали участие США, Великобритания и Австралия, на стороне Пхеньяна – китайские «добровольцы» и советские «отпускники». Официально СССР в Корейской войне не участвовал, однако, есть мнение, что именно тогда наши прославленные боевые пилоты доказали Вашингтону, что о легкой победе над нашей страной в атомной войне речи быть не может.




Напомним, что США первыми обзавелись атомными бомбами и успешно испытали их на двух японских городах. Пользуясь своим преимуществом, в Пентагоне в конце сороковых годов разработали план «Дропшот», который предполагал массированную атомную бомбардировку Советского союза с помощью «стратегов» «Суперфортресс». Но в 1949 году СССР провел испытания собственной атомной бомбы, а в следующие три года в Корее показал США, что не будет легкой мишенью для американской авиации.

Силы сторон на полуострове были неравны. Господство Южной Кореи в воздухе обеспечивали более двух тысяч самолетов плюс палубная авиация американцев и англичан на их авианосцах. Кроме того, северокорейские и китайские летчики не имели должного уровня подготовки. На помощь Пхеньяну СССР неофициально отправил 50 истребителей с опытными асами за штурвалом, прошедших Великую Отечественную под командованием легендарного Ивана Кожедуба. Самому Кожедубу, однако, подниматься в воздух было воспрещено. Советские «отпускники» действовали тогда при больших ограничениях. Им нельзя было попадать в плен, поэтому было запрещено летать над Желтым морем, где доминировали американцы. Их форма и позывные были китайскими. «Ван Ю Шин» и «Ли Си Цын», это оттуда.

Сидели наши пилоты за штурвалами МиГ-15, специально выкрашенных в яркие цвета, чтобы отпугивать одним своим видом противника, который догадывался, что за «Ли» или «Ван» готов нажать на гашетку трех пушек. Появление «Цынов» и «Шинов» в небе стало крайне неприятным сюрпризом для неприятеля.

Американцы о своих потерях врут безбожно, но и они называют 12 апреля 1951 года своим «черным днем». Доверимся же рассказу Сергея Крамаренко, нашего прославленного аса, который получил звание Героя Советского союза за войну в Корее, о том, как это было на самом деле.
В тот день ВВС США решили разбомбить стратегически важный мост через реку Ялуцзян, по которой шло снабжение северокорейских войск и китайских «добровольцев». Для этого были направлены полсотни бомбардировщиков В-29 «Суперфортресс» в сопровождении полутора сотен истребителей. Успех авианалета казался несомненным.

Но Иван Кожедуб считал иначе. Сергей Крамаренко рассказывает так:

Это был первый случай, когда командир нашей 324-й дивизии полковник Иван Кожедуб поднял в воздух все боеспособные самолёты нашей дивизии: 48 истребителей МиГ-15. На земле осталась только дежурная пара — два самолёта.


По словам советского аса, из 50 американских бомбардировщиков до цели долетели и отбомбились только 3. Мост получил незначительные повреждения и вскоре был восстановлен. Зато заплатили за этот «успех» ВВС США 12-ю «Суперфортрессами» и 4 истребителями F-84. Это то, что наши летчики видели своими глазами падающим на землю. Остальные были изрешечены пушками МиГ-15 и едва вернулись на аэродром, после чего многие были списаны. Американцы в своем стиле врали про всего лишь 3 сбитых В-29, но при этом признавали этот славный день для себя «черным». Впрочем, впоследствии они начали признавать большие потери, но все равно они остаются заниженными. Нельзя же Пентагону развенчивать легенду о своей непобедимости, которая продекларирована в гимне ВВС США: «Мы живём в славе или падаем, объятые пламенем. Привет! Ничто не остановит ВВС США!»

Остановили. Кстати, жалостливые советские пилоты не расстреливали катапультировавшихся американских летчиков. Впрочем, этот неписаный этикет необъявленной войны двух сверхдержав не был взаимным. После этого урока американцы забыли о ковровых бомбардировках и стали гораздо скромнее. О возможной авиационной атаке с атомными бомбами на СССР речи уже не шло. Итогом стал многомесячный перерыв в налетах. В октябре 1951 года ВВС США попытались повторить атаку воздушной армадой на строящиеся военные аэродромы. В результате было потеряно еще 20 стратегических бомбардировщиков В-29.

Война продлилась три года. Советские асы из воздушной дивизии Кожедуба сбили за это время 215 самолетов, потеряв своих 23 и 10 пилотов. При этом некоторые наши сбитые летчики погибли уже на земле, от рук союзников, которые не смогли понять, что перед ними не противник. А 64-й истребительно-авиационный корпус уничтожил за тот же период 1252 самолета противника, из них на счет авиации пришлось 1099, остальное сбили зенитчики. Общие потери составили 319 наших самолетов и 120 летчиков.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

2 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. semsemch Офлайн
    semsemch 18 июня 2019 00:56
    -2
    • 0
    • 2
    64-й истребительно-авиационный корпус уничтожил за тот же период 1252 самолета противника, из них на счет авиации пришлось 1099, остальное сбили зенитчики. Общие потери составили 319 наших самолетов и 120 летчиков.

    Кто и когда поверит в эту чушь?
    Советские летчики, которых немцы сбивали пачками, якобы одержали победу над американскими летчиками, которые сбивали пачками немцев. Если кто не в курсе, на Восточном фронте немцы потеряли только 28% своей боевой авиации. А основная часть люфтов была уничтожена именно англо-саксами.
    Где и когда советские летчики вдруг научились летать и воевать?
    Данные исследования RAND Corporation 2008 года показывают, что в ходе Корейской войны соотношение числа сбитых самолетов в воздушных боях F-86 (Сейбр) с МиГ-15 ближе к 1,8:1, а для МиГ-15, пилотируемых советскими лётчиками (Russian flown), с большей вероятностью 1,3:1.
    Т.е. потери советских истребителей БЫЛИ БОЛЬШЕ потерь американских истребителей.
    1. gorenina91 Офлайн
      gorenina91 (Ирина) 29 июня 2019 07:25
      +1
      • 1
      • 0
      -Да именно так...

      -Наши "асы" имели колоссальное преимущество...-реактивные скоростные Миг-15 , вооруженные скорострельными пушками :1- 37 мм пушка Н-37 и 2- 23 мм пушки НС-23 ..., которые наносили больший ущерб "Сейбрам" , на которых стояли всего лишь пулемёты и , которые не причиняли нашим мигам таких разрушений (вдобавок ко всему этим "сейбрам" надо было прикрывать свои неповоротливые бомбардировщики) , а потом , после боя ...- всем им возвращаться через море , чтобы сесть на палубу авианосца или дальний аэродром (любое повреждение после боя или нехватка горючего ...-это падение на палубу авианосца или в море)....

      -И тем не менее наши "асы" , у которых и аэродромы были буквально под боком и на суше и вся задача их была исключительно в "своеобразной охоте" (им прикрывать и охранять никого не надо было) ...- только сбивать и сбивать неповоротливые американские бомберы и сейбры... -Но тем не менее наши "асы" просто провалили поставленную перед ними задачу... -Они не смогли сорвать бомбёжки американских ВВС... -И именно американские ВВС с воздуха , своими непрекращающимися методическими бомбёжками , просто разнесли в хлам успешно наступающие северокорейские войска и целый миллион китайских добровольцев (даже сын Мао Цзэдуна погиб тогда от американской бомбёжки) и этим в последний момент и спасли.., уже практически разбитые, безнадёжно отступающие и готовые сдаться южнокорейские войска...
      -Я уже писала по этой теме...и довольно подробно...
      -"Диванные патриоты" тогда проявили себя ...как наши "асы"...-против врага проявить себя не смогу ...-так хоть минусы наклепаю...-так безопаснее...