Минфин хочет запретить банкам блокировать счета россиян
Минфин России решил внести изменения в «антиотмывочное» законодательство и выступил с инициативой усложнить банкам процесс блокировки счетов клиентов. Поправки коснутся федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115.
В Минфине сообщили «Известиям», что законопроект разработан для защиты интересов добросовестных клиентов банков. И как объяснили в ведомстве, банки часто блокируют счета клиентов без объяснения причин, чем наносят вред их деятельности. Поэтому Минфин захотел навести порядок и лишить банки трактовать законодательство на свое усмотрение, т.е. конкретизировать основания, по которым банки имели бы право принимать решения о блокировке счетов, отказе в совершении операции и открытии счета.
Нужно отметить, что Банк России также принимает участие в обсуждении законопроекта. При этом российские коммерческие банки уже выступили против инициативы Минфина. Они бездоказательно утверждают, что такие поправки «резко увеличат «теневой» сектор». Банки привыкли руководствоваться по отношению к деньгам клиентов своими внутренними правилами. Однако если законопроект будет одобрен, то банки уже не смогут действовать так, как им заблагорассудится.
Для начала банку придется найти документальные свидетельства того, что операция клиента является рискованной («серой», «теневой», «отмывочной» и тд.) и только после этого блокировать. То есть правила должны быть простыми, ясными, четкими и недвусмысленными. Нет доказательств – блокировать нельзя.
Уточняется, что если у клиента нет справки, что он «хороший» (документа подтверждающего добросовестность его действий), то это не может быть основанием препятствовать его деятельности. Более того, если у клиента были отказы в открытии счета или проведении транзакций, то это не будет являться основанием для блокировки его счетов.
Кроме того, банкам придется отчитываться перед Росфинмониторингом и Банком России о причинах, побудивших отказать клиенту. И если ведомства (регуляторы) сочтут действия банка безосновательными, то банк будет обязан удовлетворить клиента. Но больше всего банки боятся того, что им придется предоставлять по запросу клиента письменное доказательство обоснованности своих подозрений в течение пяти рабочих дней. Так что понятно, почему банки взвыли хором. Значит инициатива Минфина правильная.
В Минфине сообщили «Известиям», что законопроект разработан для защиты интересов добросовестных клиентов банков. И как объяснили в ведомстве, банки часто блокируют счета клиентов без объяснения причин, чем наносят вред их деятельности. Поэтому Минфин захотел навести порядок и лишить банки трактовать законодательство на свое усмотрение, т.е. конкретизировать основания, по которым банки имели бы право принимать решения о блокировке счетов, отказе в совершении операции и открытии счета.
Нужно отметить, что Банк России также принимает участие в обсуждении законопроекта. При этом российские коммерческие банки уже выступили против инициативы Минфина. Они бездоказательно утверждают, что такие поправки «резко увеличат «теневой» сектор». Банки привыкли руководствоваться по отношению к деньгам клиентов своими внутренними правилами. Однако если законопроект будет одобрен, то банки уже не смогут действовать так, как им заблагорассудится.
Для начала банку придется найти документальные свидетельства того, что операция клиента является рискованной («серой», «теневой», «отмывочной» и тд.) и только после этого блокировать. То есть правила должны быть простыми, ясными, четкими и недвусмысленными. Нет доказательств – блокировать нельзя.
Уточняется, что если у клиента нет справки, что он «хороший» (документа подтверждающего добросовестность его действий), то это не может быть основанием препятствовать его деятельности. Более того, если у клиента были отказы в открытии счета или проведении транзакций, то это не будет являться основанием для блокировки его счетов.
Кроме того, банкам придется отчитываться перед Росфинмониторингом и Банком России о причинах, побудивших отказать клиенту. И если ведомства (регуляторы) сочтут действия банка безосновательными, то банк будет обязан удовлетворить клиента. Но больше всего банки боятся того, что им придется предоставлять по запросу клиента письменное доказательство обоснованности своих подозрений в течение пяти рабочих дней. Так что понятно, почему банки взвыли хором. Значит инициатива Минфина правильная.
Информация