Помогут ли американцам «Замволты» в борьбе с русским «Белгородом»
Поданный не так давно на рассмотрение Конгресса США 30-летний (до 2049 года) план постройки и развития американских Военно-морских сил впечатляет своим размахом и четко дает понять – Соединенные Штаты и впредь намерены сохранять за собой статус морской державы мира №1, не жалея на это ни сил, ни средств. Однако, амбициозные проекты это одно, а вот реалии, с которыми сталкиваются «морские волки» под звездно-полосатым флагом – несколько другое. Попытаемся детально рассмотреть вопрос о том, насколько осуществимы претензии Вашингтона на полное господство на морях и океанах планеты.
Начать стоит с того, что военные аналитики Пентагона пришли к выводу: для поддержания хотя бы паритета со стремительно развивающимися ВМФ России и Китая, которых там видят основными потенциальными противниками, военно-морские силы страны должны располагать не менее, чем 355 боевыми кораблями. На сегодняшний день это количество равняется 287 вымпелам, да и то с серьезными оговорками, о которых мы еще упомянем. Уже к 2024 году его планируют довести до 314, а далее – до цифры, озвученной выше. При этом не менее 55 судов планируется закупить, так сказать, «с иголочки».
О чем конкретно речь? США, несмотря ни на что, не собираются отказываться от составлявших десятилетиями основу не только их военно-морской, но и геополитической мощи авианосцев. Более того, количество авианосных групп планируют даже увеличить – до 12. Основой новых «ударных кулаков» ВМС США, всегда готовых нести прелести американской демократии всему миру, станут новые авианосцы типа «Джеральд Форд». Пока что бороздящих воды «старичков» класса «Нимитц» ожидает постепенное (по одному в четыре года) списание и утилизация. А вот другую важнейшую часть флота – атомные подводные лодки, постигнет сокращение. Их должно остаться 42 вместо имеющихся сейчас 56. Правда, на смену нынешних ракетоносных «Огайо» должны прийти более современные «Колумбии». Количество собираются компенсировать качеством.
Не забыли составители плана и об эсминцах, крейсерах, а также «флоте прибрежной зоны», количественный состав которого в США собираются серьезно нарастить. Интересным моментом является также то, что тамошний ВМФ собираются основательно пополнить беспилотными боевыми кораблями. Уже к 2024 году Пентагон рассчитывает ввести в строй не менее 10 роботизированных надводных судов и 9 больших подводных лодок. Согласно утверждению контр-адмирала ВМФ США Рэнди Крайтса, на подобное решение его коллег сподвигли как раз успехи Китая и России в данной области. Немалую роль, по словам контр-адмирала, сыграло еще и то соображение, что «обычные» американские военные суда, несущие полновесную команду, совершенно свободно могут быть пущены ко дну одной-единственной русской или китайской ракетой, превратившись в одночасье в братскую могилу для сотен, если не тысяч моряков.
Как предполагается, корабли-беспилотники, просто незаменимые при «выявлении и определении угроз и атак», будут выигрывать в сравнении со своими обычными аналогами за счет большей автономности, меньших размеров и «более низкой стоимости». Правда, как раз относительно последнего пункта имеются более, чем серьезные сомнения. Как, впрочем, и касательно «подъемности» всех военно-морских планов Пентагона для государственного бюджета Соединенных Штатов.
Как известно, гладко выглядящие на бумаге выкладки штабистов и теоретиков имеют весьма скверное свойство рассыпаться вдребезги, соприкоснувшись с грубой реальностью. То про овраги забудут, то еще что-то упустят... Беспрецедентным по своим масштабам планам Пентагона по созданию военного флота, не имеющего равных на планете, предстоит столкнуться не с какими-то там неровностями почвы, а с гораздо более серьезным препятствием – финансовыми вопросами. Сметная стоимость предъявленной Конгрессу «большой морской программы» составляет не менее 800 миллиардов долларов на 30 лет. То есть – в реализацию проекта придется «вбрасывать» чуть меньше 30 миллиардов ежегодно. И это, заметьте – на все: от закупки новых судов до утилизации идущих под нож «ветеранов». На первоначальном этапе (с 2020 по 2024 год) потребуется около 110 миллиардов долларов. Но это – как говорится, в идеале.
Фактически, по всем пунктам программы Пентагон изначально заявляет о возможных «допусках» – в сторону увеличения цены, естественно. Так, создание уже упомянутой выше «беспилотной армады» обойдется в 4 миллиарда – но только ориентировочно. Пока что военное ведомство определилось только с производителем подводных беспилотников «Орка». Их будет строить корпорация Boeing. Ну, та самая, в которой (естественно, по совершенно случайному совпадению!) долго и плодотворно трудился нынешний исполняющий обязанности главы американского оборонного ведомства Патрик Шанахан. Кто будет создавать остальные «чудеса техники» и в какие конкретно расходы это выльется, пока неведомо. Впрочем, уже сейчас в Пентагоне говорят, что цифра в 4 миллиарда «может быть увеличена». Зная аппетиты ребят из этой конторы и их поставщиков из американских корпораций ВПК, совершенно не удивлюсь, если в разы.
Подобные предположения подтверждаются, к примеру, судьбой тех самых новейших ракетоносных подлодок класса «Колумбия», которые, согласно плану должны стать одной из основных ударных сил ВМФ США. Тревогу забило правительственное Управление государственной подотчетности (GAO), ревизоры которого выяснили, что ни в какие рамки изначально заложенной сметы данный проект и близко не укладывается! Изначально разработка и создание 12 подводных ракетоносцев должно было обойтись американским налогоплательщикам в 128 миллиардов долларов, из которых 115 должны были уйти, собственно, на постройку подводных лодок. Работы над ними должны были к концу 2020 финансового года завершиться, как минимум, на 83%. И что?! А то, что уже в 2021 году Пентагону придется выпрашивать у Конгресса дополнительное финансирования для «Колумбий». Без этого – никак.
Самый же неприятный вывод, сделанный въедливыми аналитиками GAO, заключается в том, что причины неготовности встать в строй у будущей «гордости флота» состоят не в мелких недоделках, а в серьезных проблемах работы «сердца» корабля – энергетической установки. Более того, как утверждается в соответствующем отчете, эти проблемы уже вряд ли могут быть устранены полностью, сколько денег не вбухивай. Вот вам и «новейшие суда». И это, кстати, касается далеко не только одной «Колумбии».
Не меньшую головную боль Пентагону принес (и продолжает приносить по сей день) еще один представитель «военно-морских сил США будущего» – авианосец «Джеральд Форд». Это судно, вроде бы, введенное в строй ВМФ еще два года назад, по сей день пенит волны, не имея на борту ни единого боевого самолета. Причины банальны – огромное количество огрехов, недочетов, недоделок, допущенных при постройке корабля. Буквально сразу же после спуска «Джеральда Форда» на воду на нем пришлось переделывать едва ли не все, что имело отношение к палубной авиации. Взлетно-посадочная полоса и близко не отвечала требованиям безопасности. Электромагнитная катапульта способна была обеспечить количество вылетов, вдесятеро (!) меньшее, чем от нее требовалось. Та же история произошла и с аэрофинишерами – с той только разницей, что их эффективность оказалась ниже проектной в 60 с лишним раз! Из 11 подъемников для подачи на палубу боеприпасов не работал ни один... Кстати говоря, проблемы были, как выяснилось впоследствии, с программным обеспечением шибко «умного» оборудования для доставки из трюма ракет, снарядов и бомб. Ну, с этим на авианосце вообще беда – «глючит» все, что только может.
И это – при том, что «Джеральд Форд» «слопал» 13 миллиардов бюджетных денег, превратившись, тем самым, в наиболее дорогой авианосец за историю ВМФ США. Да за такие деньги – и такое качество?! Спуская его на воду, Дональд Трамп в своей обычной пафосно-хвастливой манере что-то там брякнул насчет «стотысячетонного послания миру». Вот уж послание, так послание... Кстати говоря, с силовой установкой у судна также имеются проблемы. Из-за них «Джеральд Форд» снова встал на очередной и далеко не краткосрочный ремонт. Самое интересное, что по тактико-техническим характеристикам этот «новейший» авианосец не превосходит предназначенные к списанию в утиль «Нимитцы» практически ни в чем! Те же габариты, та же скорость, тот же размер несомой авиационной группировки... Ну, разве что электронная «начинка» поновее, реактор помощнее, да автоматизации корабельных процессов побольше, что позволило убрать с корабля 700 человек экипажа. Впрочем, к чему приводят все эти компьютерные «навороты» в реальности, сказано выше. Простейший вопрос: «А стоило ли огород городить?» в Пентагоне никому в голову, наверняка, не приходит.
Любят там «поиграться» с техническими новинками – за деньги налогоплательщиков, естественно. Чему-то научить американских морских волков должна была бы история с эсминцем «Замволт» (на фото), кстати, спущенным на воду тогда же, когда и «Джеральд Форд» – в 2013 году. Еще один «корабль будущего», ага... Его вообще-то планировали вооружить ничем иным, как рельсотроном! С бредовыми идеями относительно создания такового Пентагон расстался относительно недавно. С тех пор и не знают, что ж такого приткнуть на эсминец, чтобы он, как было заявлено, мог крушить вражеские береговые укрепления и системы ПВО, оставаясь в полной недосягаемости хотя бы для артиллерии противника. Додумались было поставить совершенно монструозную артустановку, бьющую на полтораста километров, да вот выяснилось, что каждый снаряд для таковой изначально имевший «смешную» стоимость в 35 тысяч долларов при мелкосерийном выпуске обойдется чуть ли не в миллион «зеленых», если не того больше! Обломались...
Как видим, дельцы американского военно-промышленного комплекса обладают непревзойденным талантом в области пускания на ветер совершенно фантастических сумм из оборонных бюджетов. В их умелых руках десятки и сотни тысяч долларов как-то незаметно превращаются в миллионы, а там – и в миллиарды. Правда, все с тем же плачевным результатом. Уточним – на 2019 финансовый год армии США выделено 22 миллиарда долларов на закупку новых систем вооружения. Всей армии... Как собираются укладываться в сколько-нибудь вменяемые рамки те, кто планирует создать до 2049 года «непобедимую армаду» под звездно-полосатыми флагами, уму непостижимо.
Когда статья уже готовилась к печати, в отечественных и мировых СМИ прошло короткое сообщение о спуске на воду в России новейшей подводной лодки «Белгород». На Западе тоскливый ужас: «Неужели это тот самый носитель для русского «Посейдона», о котором говорил Путин? И что теперь с нами будет?!»
К слову, субмарина действительно крайне опасная. Если «Белгород», как сообщается, действительно сможет нести до четырех «Посейдонов», а это, на минуточку, уничтожение сразу четырех авианосных групп противника, то перед американцами встает, по сути, неразрешимая проблема. «Посейдон» перемешается с высокой скоростью на глубинках до 1000 метров. Систем, способных перехватывать такие цели, в мире не существует.
Без лишней помпы и громких речей Россия реализует проекты, дающие ей неоспоримое преимущество в военно-морской сфере. А вы пока планируйте, господа, планируйте. Планы – это дело полезное.
Догнать и перегнать... Россию и Китай!
Начать стоит с того, что военные аналитики Пентагона пришли к выводу: для поддержания хотя бы паритета со стремительно развивающимися ВМФ России и Китая, которых там видят основными потенциальными противниками, военно-морские силы страны должны располагать не менее, чем 355 боевыми кораблями. На сегодняшний день это количество равняется 287 вымпелам, да и то с серьезными оговорками, о которых мы еще упомянем. Уже к 2024 году его планируют довести до 314, а далее – до цифры, озвученной выше. При этом не менее 55 судов планируется закупить, так сказать, «с иголочки».
О чем конкретно речь? США, несмотря ни на что, не собираются отказываться от составлявших десятилетиями основу не только их военно-морской, но и геополитической мощи авианосцев. Более того, количество авианосных групп планируют даже увеличить – до 12. Основой новых «ударных кулаков» ВМС США, всегда готовых нести прелести американской демократии всему миру, станут новые авианосцы типа «Джеральд Форд». Пока что бороздящих воды «старичков» класса «Нимитц» ожидает постепенное (по одному в четыре года) списание и утилизация. А вот другую важнейшую часть флота – атомные подводные лодки, постигнет сокращение. Их должно остаться 42 вместо имеющихся сейчас 56. Правда, на смену нынешних ракетоносных «Огайо» должны прийти более современные «Колумбии». Количество собираются компенсировать качеством.
Не забыли составители плана и об эсминцах, крейсерах, а также «флоте прибрежной зоны», количественный состав которого в США собираются серьезно нарастить. Интересным моментом является также то, что тамошний ВМФ собираются основательно пополнить беспилотными боевыми кораблями. Уже к 2024 году Пентагон рассчитывает ввести в строй не менее 10 роботизированных надводных судов и 9 больших подводных лодок. Согласно утверждению контр-адмирала ВМФ США Рэнди Крайтса, на подобное решение его коллег сподвигли как раз успехи Китая и России в данной области. Немалую роль, по словам контр-адмирала, сыграло еще и то соображение, что «обычные» американские военные суда, несущие полновесную команду, совершенно свободно могут быть пущены ко дну одной-единственной русской или китайской ракетой, превратившись в одночасье в братскую могилу для сотен, если не тысяч моряков.
Как предполагается, корабли-беспилотники, просто незаменимые при «выявлении и определении угроз и атак», будут выигрывать в сравнении со своими обычными аналогами за счет большей автономности, меньших размеров и «более низкой стоимости». Правда, как раз относительно последнего пункта имеются более, чем серьезные сомнения. Как, впрочем, и касательно «подъемности» всех военно-морских планов Пентагона для государственного бюджета Соединенных Штатов.
Подсчитали – прослезились...
Как известно, гладко выглядящие на бумаге выкладки штабистов и теоретиков имеют весьма скверное свойство рассыпаться вдребезги, соприкоснувшись с грубой реальностью. То про овраги забудут, то еще что-то упустят... Беспрецедентным по своим масштабам планам Пентагона по созданию военного флота, не имеющего равных на планете, предстоит столкнуться не с какими-то там неровностями почвы, а с гораздо более серьезным препятствием – финансовыми вопросами. Сметная стоимость предъявленной Конгрессу «большой морской программы» составляет не менее 800 миллиардов долларов на 30 лет. То есть – в реализацию проекта придется «вбрасывать» чуть меньше 30 миллиардов ежегодно. И это, заметьте – на все: от закупки новых судов до утилизации идущих под нож «ветеранов». На первоначальном этапе (с 2020 по 2024 год) потребуется около 110 миллиардов долларов. Но это – как говорится, в идеале.
Фактически, по всем пунктам программы Пентагон изначально заявляет о возможных «допусках» – в сторону увеличения цены, естественно. Так, создание уже упомянутой выше «беспилотной армады» обойдется в 4 миллиарда – но только ориентировочно. Пока что военное ведомство определилось только с производителем подводных беспилотников «Орка». Их будет строить корпорация Boeing. Ну, та самая, в которой (естественно, по совершенно случайному совпадению!) долго и плодотворно трудился нынешний исполняющий обязанности главы американского оборонного ведомства Патрик Шанахан. Кто будет создавать остальные «чудеса техники» и в какие конкретно расходы это выльется, пока неведомо. Впрочем, уже сейчас в Пентагоне говорят, что цифра в 4 миллиарда «может быть увеличена». Зная аппетиты ребят из этой конторы и их поставщиков из американских корпораций ВПК, совершенно не удивлюсь, если в разы.
Подобные предположения подтверждаются, к примеру, судьбой тех самых новейших ракетоносных подлодок класса «Колумбия», которые, согласно плану должны стать одной из основных ударных сил ВМФ США. Тревогу забило правительственное Управление государственной подотчетности (GAO), ревизоры которого выяснили, что ни в какие рамки изначально заложенной сметы данный проект и близко не укладывается! Изначально разработка и создание 12 подводных ракетоносцев должно было обойтись американским налогоплательщикам в 128 миллиардов долларов, из которых 115 должны были уйти, собственно, на постройку подводных лодок. Работы над ними должны были к концу 2020 финансового года завершиться, как минимум, на 83%. И что?! А то, что уже в 2021 году Пентагону придется выпрашивать у Конгресса дополнительное финансирования для «Колумбий». Без этого – никак.
Самый же неприятный вывод, сделанный въедливыми аналитиками GAO, заключается в том, что причины неготовности встать в строй у будущей «гордости флота» состоят не в мелких недоделках, а в серьезных проблемах работы «сердца» корабля – энергетической установки. Более того, как утверждается в соответствующем отчете, эти проблемы уже вряд ли могут быть устранены полностью, сколько денег не вбухивай. Вот вам и «новейшие суда». И это, кстати, касается далеко не только одной «Колумбии».
У матросов есть вопросы
Не меньшую головную боль Пентагону принес (и продолжает приносить по сей день) еще один представитель «военно-морских сил США будущего» – авианосец «Джеральд Форд». Это судно, вроде бы, введенное в строй ВМФ еще два года назад, по сей день пенит волны, не имея на борту ни единого боевого самолета. Причины банальны – огромное количество огрехов, недочетов, недоделок, допущенных при постройке корабля. Буквально сразу же после спуска «Джеральда Форда» на воду на нем пришлось переделывать едва ли не все, что имело отношение к палубной авиации. Взлетно-посадочная полоса и близко не отвечала требованиям безопасности. Электромагнитная катапульта способна была обеспечить количество вылетов, вдесятеро (!) меньшее, чем от нее требовалось. Та же история произошла и с аэрофинишерами – с той только разницей, что их эффективность оказалась ниже проектной в 60 с лишним раз! Из 11 подъемников для подачи на палубу боеприпасов не работал ни один... Кстати говоря, проблемы были, как выяснилось впоследствии, с программным обеспечением шибко «умного» оборудования для доставки из трюма ракет, снарядов и бомб. Ну, с этим на авианосце вообще беда – «глючит» все, что только может.
И это – при том, что «Джеральд Форд» «слопал» 13 миллиардов бюджетных денег, превратившись, тем самым, в наиболее дорогой авианосец за историю ВМФ США. Да за такие деньги – и такое качество?! Спуская его на воду, Дональд Трамп в своей обычной пафосно-хвастливой манере что-то там брякнул насчет «стотысячетонного послания миру». Вот уж послание, так послание... Кстати говоря, с силовой установкой у судна также имеются проблемы. Из-за них «Джеральд Форд» снова встал на очередной и далеко не краткосрочный ремонт. Самое интересное, что по тактико-техническим характеристикам этот «новейший» авианосец не превосходит предназначенные к списанию в утиль «Нимитцы» практически ни в чем! Те же габариты, та же скорость, тот же размер несомой авиационной группировки... Ну, разве что электронная «начинка» поновее, реактор помощнее, да автоматизации корабельных процессов побольше, что позволило убрать с корабля 700 человек экипажа. Впрочем, к чему приводят все эти компьютерные «навороты» в реальности, сказано выше. Простейший вопрос: «А стоило ли огород городить?» в Пентагоне никому в голову, наверняка, не приходит.
Любят там «поиграться» с техническими новинками – за деньги налогоплательщиков, естественно. Чему-то научить американских морских волков должна была бы история с эсминцем «Замволт» (на фото), кстати, спущенным на воду тогда же, когда и «Джеральд Форд» – в 2013 году. Еще один «корабль будущего», ага... Его вообще-то планировали вооружить ничем иным, как рельсотроном! С бредовыми идеями относительно создания такового Пентагон расстался относительно недавно. С тех пор и не знают, что ж такого приткнуть на эсминец, чтобы он, как было заявлено, мог крушить вражеские береговые укрепления и системы ПВО, оставаясь в полной недосягаемости хотя бы для артиллерии противника. Додумались было поставить совершенно монструозную артустановку, бьющую на полтораста километров, да вот выяснилось, что каждый снаряд для таковой изначально имевший «смешную» стоимость в 35 тысяч долларов при мелкосерийном выпуске обойдется чуть ли не в миллион «зеленых», если не того больше! Обломались...
Как видим, дельцы американского военно-промышленного комплекса обладают непревзойденным талантом в области пускания на ветер совершенно фантастических сумм из оборонных бюджетов. В их умелых руках десятки и сотни тысяч долларов как-то незаметно превращаются в миллионы, а там – и в миллиарды. Правда, все с тем же плачевным результатом. Уточним – на 2019 финансовый год армии США выделено 22 миллиарда долларов на закупку новых систем вооружения. Всей армии... Как собираются укладываться в сколько-нибудь вменяемые рамки те, кто планирует создать до 2049 года «непобедимую армаду» под звездно-полосатыми флагами, уму непостижимо.
Когда статья уже готовилась к печати, в отечественных и мировых СМИ прошло короткое сообщение о спуске на воду в России новейшей подводной лодки «Белгород». На Западе тоскливый ужас: «Неужели это тот самый носитель для русского «Посейдона», о котором говорил Путин? И что теперь с нами будет?!»
К слову, субмарина действительно крайне опасная. Если «Белгород», как сообщается, действительно сможет нести до четырех «Посейдонов», а это, на минуточку, уничтожение сразу четырех авианосных групп противника, то перед американцами встает, по сути, неразрешимая проблема. «Посейдон» перемешается с высокой скоростью на глубинках до 1000 метров. Систем, способных перехватывать такие цели, в мире не существует.
Без лишней помпы и громких речей Россия реализует проекты, дающие ей неоспоримое преимущество в военно-морской сфере. А вы пока планируйте, господа, планируйте. Планы – это дело полезное.
Информация