Battle for space: can Russia create its analogue to the ISS

Let's talk about whether it is possible to create an orbital station by the forces of Roscosmos alone, without the participation of the United States, China and other players.




Already not ahead of the planet


The Soviet Mir and the international ISS are the result of an incredibly long and very difficult road. The Soviet Union was the first to enter it, launching in April 1971 the first manned orbital station (OS) in history - Salyut-1. The Americans will launch their first and only station, Skylab, later. This will happen only in 1973. However, this somewhat belated achievement fades against the backdrop of the creation of the World, which became the first inhabited multi-module station in the history of civilization. That is, roughly speaking, “real”, and not just representing a spaceship put into orbit and left there.

An even greater achievement was the international ISS, which is several times larger than the World. It could not do without Russia either: the country played an important role in the construction of the station: fortunately, it inherited from the USSR a powerful heavy-class Proton missile, which was very useful in this difficult task. Incidentally, cheap Soyuz rockets also came in handy. Together with the spaceships of the same name. However, this is a separate topic for discussion.

Better think about what awaits the station. There is no definite answer, however, according to experts, they will abandon it in the mid-2020s. The price of the program has already exceeded 150 billion: at the same time, neither the United States, nor Russia, nor the European Union see the special scientific sense of “forever” supporting the ISS. In practice, this means that the Russian manned space program will remain out of work. After all, there are simply no alternatives to delivering crews to the station: Russia’s lunar ambitions seem to have finally been ordered to live long. And if the astronaut’s landing on the satellite takes place, then this should be expected no earlier than the mid-2030s. What to do up to this point?



Good "Science"


A couple of years ago, officials with enviable persistence talked about the national orbital station, which, if you believe them, can be created on the basis of the ISS modules. I would like to note right away that the station will be significantly inferior to the international station in its dimensions and capabilities, which is logical, since Roscosmos simply does not have 150 billion dollars.

What can be such a station? From open sources it turns out that the modules can be divided into two categories: those that want to use after their application on the ISS and completely new ones.

Modules from the ISS:

  • Multifunctional laboratory module "Science";
  • Scientific and energetic module;
  • Universal Nodal module "Berth".

New modules:

  • Experimental transformable module;
  • Gateway module.

Only five. Mention of the national orbital station is in the Federal Space Program 2016-2025. However, its provisions are so blurred (faster, higher, stronger!) That it does not make sense to seriously consider the main points regarding the national OS.

We only note that even if we are talking about modules from the ISS, none of them has yet been launched and docked to the International Space Station. The largest of them is the scientific and energy module. Its volume should be 92 cubic meters, which is more than the Science module (70 cubic meters) and the Berth module (19 cubic meters) combined. However, they want to launch it only in 2022, that is, after the long-suffering Science.


They wanted to launch the latter back in 2007, but then the deadlines were constantly postponed. Now the launch of the Science rocket is scheduled for 2020, but there is no guarantee that this date will not be rescheduled at a later time. The fact is that now almost all experts unanimously reiterate the moral obsolescence of the components and assemblies of the apparatus. And the ISS lifespan, as noted above, is not unlimited. So far, everything speaks in favor of the fact that the module is simply “merged”, and Russia for the first time in its modern history in ten years will not deliver a single module to the station.

However, this will no longer matter in the context of creating a national OS. In March this year, a source in the space industry told RIA News that "Science" will be de facto unsuitable for use within the national station.

Due to the impossibility of cleaning the regular fuel tanks of the Nauka module from contamination, it was decided to replace them with fuel tanks produced by the Lavochkin NPO. However, the new tanks are not designed for repeated use, they are disposable. Thus, the replacement will allow the module to reach and dock to the ISS after launching into a low orbit by the Proton rocket, but the tanks cannot be refueled

- said the source.

It is unlikely that such a decision would have been taken at Roscosmos, seriously planning the creation of a national station, since Nauka should have become, if not the basis for it, then one of the most important modules. Without it, the timing of the creation of the station will certainly be shifted by at least another few years. And even more.

But, again, there is no real reason to believe that the leadership of the space department at least seriously wants to get a national OS. The empty talk of officials, as well as the hope of “miraculous” investments from China, have no real power. The Middle Kingdom made it clear: China will have its own - purely Chinese modular space station. And for its creation there is already almost everything necessary. But partners are not particularly needed.



A future without space


The famous journalist Andrei Borisov in his recent article “How Roscosmos destroys the Russian cosmonautics” wrote the following about this:

However, there is no doubt that Roskosmos will solve its financial problems. To do this, you just need to abandon manned astronautics and ambitions to conquer deep space, leaving disposable and uncompetitive Angara missiles designed for rare launches of military satellites.


What does the name of one of Metallica’s songs “Sad But True” sound like. In the current conditions, there is only one development, in which Russia will be able to maintain its manned space program and receive conditionally “its” OS. If we can convince the United States and Europe that Russian specialists are needed to create a new lunar station, Lunar Orbital Platform-Gateway. Formally, nobody closed the doors in front of his nose, but so far the Western countries are not eager to see Roscosmos in the project. The states made this clear when they announced that Russia should switch to Western technical standards, which Dmitry Rogozin’s department is not ready for. How not ready and political the country's leadership to establish good relations with the West (and without this, talk of cooperation is meaningless).

We are still being kept in the project, but with great pleasure we would have got rid

- a source in the rocket and space industry said last year about this.


It is also interesting that the Lunar Orbital Platform-Gateway is actively criticized in the States themselves, and Donald Trump is eager to land astronauts on the Moon, sacrificing an international partnership within the lunar station. However, we repeat, Roscosmos simply has no other options. Talk about a national orbital station is untenable: not with technicalneither scientific nor economic side. And cooperation with China, if it will be beneficial for someone, is only for China itself, which is never averse to borrowing other people's technologies.
  • Author:
  • Used photos: http://dwnews.net
2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.
I have an account? Sign in
  1. core Offline core
    core April 28 2019 12: 21
    +1
    the usual article of a vsepopalschik. everything is bad. maybe not bad? but you didn’t think that they are trying to drag us into the space race? they did not succeed in drawing into the next arms race, they are trying from the other side. will be vital, so there will be a station or lunar landing, and so, just for the sake of "prestige", no one needs it. everything is gone - China is there, America is here, but in fact they have nothing. China repeats the Soviet-Russian space program. The United States cannot even finish a manned ship. look around, we are bred for money.
  2. Elfhybr888 Offline Elfhybr888
    Elfhybr888 April 28 2019 18: 06
    +2
    Nice, high quality article. Space is a very expensive pleasure. Not every country can afford it at a serious level. The main practical benefits are communications, meteorology, planet monitoring. You have to hold on to this part. And all this "sleepwalking", "Marsism" - like 40 years ago for the big show-off.

Битва за космос: сможет ли Россия создать свой аналог МКС

Поговорим о том, возможно ли создание орбитальной станции силами одного лишь Роскосмоса, без участия США, Китая и иных игроков.





Уже не впереди планеты


Советский «Мир» и международная МКС – результат невероятно долгой и очень тяжелой дороги. Первым на нее вступил Советский Союз, выведя в апреле 1971 года первую в истории пилотируемую орбитальную станцию (ОС) – «Салют-1». Американцы свою первую и единственную станцию – «Скайлэб» – запустят позже. Это случится лишь в 1973 году. Однако это несколько запоздалое достижение меркнет на фоне создания «Мира», ставшего первой в истории цивилизации обитаемой многомодульной станцией. То есть, грубо говоря, «настоящей», а не представляющей собой просто выведенный на орбиту и оставленный там космический корабль.

Еще большим достижением стала уже международная МКС, которая в несколько раз крупнее «Мира». Без России и тут не обошлось: страна сыграла важную роль в строительстве станции: благо она унаследовала от СССР мощную ракету «Протон» тяжелого класса, которая очень пригодилась в этом нелегком деле. Пришлись кстати и дешевые ракеты «Союз». Вместе с одноименными космическими кораблями. Впрочем, это уже отдельная тема для дискуссии.

Лучше поразмыслим, что ждет станцию. Однозначного ответа нет, однако, по мнению экспертов, уже в середине 2020-х от нее откажутся. Цена программы уже перевалила за 150 миллиардов: в то же время ни США, ни Россия, ни Евросоюз не видят особого научного смысла «вечно» содержать МКС. На практике это означает, что российская пилотируемая космонавтика останется не у дел. Ведь альтернатив доставке экипажей на станцию сейчас просто нет: лунные амбиции России, похоже, окончательно приказали долго жить. И если высадка космонавтов на спутник и состоится, то этого стоит ожидать не ранее середины 2030-х годов. Что делать до этого момента?



Хорошая «Наука»


Пару лет назад чиновники с завидным упорством рассказывали про национальную орбитальную станцию, которая, если верить им, может быть создана на основе модулей МКС. Сразу хочется отметить, что по своим габаритам и возможностям станция будет существенно уступать международной, что логично, так как у Роскосмоса 150 миллиардов долларов просто нет.

Что же может собой представлять такая станция? Из открытых источников получается, что модули можно условно разделить на две категории: те, которые хотят использовать после их применения на МКС и совершенно новые.

Модули из состава МКС:

  • Многофункциональный лабораторный модуль «Наука»;
  • Научно-энергетический модуль;
  • Универсальный Узловой модуль «Причал».

Новые модули:

  • Экспериментальный трансформируемый модуль;
  • Шлюзовой модуль.

Всего пять. Упоминания про национальную орбитальную станцию есть в Федеральной космической программе 2016-2025 годов. Однако ее положения настолько размыты (быстрее, выше, сильнее!), что всерьез рассматривать основные тезисы касательно национальной ОС, смысла нет.

Отметим лишь, что даже если речь идет про модули из состава МКС, то ни один из них пока еще не запущен и не пристыкован к Международной космической станции. Самый большой из них это – научно-энергетический модуль. Его объем должен составлять 92 кубометра, что больше, чем модуль «Наука» (70 кубометров) и модуль «Причал» (19 кубометров) вместе взятые. Однако его хотят запустить только в 2022 году, то есть – уже после многострадальной «Науки».


Последнюю хотели запустить еще в 2007 году, но потом сроки постоянно переносили. Теперь старт ракеты с «Наукой» намечен на 2020-й год, однако нет гарантий, что эту дату снова не перенесут на более позднее время. Дело в том, что сейчас почти все эксперты в один голос твердят о моральном устаревании узлов и агрегатов аппарата. Да и срок жизни МКС, как уже отмечали выше, не безграничен. Пока что все говорит в пользу того, что модуль просто «сольют», а Россия впервые в своей современной истории за десять лет не доставит на станцию ни одного модуля.

Впрочем, это уже будет неважно в контексте создания национальной ОС. В марте этого года источник в космической индустрии рассказал РИА Новости о том, что «Наука» де-факто будет непригодна для использования в рамках национальной станции.

В связи с невозможностью очистки от загрязнения штатных топливных баков модуля «Наука» принято решение заменить их топливными баками производства НПО имени Лавочкина. Однако новые баки не рассчитаны на многократное использование, они одноразовые. Таким образом, замена позволит модулю после выведения на низкую орбиту ракетой «Протон» собственным ходом добраться и пристыковаться к МКС, но баки нельзя будет дозаправлять топливом

– заявил источник.

Едва ли такое решение в Роскосмосе приняли бы, всерьез планируя создание национальной станции, так как «Наука» должна была стать если не основой для нее, то одним из важнейших модулей. Без нее сроки создания станции непременно сдвинут еще, как минимум, на несколько лет. А то и больше.

Но, повторимся, нет никаких реальных оснований верить в то, что руководство космического ведомства хоть сколь-нибудь серьезно хочет получить национальную ОС. Пустые разговоры чиновников, а также надежда на «чудодейственные» инвестиции из Китая не имеют реальной силы. Поднебесная четко дала понять: у Китая будет своя – чисто китайская модульная космическая станция. И для ее создания уже есть практически все необходимое. А вот партнеры не особо нужны.



Будущее без космоса


Известный журналист Андрей Борисов в своем недавнем материале «Как Роскосмос уничтожает российскую космонавтику» писал по этому поводу следующее:

Однако можно не сомневаться, что «Роскосмос» решит свои финансовые проблемы. Для этого нужно всего лишь отказаться от пилотируемой космонавтики и амбиций по покорению дальнего космоса, оставив одноразовые и неконкурентоспособные ракеты семейства «Ангара», предназначенные для редких запусков военных спутников.


Как звучит название одной из песен группы Metallica «Sad But True». В нынешних условиях есть лишь одно развитие событий, при котором Россия сможет сохранить свою пилотируемую космонавтику и получит условно «свою» ОС. Если удастся убедить США и Европу, что российские специалисты нужны в деле создания новой лунной станции Lunar Orbital Platform-Gateway. Чисто формально двери перед носом никто не закрывал, но пока что западные страны не горят желанием видеть в проекте Роскосмос. Штаты дали это понять, когда объявили, что Россия должна перейти на западные технические стандарты, к чему ведомство Дмитрия Рогозина не готово. Как не готово и политическое руководство страны налаживать хорошие отношения с Западом (а без этого разговоры о сотрудничестве лишены смысла).

Нас пока держат в проекте, но с большим удовольствием избавились бы

– отметил по этому поводу источник в ракетно-космической индустрии в прошлом году.


Интересно и то, что Lunar Orbital Platform-Gateway активно критикуют в самих Штатах, а Дональд Трамп рвется высадить астронавтов на Луне, принеся в жертву международное партнерство в рамках лунной станции. Однако, повторимся, других вариантов у Роскосмоса просто нет. Разговоры про национальную орбитальную станцию несостоятельны: ни с технической, ни с научной, ни с экономической стороны. А сотрудничество с Китаем если и будет для кого-то выгодным, то только для самого Китая, который никогда не прочь позаимствовать чужие технологии.
Использованы фотографии: http://dwnews.net
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

2 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. ядро Офлайн
    ядро 28 апреля 2019 12:21
    +1
    • 2
    • 1
    обычная статья всёпропальщика. всё плохо. а может не плохо? а вы вот не думали, что нас пытаются втянуть в космическую гонку? в очередную гонку вооружений не получилось втянуть, пробуют с другой стороны. будет жизненно необходимо, значит будет своя станция или лунная высадка, а так, просто ради "престижа", ни кому не надо. всё пропало - Китай там, Америка сям, а по факту у них нет ничего. Китай повторяет Советскую-Российскую космическую программу. США даже пилотируемый корабль не могут допилить. оглянитесь, нас разводят на деньги.
  2. Elfhybr888 Офлайн
    Elfhybr888 28 апреля 2019 18:06
    +2
    • 2
    • 0
    Хорошая, качественная статья. Космос - очень дорогое удовольствие. Не всякая страна может его позволить себе на серьезном уровне. Основная практическая польза - это связь, метеорология, мониторинг планеты. За эту часть надо держаться. А весь этот "лунатизм", "марсизм" - как и 40 лет назад для больших понтов.