Дешево и сердито: Роскосмос хочет доставлять людей на МКС всего за два часа
Вполне разумная инициатива. Что даже странно, с учетом последних скандалов в космическом ведомстве РФ.
Так как стоимость проекта Международной космической станции давно «перевалила» за 150 миллиардов долларов, к ней есть вполне справедливые претензии как у США (главный инвестор), так и у Европы. В России недовольство чаще всего связано с тем, что «мы снабжаем западную орбитальную станцию». Однако сейчас ни для РФ, ни для ее западных партнеров альтернативы нет. Китай не горит желанием видеть в проекте создания своей первой многомодульной станции никого, кроме специалистов самой Поднебесной. А лунно-орбитальную станцию Lunar Orbital Platform-Gateway могут создать только в 30-е. Или вообще никогда не создать.
Между тем, и американцам, и россиянам нужно чем-то «занять» тысячи специалистов, занятых сейчас в пилотируемой космонавтике. На практике это означает, что никто разом не будет отказываться от МКС, не имея реальной альтернативы. Иными словами, сроки вывода станции из эксплуатации могут сдвинуть: с предполагаемой сейчас середины 2020-х на более поздний срок. А значит, доставка грузов и астронавтов будет еще как минимум десяток лет стоять на повестке дня.
Успеет ли к моменту отказа от станции появиться «Федерация» – неизвестно. Но это и не важно: пока что Россия худо-бедно справляется со своими задачами при помощи пилотируемого космического корабля «Союз» и беспилотного «Прогресса». А новый космический корабль если и нужен, то для чего-то более серьезного: например, доставки космонавтов на Луну. Однако этого мы можем вообще никогда не дождаться. Слишком уж дорогое это удовольствие, а у России таких денег нет, да и не факт, что Америка сможет реализовать что-то подобное до конца 2020-х.
Собственно, высокая скорость доставки на МКС – это также еще и элемент экономии, которая бы очень кстати пришлась ведомству Дмитрия Рогозина. Сейчас российские корабли добираются до станции или по стандартной двухсуточной схеме или по быстрой шестичасовой. В 2018 и 2019 годах для космических грузовиков «Прогресс» применили сверхбыструю двухвитковую схему, которая позволила добраться до станции всего лишь за три часа.
Впрочем, немного отвлечемся от рекордов. Стоит ли говорить, насколько сложная инженерная задача стоит перед специалистами, когда нужно доставить на орбитальную станцию корабль. Один пример: при отделении «Союза» или «Прогресса» от третьей ступени ракеты, они находятся на высоте примерно 200 километров, в то время как МКС летает на 400-450 километровой высоте. Важнейшими параметрами, определяющими возможность стыковки, являются так называемые фазовый угол и фазовый диапазон. Первый – это угол между кораблем и целью в плоскости орбиты, а второй – допустимые значения фазового угла, при которых возможна стыковка.
При использовании двухсуточной схемы фазовый диапазон весьма велик – порядка 150°, а фазовый угол находится обычно в диапазоне 200-400°. Шестичасовая схема гораздо более строгая – необходимо уложиться в фазовый угол 30±15°.
Эти и другие особенности сказываются на цене для главных партнеров россиян – американцев. Как следует из открытых источников, за последние десять лет полеты на орбиту на « Союзах» подорожали для астронавтов NASA в четыре раза – с 21,8 миллионов долларов за человека до почти 82 миллионов. Россия «не жадная», просто пилотируемая космонавтика обходится очень не дешево.
Что же предлагает Роскосмос сейчас? По сведеньям РИА Новости, специалисты прорабатывают возможность одновитковой схемы при полетах на МКС. Причем занять такой полет может всего лишь два часа времени, что тоже немаловажно, если учесть, что «Союзы» никогда не входили в число самых удобных для экипажа космических кораблей.
– отмечает в своем материале агентство со ссылкой на сайт «Энергии».
Там же говорится о других плюсах такого решения, кроме экономии и удобства. Самым главным из них можно назвать то, что сейчас одновитковую схему рассматривают в рамках реализации двухпусковой концепции полета к Луне. Для нее планируют стыковку выведенного на околоземную орбиту пилотируемого космического корабля с разгонным блоком, на котором применили жидкий водород и кислород. Данный блок не может двое суток лететь к кораблю, так как используемые компоненты топлива в этом случае превратятся в газообразные и испарятся.
– говорится в сообщении «Энергии».
Не сказать, что рекорды последних лет не удивили экспертов, ровно, как и нельзя сказать, что одновитковая схема доставки – обычная «показуха». Вовсе нет. Однако, справедливости ради, подобные рекорды ставили и раньше. Тем более, что в годы холодной войны космос был гораздо более важен мировым сверхдержавам. Абсолютный рекорд принадлежит СССР: 15 апреля 1968 беспилотный космический аппарат «Союз», получивший обозначение «Космос-213», пристыковался к однотипному «Космосу-212» всего лишь через 47 минут после запуска.
Рекордную пилотируемую стыковку тоже могли выполнить в СССР: когда пилотируемый корабль «Союз-3» сблизился с беспилотным «Союз-2» меньше, чем за час. Операция сорвалась из-за неправильного положения корабля. Так что рекорд пилотируемой сейчас стыковки принадлежит Штатам. В 1966 году Gemini-11 за один час и 34 минуты состыковался с аппаратом «Аджена-XI», что тоже является несомненным достижением.
В наше время эксперты не имеют однозначного мнения относительно того, какая схема лучше. Все зависит от обстоятельств.
– сказал в 2018 году главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин.
В целом же, применение более совершенной электроники позволит обезопасить путешествия к МКС. Теперь, если станция будет вынуждена уклониться от космического мусора, это не обязательно сорвет доставку грузов и экипажа. Что же касается перспектив «Союзов» и «Прогрессов», то одновитковая схема не сделает их современными и полностью отвечающими требованиям своего времени. Напомним, что «Прогресс», в отличие от корабля Dragon не может возвращаться обратно на Землю с грузами после полета на станцию. А на борту «Союза» при всем желании не получится разместить семь человек, как на Dragon V2. Поэтому разработка новых космических аппаратов – одна из ключевых задач для космического ведомства РФ.
МКС: была, есть. Будет?
Так как стоимость проекта Международной космической станции давно «перевалила» за 150 миллиардов долларов, к ней есть вполне справедливые претензии как у США (главный инвестор), так и у Европы. В России недовольство чаще всего связано с тем, что «мы снабжаем западную орбитальную станцию». Однако сейчас ни для РФ, ни для ее западных партнеров альтернативы нет. Китай не горит желанием видеть в проекте создания своей первой многомодульной станции никого, кроме специалистов самой Поднебесной. А лунно-орбитальную станцию Lunar Orbital Platform-Gateway могут создать только в 30-е. Или вообще никогда не создать.
Между тем, и американцам, и россиянам нужно чем-то «занять» тысячи специалистов, занятых сейчас в пилотируемой космонавтике. На практике это означает, что никто разом не будет отказываться от МКС, не имея реальной альтернативы. Иными словами, сроки вывода станции из эксплуатации могут сдвинуть: с предполагаемой сейчас середины 2020-х на более поздний срок. А значит, доставка грузов и астронавтов будет еще как минимум десяток лет стоять на повестке дня.
Успеет ли к моменту отказа от станции появиться «Федерация» – неизвестно. Но это и не важно: пока что Россия худо-бедно справляется со своими задачами при помощи пилотируемого космического корабля «Союз» и беспилотного «Прогресса». А новый космический корабль если и нужен, то для чего-то более серьезного: например, доставки космонавтов на Луну. Однако этого мы можем вообще никогда не дождаться. Слишком уж дорогое это удовольствие, а у России таких денег нет, да и не факт, что Америка сможет реализовать что-то подобное до конца 2020-х.
Быстрый и еще быстрее
Собственно, высокая скорость доставки на МКС – это также еще и элемент экономии, которая бы очень кстати пришлась ведомству Дмитрия Рогозина. Сейчас российские корабли добираются до станции или по стандартной двухсуточной схеме или по быстрой шестичасовой. В 2018 и 2019 годах для космических грузовиков «Прогресс» применили сверхбыструю двухвитковую схему, которая позволила добраться до станции всего лишь за три часа.
Впрочем, немного отвлечемся от рекордов. Стоит ли говорить, насколько сложная инженерная задача стоит перед специалистами, когда нужно доставить на орбитальную станцию корабль. Один пример: при отделении «Союза» или «Прогресса» от третьей ступени ракеты, они находятся на высоте примерно 200 километров, в то время как МКС летает на 400-450 километровой высоте. Важнейшими параметрами, определяющими возможность стыковки, являются так называемые фазовый угол и фазовый диапазон. Первый – это угол между кораблем и целью в плоскости орбиты, а второй – допустимые значения фазового угла, при которых возможна стыковка.
При использовании двухсуточной схемы фазовый диапазон весьма велик – порядка 150°, а фазовый угол находится обычно в диапазоне 200-400°. Шестичасовая схема гораздо более строгая – необходимо уложиться в фазовый угол 30±15°.
Эти и другие особенности сказываются на цене для главных партнеров россиян – американцев. Как следует из открытых источников, за последние десять лет полеты на орбиту на « Союзах» подорожали для астронавтов NASA в четыре раза – с 21,8 миллионов долларов за человека до почти 82 миллионов. Россия «не жадная», просто пилотируемая космонавтика обходится очень не дешево.
Что же предлагает Роскосмос сейчас? По сведеньям РИА Новости, специалисты прорабатывают возможность одновитковой схемы при полетах на МКС. Причем занять такой полет может всего лишь два часа времени, что тоже немаловажно, если учесть, что «Союзы» никогда не входили в число самых удобных для экипажа космических кораблей.
По мнению специалистов-баллистиков РКК «Энергия», реализовать одновитковую схему сближения возможно уже через два-три года
– отмечает в своем материале агентство со ссылкой на сайт «Энергии».
Там же говорится о других плюсах такого решения, кроме экономии и удобства. Самым главным из них можно назвать то, что сейчас одновитковую схему рассматривают в рамках реализации двухпусковой концепции полета к Луне. Для нее планируют стыковку выведенного на околоземную орбиту пилотируемого космического корабля с разгонным блоком, на котором применили жидкий водород и кислород. Данный блок не может двое суток лететь к кораблю, так как используемые компоненты топлива в этом случае превратятся в газообразные и испарятся.
Срок использования такого разгонного блока после выведения невелик, поэтому быстрое сближение и стыковка с ним – крайне актуальная задача. Еще одна область применения быстрых схем сближения корабля со станцией – проведение спасательных операций в космосе, когда фактор времени может стать критическим
– говорится в сообщении «Энергии».
Привет из СССР
Не сказать, что рекорды последних лет не удивили экспертов, ровно, как и нельзя сказать, что одновитковая схема доставки – обычная «показуха». Вовсе нет. Однако, справедливости ради, подобные рекорды ставили и раньше. Тем более, что в годы холодной войны космос был гораздо более важен мировым сверхдержавам. Абсолютный рекорд принадлежит СССР: 15 апреля 1968 беспилотный космический аппарат «Союз», получивший обозначение «Космос-213», пристыковался к однотипному «Космосу-212» всего лишь через 47 минут после запуска.
Рекордную пилотируемую стыковку тоже могли выполнить в СССР: когда пилотируемый корабль «Союз-3» сблизился с беспилотным «Союз-2» меньше, чем за час. Операция сорвалась из-за неправильного положения корабля. Так что рекорд пилотируемой сейчас стыковки принадлежит Штатам. В 1966 году Gemini-11 за один час и 34 минуты состыковался с аппаратом «Аджена-XI», что тоже является несомненным достижением.
В наше время эксперты не имеют однозначного мнения относительно того, какая схема лучше. Все зависит от обстоятельств.
Американцы тоже стыковались на Gemini на втором витке не от хорошей жизни. Ведь невесомость воздействует на вестибулярный аппарат и пилот, а американцы стыковались только вручную, мог потерять пространственную ориентацию, что и произошло с Георгием Береговым на «Союзе-3» при попытке стыковки с «Союзом-2» в 1968 году. Отчасти поэтому пилотируемые корабли стали стыковаться с орбитальными станциями сначала по суточной, а потом и по двухсуточной схеме, что и происходит последние 38 лет
– сказал в 2018 году главный редактор журнала «Новости космонавтики» Игорь Маринин.
В целом же, применение более совершенной электроники позволит обезопасить путешествия к МКС. Теперь, если станция будет вынуждена уклониться от космического мусора, это не обязательно сорвет доставку грузов и экипажа. Что же касается перспектив «Союзов» и «Прогрессов», то одновитковая схема не сделает их современными и полностью отвечающими требованиям своего времени. Напомним, что «Прогресс», в отличие от корабля Dragon не может возвращаться обратно на Землю с грузами после полета на станцию. А на борту «Союза» при всем желании не получится разместить семь человек, как на Dragon V2. Поэтому разработка новых космических аппаратов – одна из ключевых задач для космического ведомства РФ.
Информация