Миллиарды на «Федерацию»: для российского корабля нет реальных целей
Спустя несколько лет проволочек, «Роскосмос» перешел от затянувшейся стадии чертежей к сборке многоразового космического корабля, получившего название «Федерация». Самарское предприятие, входящее в структуру госкорпорации, получило заказ на изготовление корпуса агрегатного отсека и возвращаемого аппарата. Казалось бы, надо радоваться, но ряд экспертов отреагировал на это известие весьма сдержанно. Что не так с нашей «Федерацией», попробуем разобраться.
Разработка многоразового корабля, который должен сменить надежные, но устаревшие и тесноватые «Союзы», началась еще в 2009 году. Официально задачами «Федерации» являются обеспечение независимости России в доступе в космос с собственной территории, полеты на орбиту, доставка грузов и пассажиров на орбитальные станции, полеты к Луне с целью высадки и ее изучения. Отечественный корабль весьма вместителен и предназначен для шести членов экипажа. В дальнейшем «Федерация» может быть использована для полетов к поясу астероидов и даже к Марсу.
Однако судьба проекта оказалась непростой. Строительство должно было начаться еще в 2016 году, а первый полет состояться в 2023-м, но старт работ постоянно переносился. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин объяснил это деятельностью неких «нерадивых товарищей», которых ему «пришлось уволить». Отметим, что «Федерация» несколько упростилась, выйдя из стадии чертежей: ранее предполагалось, что на 80% корабль будет состоящим из композитных материалов для уменьшения его массы, но теперь он весь будет алюминиевым.
Стало быть, наш космический прорыв все же произошел, и страна получит через несколько лет современный многоразовый корабль, который обеспечит нам надежный путь к МКС и откроет нам дорогу к Луне, астероидам и Марсу? Не совсем так. К МКС «Федерация» не полетит. Несколько месяцев назад Дмитрий Рогозин заявил, что корабль не для МКС, а для Луны и дальнего космоса. Получается, что на коммерческих запусках у нас так и останутся трехместные «Союзы», а шестиместный аппарат стоимостью 57,56 миллиарда рублей – для задач более глобальных.
Но с полетами к Луне и тем более к Марсу все еще сложнее. Сверхтяжелой ракеты соответствующего класса у России нет. По самым оптимистичным прогнозам она может появиться не ранее 2028 года. И с этим тоже намечаются большие проблемы, считает Иван Моисеев, эксперт Института космической политики:
Моисеев напоминает, что как раз к «эффективности» расходования средств «Роскосмосом» имеются вопросы. О том, что внутри госкорпорации все не очень гладко, может свидетельствовать и массовый переход в компанию S7 Space части коллектива РКК «Энергия», ранее работавшего над «Федерацией».
Космонавт-испытатель Марк Серов, добровольно покинувший структуру «Роскосмоса», поясняет, что работа над проектом ведется недостаточно серьезно. Например, экипаж космического корабля должен формироваться и готовиться уже сейчас, но этого не происходит. Коллектив разработчиков пытался отстаивать свою позицию, однако услышан не был, после чего написал заявление об увольнении по собственному желанию.
При самом неблагоприятном исходе Россия может остаться с кораблем, на который будут потрачены десятки миллиардов бюджетных рублей, а он будет еще долго стоять на земле, поскольку реальных задач под него пока нет.
Разработка многоразового корабля, который должен сменить надежные, но устаревшие и тесноватые «Союзы», началась еще в 2009 году. Официально задачами «Федерации» являются обеспечение независимости России в доступе в космос с собственной территории, полеты на орбиту, доставка грузов и пассажиров на орбитальные станции, полеты к Луне с целью высадки и ее изучения. Отечественный корабль весьма вместителен и предназначен для шести членов экипажа. В дальнейшем «Федерация» может быть использована для полетов к поясу астероидов и даже к Марсу.
Однако судьба проекта оказалась непростой. Строительство должно было начаться еще в 2016 году, а первый полет состояться в 2023-м, но старт работ постоянно переносился. Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин объяснил это деятельностью неких «нерадивых товарищей», которых ему «пришлось уволить». Отметим, что «Федерация» несколько упростилась, выйдя из стадии чертежей: ранее предполагалось, что на 80% корабль будет состоящим из композитных материалов для уменьшения его массы, но теперь он весь будет алюминиевым.
Стало быть, наш космический прорыв все же произошел, и страна получит через несколько лет современный многоразовый корабль, который обеспечит нам надежный путь к МКС и откроет нам дорогу к Луне, астероидам и Марсу? Не совсем так. К МКС «Федерация» не полетит. Несколько месяцев назад Дмитрий Рогозин заявил, что корабль не для МКС, а для Луны и дальнего космоса. Получается, что на коммерческих запусках у нас так и останутся трехместные «Союзы», а шестиместный аппарат стоимостью 57,56 миллиарда рублей – для задач более глобальных.
Но с полетами к Луне и тем более к Марсу все еще сложнее. Сверхтяжелой ракеты соответствующего класса у России нет. По самым оптимистичным прогнозам она может появиться не ранее 2028 года. И с этим тоже намечаются большие проблемы, считает Иван Моисеев, эксперт Института космической политики:
Самые приблизительные оценки стоимости запуска человека к Луне выходят за рамки российского бюджета. Конечно, если бросить все деньги на космонавтику, то можно уложиться.
Моисеев напоминает, что как раз к «эффективности» расходования средств «Роскосмосом» имеются вопросы. О том, что внутри госкорпорации все не очень гладко, может свидетельствовать и массовый переход в компанию S7 Space части коллектива РКК «Энергия», ранее работавшего над «Федерацией».
Космонавт-испытатель Марк Серов, добровольно покинувший структуру «Роскосмоса», поясняет, что работа над проектом ведется недостаточно серьезно. Например, экипаж космического корабля должен формироваться и готовиться уже сейчас, но этого не происходит. Коллектив разработчиков пытался отстаивать свою позицию, однако услышан не был, после чего написал заявление об увольнении по собственному желанию.
При самом неблагоприятном исходе Россия может остаться с кораблем, на который будут потрачены десятки миллиардов бюджетных рублей, а он будет еще долго стоять на земле, поскольку реальных задач под него пока нет.
Информация