Почему SpaceX судится из-за российского двигателя

Государственную корпорацию «Роскосмос» вполне справедливо критикуют за низкую эффективность ее работы. Порой раздаются мнения о том, что надо передать все в руки частных собственников, и тогда все наладится. В качестве удачного примера приводят, как правило, Соединенные Штаты Америки, где успешно функционирует сразу несколько частных космических компаний. Однако практика показывает, что и в США полно бардака. Так, компания Илона Маска SpaceX подала в суд на американские ВВС из-за несправедливого, по ее мнению, тендера.





Примечательно, что поссорился «гений пиара» с Пентагоном из-за российских двигателей РД-180. Широко известно, что они широко применяются в космической программе США после отказа от «Шаттлов». Первый контракт на их поставку был заключен еще в 1997 году, то есть, американцы уже два десятилетия летают в космос на российских двигателях. Компания ULA ставит их на первую ступень ракеты Atlas V, которая после отработки падает в океан. Благодаря такому нерачительному использованию американцами многоразовых двигателей российский «Энергомаш» был обеспечен большим портфелем заказов, который составляет до половины его выручки.

Конечно, бесконечно продолжаться такое не могло. Вашингтон поставил целью избавиться от зависимости от Кремля, тем более, что некоторые отечественные политики прямо призывали прекратить поставки РД-180 в США в качестве ответа на западные санкции. Был организован тендер, победители которого получат гарантированные многомиллиардные заказы на запуски. Претендентов было четыре: ULA с ракетой Vulcan, Northrop Grumman с OmegA, Blue Origin с его New Glenn и SpaceX.

Так вот, компания Илона Маска осталась за бортом. Первый претендент получил от государства 967 миллионов долларов, второй – 791,6 миллиона, а третий – 500 миллионов. SpaceX не получила ничего, несмотря на то, что считается одним из лидеров рынка. И тогда ее представители начали заявлять «странное»:

Были заключены контракты на три «не построенные и никогда не летавшие» ракетные системы, которые не будут готовы к полётам в установленные правительством сроки, что «нанесёт ущерб целям», намеченным в программе ВВС.


Любопытное признание, но можно ли его списать только на обиду проигравшего?

Дело в том, что сама SpaceX, чтобы вывести на орбиту свой Falcon, вынуждена использовать сразу девять маршевых двигателей Merlin 1D+. Для сравнения, Atlas V хватает всего одного РД-180 для выполнения аналогичных задач. Американцам приходится ставить много силовых установок из-за слабости тяги каждого по отдельности. Недавно Маск заявил, что его перспективный двигатель Raptor даже превосходит РД-180, но это еще предстоит доказать годами эксплуатации.

Интересная разработка BE-4 от компании Джефа Бэзоса Blue Origin, но и она вдвое по тяге уступает российскому конкуренту. Поэтому их придется ставить сразу два на ракету-носитель, то есть, переплачивать вдвое за каждый запуск. Также необходимо помнить, что это все «новоделы», которым бывают свойственны детские болезни, на что и намекает в своем заявлении компания SpaceX.

В сухом остатке получается, что перед нами банальная грызня за госзаказы между корпорациями, где во главу угла ставятся деньги и сроки, а не технологичность и эффективность, и большой вопрос, какова роль коррупционной составляющей при выборе победителей тендеров.
Использованы фотографии: https://www.sde.org.tr
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

4 комментария
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Генерал Гау Офлайн
    Генерал Гау 26 мая 2019 20:01
    0
    • 3
    • 3
    Сравнение BE-4 и РД-180, в пользу последнего либо несколько лукавое, рассчитанное на диллетантов, либо написана человеком далёким от ракетной тематики.
    Дьявол кроется в деталях:
    — У Be-4 одна камера имеет тягу 249 тс, у РД-180 две камеры имеют тягу 390тс
    — Выставляемое в качестве "достоинства" РД-180 давление в камере в 2 раза превышающее давление в камере BE-4, на самом деле является недостатком, так как существенно усложняет конструкцию и повышает требования к надёжности нагруженных высокой температурой узлов.
    — Превышение веса железа у BE-4 (хотя таких данных пока нет) с лихвой компенсируется весом запасаемого метана, который в 2(!!!) раза легче керосина.
    При всех достоинствах РД-180 , это двигатель прошлого века, через два года он даром не понадобится даже Китаю.
    1. Винтик Офлайн
      Винтик (Геннадий) 27 мая 2019 08:53
      +1
      • 3
      • 2
      Лук со стрелами изобрели давно, очень давно, а всё равно им пользуются, генерал!
      Вот когда движок не понадобится, тогда и напишешь.
      1. Генерал Гау Офлайн
        Генерал Гау 27 мая 2019 09:51
        -1
        • 2
        • 3
        З0 лет достаточный срок для того что бы создать метановый двигатель. Увы, Россия - страна винтиков, которые способны только проедать задел СССР.
  2. Сергей Латышев (Серж ) 26 мая 2019 22:37
    0
    • 2
    • 2
    Ерунда тезисы статьи.
    SpaceX денег хочет или бонусы. Уж за пол миллиарда можно и побороться/посудится...
    Крупные предприятия судятся без конца, вон наши нефтяники или Норникель - часто в и Лондоне разборки...