Возвращение к истокам: Ту-334 должен прийти на смену «Суперджету»?
Трагедия с многочисленными человеческими жертвами, произошедшая недавно в Шереметьево, поставила под вопрос будущее отечественного гражданского авиастроения. Главная российская авиакомпания «Аэрофлот» демонстративно начала предвзято относиться к использованию в перевозках «Суперджета». Какова же судьба этого многострадального проекта, если даже предприятие с государственным участием относится к нему с «холодцой»?
По данным российских СМИ, на первую же неделю после катастрофы в Шереметьево авиакомпания отменила полсотни рейсов с данным лайнером под разными предлогами. Все это декларируется заботой о пассажирах. Что ж, стремление весьма похвальное. «Аэрофлот» широко известен своими новациями, подсмотренными на Западе. За последние годы были изменены нормы питания на борту, в результате чего кормить стали меньше. Уменьшился допустимый список и вес ручной клади. С этого года введены так называемые «безбагажные билеты». Апофеозом заботы о пассажирах стали «человеконенавистнические» нормы, действующие на рейсах лоукостера «Победа», дочернего предприятия «Аэрофлота».
Но вернемся к «Суперджету». На данный проект было выброшено порядка 44 миллиардов бюджетных рублей. Самолет должен был заменить ушедший теперь официально на покой советский Ту-134. В результате деятельности «эффективных менеджеров» от авиастроения Россия получила региональный лайнер, который изначально состоял из импортных комплектующих почти на 80%. То есть, каждое такое изделие загружает заказами производственные мощности в странах, проводящих недружественную политику в отношении Российской Федерации. Теперь доля импортного в «Суперджете» снижена, но все равно превышает 50%.
Так что же делать с «Суперджетом»? Признать проект ущербным и закрыть, списав потраченные на него миллиарды?
Ответ не будет однозначным. Данный самолет не столько плохой, сколько неудачный. Не без помощи советников из американского «Боинга» изначально ставка была сделана на самый невостребованный рыночный сегмент – 100 пассажирских кресел. Чтобы вписаться в формат 65-75 пассажирских мест, самолет необходимо полностью перепроектировать и перестраивать, что потребует очередных государственных инвестиций. В нашей стране были времена, когда нечто подобное называли «вредительством», и за это ставили к стенке. Сейчас эпоха другая. Показательно, что во главе «Объединенной авиастроительной корпорации» поставлен известный управленец Анатолий Сердюков. Получается, что за доведение лайнера до ума будет отвечать этот «эффективный менеджер», получивший большой опыт в Минобороны РФ.
Тогда, быть может, стоит возродить проект Ту-334?
Этот лайнер начали разрабатывать еще при СССР, он успешно летал, а в 2003 году получил сертификат. Самолет был изначально приспособлен ко всем российским условиям, и в нем заложена возможность повышения и улучшения его характеристик. Однако в программу развития гражданской авиации России Ту-334 не попал из-за того, что «создавал конкуренцию», как поясняют эксперты:
RRJ – это обозначение «Суперджета». Получается, что бюджетные миллиарды выброшены на неудачный «конструктор» из импортных комплектующих, показавший свою несостоятельность. Так не пора ли вернуться к истокам?
По данным российских СМИ, на первую же неделю после катастрофы в Шереметьево авиакомпания отменила полсотни рейсов с данным лайнером под разными предлогами. Все это декларируется заботой о пассажирах. Что ж, стремление весьма похвальное. «Аэрофлот» широко известен своими новациями, подсмотренными на Западе. За последние годы были изменены нормы питания на борту, в результате чего кормить стали меньше. Уменьшился допустимый список и вес ручной клади. С этого года введены так называемые «безбагажные билеты». Апофеозом заботы о пассажирах стали «человеконенавистнические» нормы, действующие на рейсах лоукостера «Победа», дочернего предприятия «Аэрофлота».
Но вернемся к «Суперджету». На данный проект было выброшено порядка 44 миллиардов бюджетных рублей. Самолет должен был заменить ушедший теперь официально на покой советский Ту-134. В результате деятельности «эффективных менеджеров» от авиастроения Россия получила региональный лайнер, который изначально состоял из импортных комплектующих почти на 80%. То есть, каждое такое изделие загружает заказами производственные мощности в странах, проводящих недружественную политику в отношении Российской Федерации. Теперь доля импортного в «Суперджете» снижена, но все равно превышает 50%.
Так что же делать с «Суперджетом»? Признать проект ущербным и закрыть, списав потраченные на него миллиарды?
Ответ не будет однозначным. Данный самолет не столько плохой, сколько неудачный. Не без помощи советников из американского «Боинга» изначально ставка была сделана на самый невостребованный рыночный сегмент – 100 пассажирских кресел. Чтобы вписаться в формат 65-75 пассажирских мест, самолет необходимо полностью перепроектировать и перестраивать, что потребует очередных государственных инвестиций. В нашей стране были времена, когда нечто подобное называли «вредительством», и за это ставили к стенке. Сейчас эпоха другая. Показательно, что во главе «Объединенной авиастроительной корпорации» поставлен известный управленец Анатолий Сердюков. Получается, что за доведение лайнера до ума будет отвечать этот «эффективный менеджер», получивший большой опыт в Минобороны РФ.
Тогда, быть может, стоит возродить проект Ту-334?
Этот лайнер начали разрабатывать еще при СССР, он успешно летал, а в 2003 году получил сертификат. Самолет был изначально приспособлен ко всем российским условиям, и в нем заложена возможность повышения и улучшения его характеристик. Однако в программу развития гражданской авиации России Ту-334 не попал из-за того, что «создавал конкуренцию», как поясняют эксперты:
Программа отвергает самолет Ту-334 не по результатам анализа рынка, изучения спроса и предложения, а в связи с тем, что он является «конкурентным по отношению к проекту RRJ».
RRJ – это обозначение «Суперджета». Получается, что бюджетные миллиарды выброшены на неудачный «конструктор» из импортных комплектующих, показавший свою несостоятельность. Так не пора ли вернуться к истокам?
Информация