Арктический «Урал»: на что способны новые российские ледоколы

0
Накануне в Санкт-Петербурге произошло важное событие. На воду был спущен третий ледокол проекта 22220, получивший название «Урал». Всего кораблей в серии будет пять, а первые три («Арктика», «Сибирь» и «Урал») обошлись бюджету почти в два миллиарда долларов. Однако это тот случай, когда можно с уверенностью сказать, что деньги не были пущены на ветер.





С советских времен наша страна обладает самым большим ледокольным флотом в мире. Он сохранился даже в «лихие девяностые» и обеспечивает России свободный доступ в Арктику. Сегодня стратегическая важность данного региона резко возросла. Через Арктику проходят кратчайшие дистанции для запуска межконтинентальных баллистических ракет, на ее шельфе обнаружены гигантские запасы углеводородов и прочих полезных ископаемых, а таяние льдов открывает перед Северным морским путем (СМП) перспективы стать реальным конкурентом Суэцкому каналу. Помимо «северного завоза», ледоколы нужны для надежного экспорта углеводородов с арктических месторождений.

Однако время идет и не щадит никого. Из советских ледоколов старой серии «Арктика» на ходу только два, оставшиеся четыре ожидают утилизации. Помедли Россия еще немного, и со свободной навигацией по СМП были бы большие проблемы. По счастью, в нашей стране успешно реализуется передовая программа по строительству современного ледокольного флота.

Проект 22220, к которому относится «Урал», вобрал в себя множество технических новшеств. Данные ледоколы являются так называемыми двухосадочными. Если раньше для завоза в устья северных рек требовалось сразу два судна, мощные ледоколы старого проекта «Арктика» и с меньшей осадкой проекта «Таймыр», то теперь достаточно будет одного ледокола проекта 22220, способного изменять уровень своей осадки.

Помимо этого, новые ледоколы оснащены современными реакторами, дающими большую валовую мощность. Срок службы силовых установок рассчитан на 40 лет с одним капитальным ремонтом, а их перезарядка будет производиться не чаще одного раза в 10-12 лет. При этом на 15% выросла ледопроходимость. За счет автоматизации удалось вдвое сократить экипаж судна.


Интересно, как реальный опыт эксплуатации СМП влияет на работу судоверфи. Для повышения скорости проводки судов ледового класса «Кристоф де Маржери», оставшиеся два ледокола проекта 22220 будут на 5 метров шире уже построенных первых трех. Но это еще не все. В следующем году на приморской верфи «Звезда» начнется строительство серии ледоколов проекта «Лидер» (ЛК-110Я), которые вообще не имеют аналогов в мире. Их мощности будет хватать даже для навигации по СМП в зимнее время, что сегодня не под силу никому.