«Взрывной» Dragon и запоздалый Boeing: кто первым сменит «Союз»
Сейчас «Союз» – единственный пилотируемый российский космический корабль. И единственное средство доставки экипажей на борт Международной космической станции. При этом сказать, что «Союз» – идеальный космический корабль, нельзя, что связано, в том числе, со стесненными условиями для экипажа. Сказать, что он очень дешевый – тоже. Цена космических путешествий вообще упрямо растет вверх.
За минувшие десять лет полеты на орбиту на кораблях серии «Союз» выросли для американских астронавтов в четыре раза – с 21,8 миллионов долларов за одного человека до почти 82 миллионов. Но выбор не велик, мягко говоря. Последний полет американский «Спейс шаттл» выполнил в 2011 году, а у Европы своих пилотируемых космических кораблей как не было, так и нет.
История с американским челноком вообще показательна: то, что создавалось как «дешевый многоразовый корабль» вышло дорогим, избыточно мощным и, по сути, почти ненужным для решения текущих задач, таких как доставка пары-тройки астронавтов на борт МКС. Или возврат их обратно на Землю.
При этом наивно полагать, что «Союз» будут эксплуатировать в 20-е с такой частотой, как сейчас. Корабль, созданный в 60-е, не очень вписывается в реалии нашего времени. Но самое главное – у него имеются серьезные конкуренты. Поговорим про преимущества и недостатки программ создания перспективных космических кораблей в их сегодняшнем виде.
Данный корабль также знают под наименованием Dragon или Dragon V2. Название хорошо передает суть: перед нами пилотируемая версия давно введенного в эксплуатацию компанией SpaceX грузового «Дракона». Успешно выполняющего рейсы на МКС и являющегося единственным грузовым космическим кораблем современности, способным доставлять грузы с МКС обратно на Землю.
Преимущества. Главное преимущество Dragon V2 – более высокие, чем у «Союза», возможности. Как-никак «Дракон» сможет брать на борт до семи человек, вместо трех (требуется ли это в рамках нынешних реалий обслуживания станции – другой вопрос). В любом случае, Crew Dragon намного более просторный аппарат, что тоже немаловажно. А еще для его вывода на орбиту намерены применять успешно себя зарекомендовавшую Falcon 9. Не стоит забывать и про частичную многоразовость, которая позволит применять капсулу повторно для полетов астронавтов. В теории это будет еще одним успехом для SpaceX, делающей особую ставку на многоразовом использовании своих компонентов. Еще один несомненный успех: Crew Dragon уже летал на МКС и вполне успешно. Правда, первый полет выполнили без экипажа.
Недостатки. Очевидная «сырость», свойственная, впрочем, всем новым космическим кораблям. Это вынуждает сдвигать сроки испытаний. Напомним, что первый пилотируемый полет в рамках миссии SpaceX DM-2 на Crew Dragon должен состояться не ранее конца текущего года. Его хотели выполнить в июле, но планы спутала авария. 21 апреля 2019 года испытания двигателя космического корабля Crew Dragon завершились мощным взрывом и полным разрушением Dragon V2, который почему-то в самой SpaceX упорно называли «аномалией».
Причиной, как потом оказалось, стала система запуска двигателей SuperDraco, которые нужны для аварийного спасения и управляемой посадки. На практике это означает, что примерно год «Союз МС» еще будет нужен США, как воздух. Ведь пока что «второй» Dragon – единственная реальная альтернатива ближайшего будущего.
Менее известный, но не менее знаковый в масштабе всего мира перспективный американский космический корабль. Разработчик – Boeing.
Преимущества. В целом, похожи на таковые в случае с Dragon V2: аппараты довольно близки, чисто концептуально. В идеале CST-100 должен стать экономичным частично-многоразовым кораблем, который сможет доставить на борт МКС до семи человек экипажа. Простор и комфортность должны неизменно выделять корабль на фоне аппаратов минувших лет. В качестве носителя видят ракету Vulcan, которая будет использовать «модный» метановый двигатель, а именно – BE-4.
Недостатки. Частично проистекают из плюсов. Ракеты Vulcan пока что нет, как нет и метанового двигателя, хотя оба компонента системы активно разрабатывают. В целом, налицо существенное отставание от SpaceX. Если у Crew Dragon на счету есть один полет к МКС, то CST-100 только предстоит его выполнить. И только потом можно будет рассчитывать на первый полет с экипажем. Не так давно Boeing сообщила об очередном переносе: теперь он должен состояться не весной, а в августе 2019-го. Запуск с экипажем – не раньше ноября текущего года, а, скорее всего, это случится не ранее 2020-го. Однако может произойти «чудо» и Boeing в теории может обогнать «Дракона» в конкурентной борьбе: масла в огонь подлил упомянутый выше взрыв капсулы Crew Dragon. К слову, у Boeing тоже все далеко не безоблачно, в 2018 году появились данные о проблемах во время тестового прожига четырех двигателей системы аварийного спасения, результатом чего стала утечка гидразина и очередные переносы сроков испытаний.
Словом, создатели CST-100 и Crew Dragon пока что имеют все основания верить в успех, а трудности, с которым они столкнулись, едва ли могут существенно отодвинуть даты первых стартов. Конечно, после ввода в строй новых кораблей Россия не откажется в одночасье от «Союз МС», но перед ведомством Дмитрия Рогозина встанут неудобные вопросы. Ведь в случае успеха заокеанских партнеров «Союз» останется инструментом конкретно российским, то есть – рассчитанным на доставку отдельно взятых экипажей на станцию. На практике это означает, что два/три члена экипажа уйдут в историю: если Россия и будет выводить кого-то на орбиту, то это, вероятно, будет один космонавт. Больше просто не нужно. Само собой, поддерживать пилотируемую космонавтику в таком виде долго никто не будет: это бессмысленно.
Еще более неоднозначно выглядят перспективы нового российского корабля «Федерация», который намерены впервые запустить в беспилотной версии примерно в середине 2020-х: аккурат к тому времени, когда от МКС вообще могут отказаться. То есть, зачем он нужен – пока что вообще не совсем понятно. Де-факто, «Федерация» – это не столько новый корабль, сколько задел на будущее и возможность чем-то занять специалистов космической индустрии, а для чиновников – еще и возможность на этом заработать.
Если «Федерация» и понадобится, то только для «лунных» проектов, в частности – для доставки грузов и экипажей на Lunar Orbital Platform-Gateway. Это новая условно международная станция, главную роль в создании которой будут играть Штаты. В отличие от МКС она будет располагаться на орбите Луны.
К слову, «сложные» лунные миссии США намерены решать при помощи еще одного перспективного корабля – «Ориона». Его не рассматривают в качестве конкурента «Союзу» и он не будет использоваться для полета на МКС. Первый пилотируемый старт «Ориона» рассчитывают выполнить примерно в середине 2020-х. В принципе, тогда же, когда и «Федерация». Но что-то подсказывает, что американский проект будет развиваться боле динамично, что, кроме прочего, связано с почти «фантастичным» стремлением Дональда Трампа вернуть американских астронавтов на Луну.
За минувшие десять лет полеты на орбиту на кораблях серии «Союз» выросли для американских астронавтов в четыре раза – с 21,8 миллионов долларов за одного человека до почти 82 миллионов. Но выбор не велик, мягко говоря. Последний полет американский «Спейс шаттл» выполнил в 2011 году, а у Европы своих пилотируемых космических кораблей как не было, так и нет.
История с американским челноком вообще показательна: то, что создавалось как «дешевый многоразовый корабль» вышло дорогим, избыточно мощным и, по сути, почти ненужным для решения текущих задач, таких как доставка пары-тройки астронавтов на борт МКС. Или возврат их обратно на Землю.
При этом наивно полагать, что «Союз» будут эксплуатировать в 20-е с такой частотой, как сейчас. Корабль, созданный в 60-е, не очень вписывается в реалии нашего времени. Но самое главное – у него имеются серьезные конкуренты. Поговорим про преимущества и недостатки программ создания перспективных космических кораблей в их сегодняшнем виде.
Crew Dragon
Данный корабль также знают под наименованием Dragon или Dragon V2. Название хорошо передает суть: перед нами пилотируемая версия давно введенного в эксплуатацию компанией SpaceX грузового «Дракона». Успешно выполняющего рейсы на МКС и являющегося единственным грузовым космическим кораблем современности, способным доставлять грузы с МКС обратно на Землю.
Преимущества. Главное преимущество Dragon V2 – более высокие, чем у «Союза», возможности. Как-никак «Дракон» сможет брать на борт до семи человек, вместо трех (требуется ли это в рамках нынешних реалий обслуживания станции – другой вопрос). В любом случае, Crew Dragon намного более просторный аппарат, что тоже немаловажно. А еще для его вывода на орбиту намерены применять успешно себя зарекомендовавшую Falcon 9. Не стоит забывать и про частичную многоразовость, которая позволит применять капсулу повторно для полетов астронавтов. В теории это будет еще одним успехом для SpaceX, делающей особую ставку на многоразовом использовании своих компонентов. Еще один несомненный успех: Crew Dragon уже летал на МКС и вполне успешно. Правда, первый полет выполнили без экипажа.
Недостатки. Очевидная «сырость», свойственная, впрочем, всем новым космическим кораблям. Это вынуждает сдвигать сроки испытаний. Напомним, что первый пилотируемый полет в рамках миссии SpaceX DM-2 на Crew Dragon должен состояться не ранее конца текущего года. Его хотели выполнить в июле, но планы спутала авария. 21 апреля 2019 года испытания двигателя космического корабля Crew Dragon завершились мощным взрывом и полным разрушением Dragon V2, который почему-то в самой SpaceX упорно называли «аномалией».
Причиной, как потом оказалось, стала система запуска двигателей SuperDraco, которые нужны для аварийного спасения и управляемой посадки. На практике это означает, что примерно год «Союз МС» еще будет нужен США, как воздух. Ведь пока что «второй» Dragon – единственная реальная альтернатива ближайшего будущего.
Boeing CST-100 Starliner
Менее известный, но не менее знаковый в масштабе всего мира перспективный американский космический корабль. Разработчик – Boeing.
Преимущества. В целом, похожи на таковые в случае с Dragon V2: аппараты довольно близки, чисто концептуально. В идеале CST-100 должен стать экономичным частично-многоразовым кораблем, который сможет доставить на борт МКС до семи человек экипажа. Простор и комфортность должны неизменно выделять корабль на фоне аппаратов минувших лет. В качестве носителя видят ракету Vulcan, которая будет использовать «модный» метановый двигатель, а именно – BE-4.
Недостатки. Частично проистекают из плюсов. Ракеты Vulcan пока что нет, как нет и метанового двигателя, хотя оба компонента системы активно разрабатывают. В целом, налицо существенное отставание от SpaceX. Если у Crew Dragon на счету есть один полет к МКС, то CST-100 только предстоит его выполнить. И только потом можно будет рассчитывать на первый полет с экипажем. Не так давно Boeing сообщила об очередном переносе: теперь он должен состояться не весной, а в августе 2019-го. Запуск с экипажем – не раньше ноября текущего года, а, скорее всего, это случится не ранее 2020-го. Однако может произойти «чудо» и Boeing в теории может обогнать «Дракона» в конкурентной борьбе: масла в огонь подлил упомянутый выше взрыв капсулы Crew Dragon. К слову, у Boeing тоже все далеко не безоблачно, в 2018 году появились данные о проблемах во время тестового прожига четырех двигателей системы аварийного спасения, результатом чего стала утечка гидразина и очередные переносы сроков испытаний.
Большие амбиции – большие трудности
Словом, создатели CST-100 и Crew Dragon пока что имеют все основания верить в успех, а трудности, с которым они столкнулись, едва ли могут существенно отодвинуть даты первых стартов. Конечно, после ввода в строй новых кораблей Россия не откажется в одночасье от «Союз МС», но перед ведомством Дмитрия Рогозина встанут неудобные вопросы. Ведь в случае успеха заокеанских партнеров «Союз» останется инструментом конкретно российским, то есть – рассчитанным на доставку отдельно взятых экипажей на станцию. На практике это означает, что два/три члена экипажа уйдут в историю: если Россия и будет выводить кого-то на орбиту, то это, вероятно, будет один космонавт. Больше просто не нужно. Само собой, поддерживать пилотируемую космонавтику в таком виде долго никто не будет: это бессмысленно.
Еще более неоднозначно выглядят перспективы нового российского корабля «Федерация», который намерены впервые запустить в беспилотной версии примерно в середине 2020-х: аккурат к тому времени, когда от МКС вообще могут отказаться. То есть, зачем он нужен – пока что вообще не совсем понятно. Де-факто, «Федерация» – это не столько новый корабль, сколько задел на будущее и возможность чем-то занять специалистов космической индустрии, а для чиновников – еще и возможность на этом заработать.
Если «Федерация» и понадобится, то только для «лунных» проектов, в частности – для доставки грузов и экипажей на Lunar Orbital Platform-Gateway. Это новая условно международная станция, главную роль в создании которой будут играть Штаты. В отличие от МКС она будет располагаться на орбите Луны.
К слову, «сложные» лунные миссии США намерены решать при помощи еще одного перспективного корабля – «Ориона». Его не рассматривают в качестве конкурента «Союзу» и он не будет использоваться для полета на МКС. Первый пилотируемый старт «Ориона» рассчитывают выполнить примерно в середине 2020-х. В принципе, тогда же, когда и «Федерация». Но что-то подсказывает, что американский проект будет развиваться боле динамично, что, кроме прочего, связано с почти «фантастичным» стремлением Дональда Трампа вернуть американских астронавтов на Луну.
Информация