Недоучки за штурвалом: Российские пилоты разучились управлять самолетами

Недавняя трагедия в Шереметьево с многочисленными человеческими жертвами вновь поставила ребром вопрос о наличии системных проблем в российской гражданской авиации. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в своем выступлении перед Думой лишь подтвердил то, о чем давно говорят представители отрасли: в нашей стране за штурвал самолетов садятся недоучки.





На страшных кадрах жесткого приземления с последующим возгоранием «Суперджета» видно, что его пилот совершает ошибку уровня студента-первокурсника летного училища. «Прогрессирующий козел» в его исполнении на лайнере с полными баками закончился тем, чем и должен был закончиться. Как же мог экипаж воздушного судна сделать такой маневр?

Из доклада Генпрокурора страны следует, что проблема носит системный характер и состоит в недостаточной подготовке пилотов. Программа подготовки устарела и не соответствует современным требованиям, поскольку не обновлялась чиновниками с 2008 года. Юрий Чайка жестко раскритиковал бездеятельность Минтранса, который сорвал все сроки по принятию необходимых для профессиональной подготовки кадров нормативных актов, не утвердил правила проверки годности к полетам и технического обслуживания воздушных судов.

В результате прокурорских проверок были выявлены факты неполного прохождения курсантами летных программ, а также недостаточный уровень оснащения обучающих центров, в результате чего были закрыты два училища. На данный момент на всю страну осталось только три средних и два высших учебных заведения. Годовой выпуск всех летных училищ России составляет порядка 850-900 человек при том, что на одну только компанию «Аэрофлот» требуется сопоставимое количество подготовленных пилотов.

Имеются серьезные вопросы к качеству подготовки наших летчиков гражданской авиации. Есть проблема с опытными инструкторами: старые специалисты постепенно уходят на покой, а их место занимают вчерашние студенты. Недоумение экспертов вызывает, почему учебный процесс основан на использовании маленьких двухмоторных австрийских самолетов «Даймонд», которые невозможно «бить», чтобы учиться исправлять, например, «козление».

К тому же, большую часть времени курсанты проводят не в реальных полетах, а на тренажерах. Делается это исключительно ради экономии средств, и такие выпускники на порядок уступают представителям «старой школы», которые спокойно летали в тумане по одним приборам.
Большое раздражение в экспертном сообществе вызывают так называемые «блатные». Зачастую это дети высокопоставленных родителей, которые идут по списку «Аэрофлота» со сниженным баллом по ЕГЭ. Альфред Малиновский, представитель профсоюза летного состава России, поясняет:

Выпускают таких придурков-недоучек, которые в школе кое-как учились. 90% из них отсеиваются на первом курсе, но 10% просачиваются, и эти полудурки потом летают.


Картина вырисовывается безрадостная. Создается стойкое впечатление, что авиаперевозки превратились в подобие «воздушных маршруток» с лихими водителями, не имеющими даже прав. Можно ли как-то выправить эту ситуацию, чтобы вывести гражданскую авиацию из пике?

Игорь Дельдюжев, президент профсоюза летного состава Шереметьево, видит выход в более плотном сотрудничестве училищ с авиакомпаниями, которые должны открывать собственные курсы по переобучению перспективных курсантов к пилотированию современных самолетов. Тогда к выпуску они будут уже не такие «сырые». Однако полноценно подменять собой училища авиаперевозчики явно не смогут, поэтому общей проблемы такой подход не решит.

Герой России Роман Таскаев советует добавить в программу подготовки специальные курсы, которые проходят летчики-испытатели, в том числе, пилотирование на больших скоростях и в нестандартных ситуациях. Это будет стоить государству дороже, но пилоты смогут приобрести ценный опыт, который мог бы сохранить жизни пассажирам «Суперджета».
Использованы фотографии: https://www.aerotime.aero
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

10 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Pete Mitchell Офлайн
    Pete Mitchell (Pete Mitchell) 31 мая 2019 09:55
    +5
    • 5
    • 0
    Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана учащимися на экзаменах.
    Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Справедливость утрачивается в руках таких юристов и судей.
    Крах образования — это крах нации.
    Грешен - чистый плагиат с моей стороны, но мысль верная.
    1. 2cool Онлайн
      2cool (Евгений) 31 мая 2019 12:04
      +3
      • 3
      • 0
      А кто мастер профессии, как говорится дано от Бога, тот за копейки не будет работать, в следствии этого в России ему какой смысл работать(если нет конечно глубокого и большого патриотизма)? Пример на счёт летчиков. Китай очень много достойных забирает, а они и не откажутся , слишком большая разница в зарплате и условия работы так же, техника тоже. Выводы очевидны
      Молчу про другие страны, где при разговоре с коллегами скажешь зарплату свою, они у виска пальцем покрутят.
      1. Pete Mitchell Офлайн
        Pete Mitchell (Pete Mitchell) 31 мая 2019 15:58
        +2
        • 2
        • 0
        Китай всасывает немало и обещает просто кучу ништяков летчикам, но всегда есть фраза total package - это толкуется как? Ну и все ли готовы жить в режиме, при котором даже насладиться заработанными деньгами нет возможности. Про чудеса взаимоотношений внутри компании и страны можно говорить очень долго, все ли к этому готовы. Я сейчас востанавливаю одного из Китая: перегрузка больше 1.8 - штраф 12к, годовой бонус. Отпахать 19 часов к ряду - все как так и надо. Работа 6 через 36.
        А еще есть Индия, которой требуется 1000 капитанов в год... Там хорошо, где нас нет.
        А систему подготовки летчиков надо менять, нельзя постоянно жить в ореоле достижений предшественников. Многое поменялось и надо успевать за технологиями.
  2. Radikal Офлайн
    Radikal 31 мая 2019 12:10
    +5
    • 5
    • 0
    Можно ли как-то выправить эту ситуацию, чтобы вывести гражданскую авиацию из пике?

    Можно, если вернуться к советской школе обучения. Только прежде надо провести одно кардинальное мероприятие... . sad
  3. Буланов Офлайн
    Буланов (Владимир) 31 мая 2019 16:51
    0
    • 0
    • 0
    а еще не мешало бы малую авиацию развивать. Где новый Ан-2?
    1. anderlint Офлайн
      anderlint (Андрей) 31 мая 2019 22:58
      0
      • 0
      • 0
      Уже разработали новый Ан-2 и уже летает... https://pikabu.ru/story/novyiy_an2_s_turbovintovyim_dvigatelem_vyiglyadit_kruto_5620832
      1. vik669 Офлайн
        vik669 (vik669) 1 июня 2019 22:14
        0
        • 0
        • 0
        Ну и совсем не смешно то !
  4. Сергеич II Офлайн
    Сергеич II (Андрей Дубенский) 1 июня 2019 14:00
    +1
    • 1
    • 0
    Кто-нибудь фильм "Улетный транспорт" помнит? Там пилот в отличном исполнении СнуппДогга говорит "я высоты боюсь". На вопрос типа, ты ж пилот, он отвечает, что учился в тюрьме на тренажере...
    Может, и наших теперь так учат?
  5. Геннадий Бедокур (Геннадий ) 1 июня 2019 18:44
    +2
    • 2
    • 0
    Выпускают таких придурков-недоучек, которые в школе кое-как учились. 90% из них отсеиваются на первом курсе, но 10% просачиваются, и эти полудурки потом летают

    - одни полудурки летают, а другие, точно такие же полудурки - управляют страной.
  6. Николай Малюгин (Николай Малюгин) 13 июня 2019 06:17
    +1
    • 1
    • 0
    Мои знакомые летали на самолетах, где роль компьютера была либо минимальная, либо ее вообще не было. Если человек "чайник", то ему нечего садиться за штурвал современного самолета.