Недоучки за штурвалом: Российские пилоты разучились управлять самолетами
Недавняя трагедия в Шереметьево с многочисленными человеческими жертвами вновь поставила ребром вопрос о наличии системных проблем в российской гражданской авиации. Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка в своем выступлении перед Думой лишь подтвердил то, о чем давно говорят представители отрасли: в нашей стране за штурвал самолетов садятся недоучки.
На страшных кадрах жесткого приземления с последующим возгоранием «Суперджета» видно, что его пилот совершает ошибку уровня студента-первокурсника летного училища. «Прогрессирующий козел» в его исполнении на лайнере с полными баками закончился тем, чем и должен был закончиться. Как же мог экипаж воздушного судна сделать такой маневр?
Из доклада Генпрокурора страны следует, что проблема носит системный характер и состоит в недостаточной подготовке пилотов. Программа подготовки устарела и не соответствует современным требованиям, поскольку не обновлялась чиновниками с 2008 года. Юрий Чайка жестко раскритиковал бездеятельность Минтранса, который сорвал все сроки по принятию необходимых для профессиональной подготовки кадров нормативных актов, не утвердил правила проверки годности к полетам и технического обслуживания воздушных судов.
В результате прокурорских проверок были выявлены факты неполного прохождения курсантами летных программ, а также недостаточный уровень оснащения обучающих центров, в результате чего были закрыты два училища. На данный момент на всю страну осталось только три средних и два высших учебных заведения. Годовой выпуск всех летных училищ России составляет порядка 850-900 человек при том, что на одну только компанию «Аэрофлот» требуется сопоставимое количество подготовленных пилотов.
Имеются серьезные вопросы к качеству подготовки наших летчиков гражданской авиации. Есть проблема с опытными инструкторами: старые специалисты постепенно уходят на покой, а их место занимают вчерашние студенты. Недоумение экспертов вызывает, почему учебный процесс основан на использовании маленьких двухмоторных австрийских самолетов «Даймонд», которые невозможно «бить», чтобы учиться исправлять, например, «козление».
К тому же, большую часть времени курсанты проводят не в реальных полетах, а на тренажерах. Делается это исключительно ради экономии средств, и такие выпускники на порядок уступают представителям «старой школы», которые спокойно летали в тумане по одним приборам.
Большое раздражение в экспертном сообществе вызывают так называемые «блатные». Зачастую это дети высокопоставленных родителей, которые идут по списку «Аэрофлота» со сниженным баллом по ЕГЭ. Альфред Малиновский, представитель профсоюза летного состава России, поясняет:
Картина вырисовывается безрадостная. Создается стойкое впечатление, что авиаперевозки превратились в подобие «воздушных маршруток» с лихими водителями, не имеющими даже прав. Можно ли как-то выправить эту ситуацию, чтобы вывести гражданскую авиацию из пике?
Игорь Дельдюжев, президент профсоюза летного состава Шереметьево, видит выход в более плотном сотрудничестве училищ с авиакомпаниями, которые должны открывать собственные курсы по переобучению перспективных курсантов к пилотированию современных самолетов. Тогда к выпуску они будут уже не такие «сырые». Однако полноценно подменять собой училища авиаперевозчики явно не смогут, поэтому общей проблемы такой подход не решит.
Герой России Роман Таскаев советует добавить в программу подготовки специальные курсы, которые проходят летчики-испытатели, в том числе, пилотирование на больших скоростях и в нестандартных ситуациях. Это будет стоить государству дороже, но пилоты смогут приобрести ценный опыт, который мог бы сохранить жизни пассажирам «Суперджета».
На страшных кадрах жесткого приземления с последующим возгоранием «Суперджета» видно, что его пилот совершает ошибку уровня студента-первокурсника летного училища. «Прогрессирующий козел» в его исполнении на лайнере с полными баками закончился тем, чем и должен был закончиться. Как же мог экипаж воздушного судна сделать такой маневр?
Из доклада Генпрокурора страны следует, что проблема носит системный характер и состоит в недостаточной подготовке пилотов. Программа подготовки устарела и не соответствует современным требованиям, поскольку не обновлялась чиновниками с 2008 года. Юрий Чайка жестко раскритиковал бездеятельность Минтранса, который сорвал все сроки по принятию необходимых для профессиональной подготовки кадров нормативных актов, не утвердил правила проверки годности к полетам и технического обслуживания воздушных судов.
В результате прокурорских проверок были выявлены факты неполного прохождения курсантами летных программ, а также недостаточный уровень оснащения обучающих центров, в результате чего были закрыты два училища. На данный момент на всю страну осталось только три средних и два высших учебных заведения. Годовой выпуск всех летных училищ России составляет порядка 850-900 человек при том, что на одну только компанию «Аэрофлот» требуется сопоставимое количество подготовленных пилотов.
Имеются серьезные вопросы к качеству подготовки наших летчиков гражданской авиации. Есть проблема с опытными инструкторами: старые специалисты постепенно уходят на покой, а их место занимают вчерашние студенты. Недоумение экспертов вызывает, почему учебный процесс основан на использовании маленьких двухмоторных австрийских самолетов «Даймонд», которые невозможно «бить», чтобы учиться исправлять, например, «козление».
К тому же, большую часть времени курсанты проводят не в реальных полетах, а на тренажерах. Делается это исключительно ради экономии средств, и такие выпускники на порядок уступают представителям «старой школы», которые спокойно летали в тумане по одним приборам.
Большое раздражение в экспертном сообществе вызывают так называемые «блатные». Зачастую это дети высокопоставленных родителей, которые идут по списку «Аэрофлота» со сниженным баллом по ЕГЭ. Альфред Малиновский, представитель профсоюза летного состава России, поясняет:
Выпускают таких придурков-недоучек, которые в школе кое-как учились. 90% из них отсеиваются на первом курсе, но 10% просачиваются, и эти полудурки потом летают.
Картина вырисовывается безрадостная. Создается стойкое впечатление, что авиаперевозки превратились в подобие «воздушных маршруток» с лихими водителями, не имеющими даже прав. Можно ли как-то выправить эту ситуацию, чтобы вывести гражданскую авиацию из пике?
Игорь Дельдюжев, президент профсоюза летного состава Шереметьево, видит выход в более плотном сотрудничестве училищ с авиакомпаниями, которые должны открывать собственные курсы по переобучению перспективных курсантов к пилотированию современных самолетов. Тогда к выпуску они будут уже не такие «сырые». Однако полноценно подменять собой училища авиаперевозчики явно не смогут, поэтому общей проблемы такой подход не решит.
Герой России Роман Таскаев советует добавить в программу подготовки специальные курсы, которые проходят летчики-испытатели, в том числе, пилотирование на больших скоростях и в нестандартных ситуациях. Это будет стоить государству дороже, но пилоты смогут приобрести ценный опыт, который мог бы сохранить жизни пассажирам «Суперджета».
Информация