«Можем повторить?»: как Сталин проводил дедолларизацию СССР

35
Одной из главных дискуссионных тем сегодня является необходимость отказа от привязки к доллару цен на энергоресурсы и использования американской валюты в международных расчетах. Российское правительство выглядит в этом вопросе не слишком эффективным, учитывая, что в нашей стране уже был удачный прецедент отвязки рубля от доллара.





Как это часто бывает, где успех, там присутствует и фигура И.В. Сталина, что вызывает настоящую ненависть в среде отечественных либералов. Как же Вождь решил проблему «американца»?

Несмотря на то, что СССР понес наибольшие потери среди участников Антигитлеровской коалиции, его финансовая система выдержала испытание Второй мировой войной. Денежная масса в стране выросла всего в 3,8 раза, когда в Германии – в 6 раз, а в Японии – в 11 раз, несмотря на то, что эти страны не гнушались откровенным грабежом и мародерством. Однако и в Советском союзе остро назрела потребность в финансовой реформе: на руках у населения образовался избыток денег, причем, распределены они были весьма неравномерно, поскольку больше всего нажились в трудное время спекулянты и представители некоторых регионов СССР, наименее от войны пострадавших

Для восстановления социальной справедливости государство постепенно начало увеличивать заработные платы, снижать и отменять налоги и платежи военного времени. Промышленность восстанавливалась, расширился ассортимент товаров, их цены, во что сегодня трудно поверить, не росли, а снижались. Однако полностью решить экономические проблемы это не смогло. В то же самое время Соединенные Штаты Америки начали экспансию в Европу через свой знаменитый «план Маршалла».

В декабре 1947 года в СССР началась денежная реформа. В чем же она заключалась?

Во-первых, был произведен обмен старых купюр на новые в зависимости от размеров вкладов, что сократило объем денежной массы в стране в три с лишним раза. Жесточайший удар был нанесен по спекулянтам, при этом карточную систему отменили у нас первой, а цены на основные промышленные и продовольственные товары для населения снизили.

Во-вторых, по приказу Сталина рубль был отвязан от доллара, от курса которого он зависел с 1937 года. Если ранее за одного «американца» давали 53 рубля, то товарищ Сталин росчерком пера установил новый ценник:

Самое большее – 4 рубля.


Отвязав национальную валюту от доллара, тогдашний Кремль привязал ее к золоту, установив его содержание на уровне 0,222168 грамма. Дальновидный Иосиф Виссарионович предсказал незавидное будущее Югославии, где валюта привязалась к доллару и британскому фунту. Дальнейшая судьба славянского государства оказалась печальной: оно было обрушено экономически и расчленено, а его остатки незаконно разбомбили страны НАТО.

Для СССР времен Сталина освобождение от долларовой зависимости сказалось очень благотворно. Выросло промышленное и наукоемкое производство, почти вдвое увеличился экспорт. Больше того, на базе «сталинского золотого рубля» постепенно начал формироваться настоящий финансово-экономический блок, куда входили Китай, Вьетнам, Северная Корея, Монголия. В 1951 году к бездолларовому миру готовы были присоединиться Индия, Иран, Сирия, Эфиопия, Индонезия, Афганистан. Более того, интерес проявляли Австрия, Швеция, Финляндия, Ирландия и Исландия. Постепенно вокруг СССР и его золотого рубля мог быть создан гигантский общий рынок.

Увы, как это часто бывает, со смертью великого лидера был «слит» и его проект. Хрущев начал кампанию по очернению фигуры Иосифа Виссарионовича, а также перечеркнул многие его достижения, открыв дорогу постепенному реваншу капитализма в нашей стране. Золотой рубль был девальвирован в 10 раз, его золотое содержание, как и общий золотой запас страны, начали стремительно сокращаться. В итоге в семидесятых золотое содержание нашей национальной валюты фактически было ликвидировано. Зато СССР начал активно «кормить» развивающиеся страны по всему миру.

Закончилось это все тем, чем и должно было закончиться. «Можем повторить?» Это, пожалуй, главный вопрос.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

35 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    4 июня 2019 10:21
    «Можем повторить?»....

    Нельзя сравнивать СССР и современную Россию. Возможности разные.
    СССР мог так сделать. Россия не может.
    СССР был не один. В мире после ВМВ образовался лагерь соцстран. И СССР был во главе. То есть, изолировать такую страну как СССР было невозможно.
    Отказ от доллара автоматически вычёркивает страну из мировой финансовой системы. В одиночку России такую акцию не потянуть. Нужна как минимум группа стран.
    Казалось бы простая ситуация. Китаю выгодно покупать иранскую нефть, но под давлением США Китай отказывается от покупок. И это мощнейшая экономика мира. Что уж говорить об остальном мире. Отказ от доллара в одиночку может повлечь очень серьёзные последствия для нашей внешнеэкономической деятельности.
    Лично я за отказ от доллара. Но к такому шагу надо тщательно подготовится. Найти как можно больше союзников в этом деле.
    1. 0
      4 июня 2019 16:34
      СССР тоже не сразу появился. Сначала была Россия.
  2. Dan
    0
    4 июня 2019 10:50
    Если ранее за одного «американца» давали 53 рубля, то товарищ Сталин росчерком пера установил новый ценник:

    Самое большее – 4 рубля.

    Откуда дровишки? Можете поделиться легитимной банковской информацией, или это все "дельцы черного рынка" вспомнили?
  3. +1
    4 июня 2019 12:59
    Цитата: Dan
    легитимной банковской информацией

    Вы знакомы со значением слова "легитимный"?
    1. 0
      4 июня 2019 18:40
      Красиво вы этого Дэна осадили...
  4. -2
    4 июня 2019 17:52
    Доллар удобная штука однако. Нас в Беларуси 25 лет спасает уже как. Пусть живёт smile
    1. +2
      4 июня 2019 18:39
      Да,Батька за лишний доллар зубами абразивный круг остановит.
      1. -1
        4 июня 2019 18:42
        Да, он такой.уже лет 15 смеёмся как. Но основная масса всяческих россиян и украинцев хотят его аж не могут. Это реально забавно good
        1. 0
          4 июня 2019 18:46
          Ну так берегите его,никому не отдавайте.
          1. -1
            4 июня 2019 18:50
            Не тупи и не смеши. Нафиг он нам нужен,ответь сначала laughing
            1. +1
              4 июня 2019 18:52
              Ваше добро держите при себе. hi
              1. -1
                4 июня 2019 18:58
                По теме то есть что сказать? wink
  5. -1
    4 июня 2019 19:08
    Вот как такой бред можно писать, а остальные поддакивать этому? Может нужно просто меньше воровать и эффективно управлять?
  6. -3
    5 июня 2019 00:03
    Безграмотная заметка, увы, нечего обсуждать...
    (элементарно, но автор похоже не знает: официальный курс рубля, что к доллару, что к золоту в СССР ничего не значил, т.к рубль не был ковертируем в инвалюту, золотые слитки не были объектами продаж... ). Нелепая статья, написана для тех кто не владеет темой даже на уровне 1-2 курса эконом-фака. Бррр...
  7. +1
    5 июня 2019 06:43
    Цитата: Anatol miht
    Безграмотная заметка, увы, нечего обсуждать...
    (элементарно, но автор похоже не знает: официальный курс рубля, что к доллару, что к золоту в СССР ничего не значил, т.к рубль не был ковертируем в инвалюту, золотые слитки не были объектами продаж... ). Нелепая статья, написана для тех кто не владеет темой даже на уровне 1-2 курса эконом-фака. Бррр...

    понабежали "эксперты" smile
  8. +2
    5 июня 2019 06:45
    Цитата: Игорь Игорьевич
    Вот как такой бред можно писать, а остальные поддакивать этому? Может нужно просто меньше воровать и эффективно управлять?

    Коммент вообще не по теме.
    Но, к слову, так научите ЭТИХ не воровать и эффективно управлять wink
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
    3. 0
      5 июня 2019 07:18
      Цитата: Маржецкий
      Коммент вообще не по теме.
      Но, к слову, так научите ЭТИХ не воровать и эффективно управлять

      Выборы, выборы и ещё раз выборы, отсутствие конкуренции порождает застой и коррупцию. Если вы работаете хорошо вам говорят молодец, начинаете работать неэффективно, вас вызывают на ковер и говорят: либо ты соберёшься с мозгами и начнёшь работать, или иди на биржу труда. Правительство это те же менеджеры, которые управляют не каким-то предприятием, а целой системой этих предприятий- страной. У этих менеджеров нет груза ответственности, от чего они положили болт на тех кто их избрал, и занимаются обычным обогащением себя и своих близких.
      У людей очень короткая память, нужно быть менее забывчивым. И если вы выбрали своего представителя, а он нифига не делает, а на новых выборах выдвигает новые лозунги- не верим ему и выбираем другого!
  9. 0
    5 июня 2019 07:17
    Когда говорят "можем повторить", меня это настораживает. Нельзя повторить один в один прошлое. Каждое время диктует свои правила. Об этом говорили и философы, и сама жизнь.
  10. 0
    5 июня 2019 07:22
    Цитата: Игорь Игорьевич
    Выборы, выборы и ещё раз выборы, отсутствие конкуренции порождает застой и коррупцию. Если вы работаете хорошо вам говорят молодец, начинаете работать неэффективно, вас вызывают на ковер и говорят: либо ты соберёшься с мозгами и начнёшь работать, или иди на на биржу труда. Правительство это теже менеджеры, которые управляют не каким-то предприятием, а целой системой этих предприятей- страной. У этих менеджеров нет груза ответственности, от чего они положили болт на тех кто их избрал, и занимаются обычным обогащением себя и своих близких.

    Вы говорите про какую-то абстрактную страну или про современную Россию?
    1. -1
      5 июня 2019 08:28
      Цитата: Маржецкий
      Цитата: Игорь Игорьевич
      Выборы, выборы и ещё раз выборы, отсутствие конкуренции порождает застой и коррупцию. Если вы работаете хорошо вам говорят молодец, начинаете работать неэффективно, вас вызывают на ковер и говорят: либо ты соберёшься с мозгами и начнёшь работать, или иди на на биржу труда. Правительство это те же менеджеры, которые управляют не каким-то предприятием, а целой системой этих предприятий- страной. У этих менеджеров нет груза ответственности, от чего они положили болт на тех кто их избрал, и занимаются обычным обогащением себя и своих близких.

      Вы говорите про какую-то абстрактную страну или про современную Россию?

      Статья написана про страну Оз же? про неё вам и рассказываю)))
  11. +1
    5 июня 2019 09:36
    Цитата: Игорь Игорьевич
    Цитата: Маржецкий
    Цитата: Игорь Игорьевич
    Выборы, выборы и ещё раз выборы, отсутствие конкуренции порождает застой и коррупцию. Если вы работаете хорошо вам говорят молодец, начинаете работать неэффективно, вас вызывают на ковер и говорят: либо ты соберёшься с мозгами и начнёшь работать, или иди на на биржу труда. Правительство это те же менеджеры, которые управляют не каким-то предприятием, а целой системой этих предприятий- страной. У этих менеджеров нет груза ответственности, от чего они положили болт на тех кто их избрал, и занимаются обычным обогащением себя и своих близких.

    Вы говорите про какую-то абстрактную страну или про современную Россию?

    Статья написана про страну Оз же? про неё вам и рассказываю)))

    Видимо, мы с вами живем в разных странах smile
  12. -2
    5 июня 2019 13:49
    Дадада. Это очень благотворно сказалось на экономике СССР. Граждане перестали дохнуть от голода и стали жить просто в проголод.
  13. +1
    6 июня 2019 05:44
    Цитата: Oleg Rambover
    Дадада. Это очень благотворно сказалось на экономике СССР. Граждане перестали дохнуть от голода и стали жить просто в проголод.

    У вас либероз головного мозга? lol
    1. -1
      6 июня 2019 09:32
      Нет. А у вас сталинизм головного мозга? Наберите в Гугле "голод 1946-47".
  14. 0
    6 июня 2019 09:59
    Цитата: Oleg Rambover
    Нет. А у вас сталинизм головного мозга? Наберите в Гугле "голод 1946-47".

    Судя по всему, я читал на эту тему побольше вашего. hi
    1. -2
      6 июня 2019 10:26
      Поздравляю! Надеюсь, это не был подбор статеек о заговоре мирового закулисья с целью опорочить честное имя Иосифа?
  15. 0
    6 июня 2019 10:47
    Цитата: Oleg Rambover
    Поздравляю! Надеюсь, это не был подбор статеек о заговоре мирового закулисья с целью опорочить честное имя Иосифа?

    Думайте, что хотите. Но по вашим комментариям относительно вас все в целом ясно hi
    1. -1
      6 июня 2019 11:10
      Ааа... В точку попал? Признайтесь.

      Это ваша статья? Ну тогда и с вами все понятно. У меня пару вопросов по статье. В чем выражалось привязка рубля к доллару до судьбоносного решения Сталина? И когда это решение было принято?
  16. -1
    6 июня 2019 15:14
    ...освобождение от долларовой зависимости сказалось очень благотворно. Выросло промышленное и наукоемкое производство, почти вдвое увеличился экспорт.

    Среди причин автор называет рост курса рубля более чем в 10 раз - как это стимулирует экспорт? вот продаешь ты товар за границу, и вдруг он у тебя стал в 10 раз дороже для твоего заграничного покупателя... стимул просто супер, сразу очередь покупателей выстраивается
  17. -1
    6 июня 2019 16:51
    Цитата: Василий Кузнецов 2
    "...освобождение от долларовой зависимости сказалось очень благотворно. Выросло промышленное и наукоемкое производство, почти вдвое увеличился экспорт."

    Среди причин автор называет рост курса рубля более чем в 10 раз - как это стимулирует экспорт? вот продаешь ты товар за границу, и вдруг он у тебя стал в 10 раз дороже для твоего заграничного покупателя... стимул просто супер, сразу очередь покупателей выстраивается

    Если писать повторить, то давайте не забывать про то что было такое как голодомор, расстрел невиновных по надуманным показаниям, ГУЛАГ и много очень ярко-неприятных вещей про которые почему-то забывают указывать авторы "журналисты" подобных статей.
  18. 0
    8 июня 2019 08:15
    Цитата: Игорь Игорьевич
    Если писать повторить, то давайте не забывать про то что было такое как голодомор, расстрел невиновных по надуманным показаниям, ГУЛАГ и много очень ярко-неприятных вещей про которые почему-то забывают указывать авторы "журналисты" подобных статей.

    Ууууу... "голодомор", ГУЛАГ... Да.. "либероз" головного мозга...
    Читайте СоЛЖЕницина поменьше на ночь drinks: lol
  19. 0
    8 июня 2019 08:17
    Цитата: Oleg Rambover
    Ааа... В точку попал? Признайтесь.
    Это ваша статья? Ну тогда и с вами все понятно.

    Мне неинтересно ни ваше мнение, ни дискуссии с вами и подобными вам за их вопиющей бессмысленностью. И я рад, что нам друг о друге все понятно. На том и закончим.
    1. Комментарий был удален.
  20. +1
    8 июня 2019 08:36
    Цитата: Василий Кузнецов 2
    Среди причин автор называет рост курса рубля более чем в 10 раз - как это стимулирует экспорт? вот продаешь ты товар за границу, и вдруг он у тебя стал в 10 раз дороже для твоего заграничного покупателя... стимул просто супер, сразу очередь покупателей выстраивается

    В 1947 году СССР не сидел на углеводородной игле и не зависел от продажи сырья за рубеж. Зато нуждался в восстановлении промышленности, инфраструктуры, покупке импортного оборудования, технологий. Для восстановления и индустриализации разрушенной войной страны это то, что нужно. А рост экспорта последующий стал результатом этой индустриализации. И экспорт не был сырьевым, как сейчас. Вы причину со следствием не путайте.
  21. +1
    10 июня 2019 06:44
    Как и в любой стране, наступает такое время,когда становится актуальной поговорка "Ешь пироги с грибами, а язык держи за зубами".
  22. +1
    28 июня 2019 13:32
    ВЕЛИКАЯ РОССИЯ может и должна повторить это экономический эффект И.В. СТАЛИНА. Сейчас идет огромная компания по скупки золота РОССИЕЙ тем самым отвязать РУБЛЬ от этой никчемной зеленой бумажки и сделать РУБЛЬ с золотой добавкой .