Почему в России неохотно говорят о возрождении экранопланов
Распад СССР стал серьезнейшим ударом по российской промышленности и научно-технической мысли конструкторов, которая зачастую намного опережала свое время. К большому облегчению Запада был поставлен крест на целом ряде прорывных разработок, среди которых можно особо выделить проект экраноплана «Каспийский монстр».
Советские инженеры придумали, как использовать так называемый экранный эффект, который возникает под крылом на очень небольших высотах, отражая летательный аппарат от поверхности. Идея поставить этот эффект на службу возникла ее в 1961 году у талантливого российского конструктора Ростислава Алексеева. В 1966 году аппарат был впервые спущен на воду, а в 1967 году его на Каспии обнаружили американские шпионы, и дали ему название «Каспийский монстр» из-за аббревиатуры КМ на борту, обозначавшей «корабль-макет».
Напрячься Пентагону было из-за чего. Советский экраноплан на тот момент был самым большим летательным аппаратом в мире. Поражали и его характеристики. «Каспийский монстр» мог перемещаться над поверхностью со скоростью самолета до 500 километров в час, при этом вражеская ПВО была против него бессильна, поскольку высота полета едва превышала несколько метров над поверхностью океана.
Да, во времена «холодной войны» подобные разработки делались с военным уклоном, экранопланы были предназначены для уничтожения авианосцев и крупных судов ВМС США. Десятикратное превосходство в скорости передвижения делало их опасными противниками. На базе «Каспийского монстра» была запланирована целая серия ракетных экранопланов проекта «Лунь». Однако из восьми аппаратов был построен только один. Строительство второго было заморожено в девяностые годы на стадии 75% готовности. Была попытка дать ему новую жизнь в качестве спасательного судна, но неудачная.
Единственный построенный ракетоносец «Лунь» списан и находится на хранении. В 2011 году в Минобороны РФ при Сердюкове было принято решение экранопланы утилизировать и вообще отказаться от подобных идей:
Однако в России пока еще остались люди с «иллюзиями», которые считают, что прорывные технологии, намного опередившие свое время, стране нужны. НПО «Эколен» попыталось возродить идею строительства экранопланов в гражданской версии. Явно чтобы не раздражать определенный круг лиц, разработчики предпочли слово «экраноплан» не использовать, назвав его наземно-воздушная амфибия (НВА). Однако принципы используются те же самые, что и в «Каспийском монстре».
Российская НВА способна летать со скоростью самолета, но с гораздо большей грузоподъемностью, от 1,2 до 750 тонн. Для их эксплуатации нет необходимости строить сеть дорог и аэродромов. Отечественные амфибии смогут свободно использоваться и на морях, и на реках, и в тундре, и в пустыне. Строительство крупных амфибий позволило бы обеспечить бесперевалочную доставку грузов как по России, так и по всему земному шару. Встречающиеся на пути препятствия экранопланы могут перелетать, поднимаясь при необходимости на высоту до 3 км. При этом себестоимость доставки тонны груза окажется ниже, чем у самолетов или железной дороги.
Но… Чрезвычайно перспективные амфибии так и стоят на стадии опытных образцов в НПО. У государства «денег нет, но вы держитесь», и все такое. Видимо, финансирование по-прежнему нужно на «более серьезные задачи».
Советские инженеры придумали, как использовать так называемый экранный эффект, который возникает под крылом на очень небольших высотах, отражая летательный аппарат от поверхности. Идея поставить этот эффект на службу возникла ее в 1961 году у талантливого российского конструктора Ростислава Алексеева. В 1966 году аппарат был впервые спущен на воду, а в 1967 году его на Каспии обнаружили американские шпионы, и дали ему название «Каспийский монстр» из-за аббревиатуры КМ на борту, обозначавшей «корабль-макет».
Напрячься Пентагону было из-за чего. Советский экраноплан на тот момент был самым большим летательным аппаратом в мире. Поражали и его характеристики. «Каспийский монстр» мог перемещаться над поверхностью со скоростью самолета до 500 километров в час, при этом вражеская ПВО была против него бессильна, поскольку высота полета едва превышала несколько метров над поверхностью океана.
Да, во времена «холодной войны» подобные разработки делались с военным уклоном, экранопланы были предназначены для уничтожения авианосцев и крупных судов ВМС США. Десятикратное превосходство в скорости передвижения делало их опасными противниками. На базе «Каспийского монстра» была запланирована целая серия ракетных экранопланов проекта «Лунь». Однако из восьми аппаратов был построен только один. Строительство второго было заморожено в девяностые годы на стадии 75% готовности. Была попытка дать ему новую жизнь в качестве спасательного судна, но неудачная.
Единственный построенный ракетоносец «Лунь» списан и находится на хранении. В 2011 году в Минобороны РФ при Сердюкове было принято решение экранопланы утилизировать и вообще отказаться от подобных идей:
В гособоронзаказе на 2011—2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.
Однако в России пока еще остались люди с «иллюзиями», которые считают, что прорывные технологии, намного опередившие свое время, стране нужны. НПО «Эколен» попыталось возродить идею строительства экранопланов в гражданской версии. Явно чтобы не раздражать определенный круг лиц, разработчики предпочли слово «экраноплан» не использовать, назвав его наземно-воздушная амфибия (НВА). Однако принципы используются те же самые, что и в «Каспийском монстре».
Российская НВА способна летать со скоростью самолета, но с гораздо большей грузоподъемностью, от 1,2 до 750 тонн. Для их эксплуатации нет необходимости строить сеть дорог и аэродромов. Отечественные амфибии смогут свободно использоваться и на морях, и на реках, и в тундре, и в пустыне. Строительство крупных амфибий позволило бы обеспечить бесперевалочную доставку грузов как по России, так и по всему земному шару. Встречающиеся на пути препятствия экранопланы могут перелетать, поднимаясь при необходимости на высоту до 3 км. При этом себестоимость доставки тонны груза окажется ниже, чем у самолетов или железной дороги.
Но… Чрезвычайно перспективные амфибии так и стоят на стадии опытных образцов в НПО. У государства «денег нет, но вы держитесь», и все такое. Видимо, финансирование по-прежнему нужно на «более серьезные задачи».
Информация