Почему в России неохотно говорят о возрождении экранопланов

15
Распад СССР стал серьезнейшим ударом по российской промышленности и научно-технической мысли конструкторов, которая зачастую намного опережала свое время. К большому облегчению Запада был поставлен крест на целом ряде прорывных разработок, среди которых можно особо выделить проект экраноплана «Каспийский монстр».





Советские инженеры придумали, как использовать так называемый экранный эффект, который возникает под крылом на очень небольших высотах, отражая летательный аппарат от поверхности. Идея поставить этот эффект на службу возникла ее в 1961 году у талантливого российского конструктора Ростислава Алексеева. В 1966 году аппарат был впервые спущен на воду, а в 1967 году его на Каспии обнаружили американские шпионы, и дали ему название «Каспийский монстр» из-за аббревиатуры КМ на борту, обозначавшей «корабль-макет».

Напрячься Пентагону было из-за чего. Советский экраноплан на тот момент был самым большим летательным аппаратом в мире. Поражали и его характеристики. «Каспийский монстр» мог перемещаться над поверхностью со скоростью самолета до 500 километров в час, при этом вражеская ПВО была против него бессильна, поскольку высота полета едва превышала несколько метров над поверхностью океана.

Да, во времена «холодной войны» подобные разработки делались с военным уклоном, экранопланы были предназначены для уничтожения авианосцев и крупных судов ВМС США. Десятикратное превосходство в скорости передвижения делало их опасными противниками. На базе «Каспийского монстра» была запланирована целая серия ракетных экранопланов проекта «Лунь». Однако из восьми аппаратов был построен только один. Строительство второго было заморожено в девяностые годы на стадии 75% готовности. Была попытка дать ему новую жизнь в качестве спасательного судна, но неудачная.

Единственный построенный ракетоносец «Лунь» списан и находится на хранении. В 2011 году в Минобороны РФ при Сердюкове было принято решение экранопланы утилизировать и вообще отказаться от подобных идей:

В гособоронзаказе на 2011—2020 годы финансирование разработок и строительство экранопланов не предусмотрено. Не присутствуют эти корабли и в планах развития ВМФ на ближайшее десятилетие… Даже разговоры об их возрождении не ведутся. Сейчас у флота много других серьёзных задач, уже не таких смелых, как прежде. Предпочитаем больше не строить иллюзий.


Однако в России пока еще остались люди с «иллюзиями», которые считают, что прорывные технологии, намного опередившие свое время, стране нужны. НПО «Эколен» попыталось возродить идею строительства экранопланов в гражданской версии. Явно чтобы не раздражать определенный круг лиц, разработчики предпочли слово «экраноплан» не использовать, назвав его наземно-воздушная амфибия (НВА). Однако принципы используются те же самые, что и в «Каспийском монстре».


Российская НВА способна летать со скоростью самолета, но с гораздо большей грузоподъемностью, от 1,2 до 750 тонн. Для их эксплуатации нет необходимости строить сеть дорог и аэродромов. Отечественные амфибии смогут свободно использоваться и на морях, и на реках, и в тундре, и в пустыне. Строительство крупных амфибий позволило бы обеспечить бесперевалочную доставку грузов как по России, так и по всему земному шару. Встречающиеся на пути препятствия экранопланы могут перелетать, поднимаясь при необходимости на высоту до 3 км. При этом себестоимость доставки тонны груза окажется ниже, чем у самолетов или железной дороги.

Но… Чрезвычайно перспективные амфибии так и стоят на стадии опытных образцов в НПО. У государства «денег нет, но вы держитесь», и все такое. Видимо, финансирование по-прежнему нужно на «более серьезные задачи».
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    7 июня 2019 12:21
    Всё намного проще. Очень прожорливые, аварийноопасные и самое главное - очень прихотливые к погодным условиям.
    (Сведения почёрпнуты на аполитичных авиафорумах)
  2. +2
    7 июня 2019 12:37
    Цитата: Олег РБ
    Всё намного проще. Очень прожорливые, аварийноопасные и самое главное - очень прихотливые к погодным условиям.
    (Сведения почёрпнуты на аполитичных авиафорумах)

    А на этих форумах пишут, что погода негативно влияет и на другие рода войск?
    Кстати, для убийцы авианосцев что важнее, возможность уничтожить авианосец, или то, сколько он "жрет"?
    1. -1
      7 июня 2019 16:32
      Важно выполнить задачу, но он ее не может выполнить, если волна чуть поднялась. И т.д. и т.п.
      Вообщем тема давным давно признана неперспективной - тупиковый путь, как в СССР, так и зарубежем. Авианосцы оказывается эффективнее уничтожать более простыми и надежными способами.
    2. 0
      7 июня 2019 16:35
      "Негативно" - слишком общее слово. Я по другому написал.
      Караульному, например, тоже негативно в мороз гулять с автоматом по улице, но задачу он приэтом выполняет.
  3. +1
    7 июня 2019 17:34
    -Ну , над тайгой , над тундрой , над пустыней , над степью , над морем (а "этого всего" на огромной территории России предостаточно) ... -экраноплан запросто же можёт летать ...-"вдоль и поперёк" ... -И экраноплан перевезёт в разы больше (сделает гораздо больше) , чем сожрут его "прожорливые двигатели"... -И экранопланы могут тушить горящую тайгу (гигантские площади пожара)... -Прилетят несколько десятков экранопланов и потушат любой пожар... -ну , сожгут они при этом (израсходуют) несколько тонн авиационного топлива., но .. -это ведь в миллион раз лучше и выгоднее , чем позволить сгореть от пожара тысячам гектарам леса , десяткам деревень и посёлков и потерять при этом человеческие жизни...
    -Россия может позволить себе строительство целых армий экранопланов...
  4. 0
    8 июня 2019 06:47
    Цитата: gorenina91
    -Ну , над тайгой , над тундрой , над пустыней , над степью , над морем (а "этого всего" на огромной территории России предостаточно) ... -экраноплан запросто же можёт летать ...-"вдоль и поперёк" ... -И экраноплан перевезёт в разы больше (сделает гораздо больше) , чем сожрут его "прожорливые двигатели"... -И экранопланы могут тушить горящую тайгу (гигантские площади пожара)... -Прилетят несколько десятков экранопланов и потушат любой пожар... -ну , сожгут они при этом (израсходуют) несколько тонн авиационного топлива., но .. -это ведь в миллион раз лучше и выгоднее , чем позволить сгореть от пожара тысячам гектарам леса , десяткам деревень и посёлков и потерять при этом человеческие жизни...
    -Россия может позволить себе строительство целых армий экранопланов...

    Ну, нас товарищ из Белоруссии вслед за Сердюковым убедил в бесперспективности затеи lol
    Да, наверное в Минобороны СССР, заказавшем 8 экранопланов, люди были дурнее, чем Олег РБ и Анатолий Эдуардович.
    1. 0
      8 июня 2019 16:50
      Может надо почитать по теме на проффорумах, прежде чем возвышаться над товарищем из Беларуси? wink
  5. 0
    8 июня 2019 06:48
    Цитата: Олег РБ
    Авианосцы оказывается эффективнее уничтожать более простыми и надежными способами.

    Оказывается? Хоть один был уничтожен "иным" надежным способом, чтобы рассуждать об этом предметно?
    Вы считаете себя умнее советских военных, которые заказали серию из 8 боевых экранопланов?
    1. 0
      8 июня 2019 16:52
      Не путайте действительно военных с журналюгами
  6. +1
    8 июня 2019 20:12
    Скорее всего, сейчас просто некому реализовывать масштабные проекты по этой теме.
    Вот Ил-112 получился перетяжелённым и гендиректор винит в этом конструкторов. А что он сделал, чтобы заинтересовать этих конструкторов остаться и работать? Ведь ушли, наверняка, лучшие. Ну а себя, любимого, г.д. вряд ли обделил. Ну и теперь конструктора виноваты.
    А ведь Ил-112 в разработке был не один год, давно им занимались. Но решили кормить украинских конструкторов, вместо наших, и теперь удивляются, что наши куда то делись.
    А с экранопланами дело обстоит куда хуже. Их забанили ещё при СССР. Поэтому начинать, видимо, приходится с нуля, набираться опыта на малых аппаратах, которые есть в работе и на выходе. А уж потом браться за серьёзные проекты.
    А сейчас деньги потратят, накосячат по неопытности и будут никому не нужные конфликты, людей поуволят, которые через 2 - 3 проекта работали бы нормально.
    Это просто цена предательства Горбачёва, развала СССР.
  7. 0
    9 июня 2019 06:30
    Цитата: Олег РБ
    Не путайте действительно военных с журналюгами

    Да? В Минобороны СССР сидели люди глупее вас и Сердюкова?
  8. 0
    9 июня 2019 06:30
    Цитата: boriz
    А сейчас деньги потратят, накосячат по неопытности и будут никому не нужные конфликты, людей поуволят, которые через 2 - 3 проекта работали бы нормально.

    Это кого у нас за косяки то увольняют?
  9. 0
    9 июня 2019 06:32
    Цитата: Олег РБ
    Может надо почитать по теме на проффорумах, прежде чем возвышаться над товарищем из Беларуси? wink

    Я читал разные форумы, не один год. Над вами возвышаться мне неинтересно.
    Зато я четко вижу, какой контингент высказывается против перспективных проектов.
  10. +1
    10 июня 2019 13:51
    Этой теме уже лет 20.
    Но технологии развиваются, а экранолеты так и не делют. Ни в Китае, ни в Ираке, ни в США или Индии.

    Наверно, есть причины?

    Вон на фото - куча двигателей, уродливая форма, 8 ракет....
  11. +1
    4 августа 2019 21:40
    Экраноплан не столь перспективен, как гибрид "СВП - экраноплан". Именно комбинация статической и динамической подушки позволит нивелировать недостатки обеих, которые проявляются в случае их отдельного применения. Реализация гибрида "СВП - экраноплан" ведет к появлению транспортного средства, обладающего такими качествами, как скорость, экономичность, всепогодность, непривязанность к инфраструктуре. И главное: всё это в полной мере может быть реализовано при переходе на ЭЛЕКТРОДВИЖЕНИЕ. Задача создания такого вида высокотехнологичного транспорта, включающего в себя энергетическую компоненту в виде топливных элементов, имеет предпосылки для выхода на уровень национального проекта. Идеи Ростислава Алексеева в жизнь!