Почему Турция не откажется от С-400: три главные причины
Несмотря на то, что Вашингтон, используя максимально грозный и суровый тон, вынес Анкаре «последнее турецкое предупреждение» по поводу покупки российских ЗРК С-400, там, похоже, на все эти ультиматумы и ухом не ведут. Ну, разве что удивляются – до чего ж непонятливый народ эти американцы! Ведь сто раз уже им было сказано о том, что эта сделка состоится и расторгать ее Турция не собирается совершенно ни при каких обстоятельствах. А они все ноют и ноют. Как дети малые… У подобной решительности страны, еще, фактически, вчера исправно игравшей роль одного из лучших союзников США по НАТО есть вполне конкретные причины. Постараемся назвать три главных из них.
Отдавая категорический приказ об отстранении турецких пилотов от обучения на F-35 и высылки их на родину с 31 июля нынешнего года, а также оглашая все прочие пункты плана по отлучению Анкары от участия в программе по созданию и эксплуатации этого самолета, нынешний Глава Пентагона Патрик Шенахан и его заместительница по вопросам вооружений Эллен Лорд, очевидно, не сомневались , что гордые потомки янычар перед лицом такой страшной угрозы немедля бросятся перед ними на колени и, припав к ногам, станут слезно вымаливать прощение. Однако, ничего подобного не произошло и, наверняка не произойдет впредь. Не действуют на них эти обещания, как не подействовало запугивание санкциями CAATSA. Не соблазнились в Анкаре и некими таинственными «альтернативными вариантами отказа от С-400», которыми пытался умаслить их Чарльз Хупер, глава пентагоновского управления по безопасности и сотрудничеству. В Вашингтоне в силу собственного высокомерия и ограниченности просто не желают признать, что твердокаменное упрямство турок – это не каприз и не блажь. Тут есть серьезные резоны, и вот какие:
Пытаясь использовать в качестве собственного главного козыря шантаж отстранением Турции от программы F-35, США продолжают игнорировать тот простейший факт, что этот «новейший, совершеннейший и лучший» истребитель может вовсе и не выглядеть таковым в чьих-то глазах. И объективных причин тому – более, чем достаточно. Япония совсем недавно прекратила поиски обломков разбившегося во время тренировочного полета F-35 и тела летчика, сидевшего за его штурвалом. В Токио попросту плюнули на эту затею, как на совершенно безнадежную, впустую расходующую немалые деньги и время ценных специалистов. Морские волны навеки скрыли тайну причины аварии новенькой боевой машины под управлением опытнейшего пилота. Вопрос открыт по сей день и внятного ответа на него не будет – вполне возможно, до следующей катастрофы, которую можно ожидать неизвестно когда и почему. Осадочек, как говорится, остался…
Зато совершенно известно, что именно недавно вызвало натуральный скандал в Конгрессе США- прозвучавшее в его стенах заявление о том, что палубные истребители модели F-35C Lightning II … категорически несовместимы на сегодня с «красой и гордостью» ВМФ США - авианосцем Gerald R. Ford! Нет, стоять в качестве украшения на палубе истребители, наверное, смогут. Но вот взлететь или сесть – тут уж извините… С устройствами, которые должны обеспечивать как раз взлет-посадку, электромагнитной катапультой EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System) и аэрофинишером AAG (Advanced Arresting Gear) все настолько «не слава богу», что не стоит даже и пытаться. То ли спроектировали их криво, то ли установили неправильно – но выполнять свои задачи эти важнейшие для каждого авианосца системы не в состоянии. Что тем более странно, если учесть, что переданный в состав флота в 2017 году Gerald R. Ford именно под эти самые F-35C и разрабатывался изначально. Официальная версия гласит, что проблемы не в самолетах, а в судне, но то официальная версия.
Это – лишь парочка самых свежих примеров, связанные с «лучшим в мире истребителем». Может, турки попросту не хотят с ним связываться? Во всяком случае, американцам стоило бы подыскать аргументацию повесомее.
В широко обсуждаемой сейчас теме «отказа России от продажи Ирану систем С-400» есть один, весьма интригующий момент. Сегодня от якобы имевших место переговоров о закупке этих ЗРК дружно открещиваются как в Москве, так и в Тегеране. Однако, в 2016 году иранский министр обороны Хосейн Дехган заявлял о том, что «российская сторона предложила Ирану комплексы С-400», однако Тегеран отверг это щедрое предложение в связи с тем, что у него на тот момент «не было программы по их приобретению». Вряд ли государственный чиновник такого уровня бросался бы пустыми словами. И если сказанное Дехганом три года назад – правда, то остается только гадать, с какой силой сейчас кусают локти иранцы, вспоминая тогдашнее свое решение. А ведь были же шансы! По крайней мере, системы С-300 они получили, пусть и с большим трудом – из-за наложенных на страну в 2010 году санкций. Контракт, заключенный в 2007 году, был заморожен, однако решением президента России Владимира Путина в 2015 году его возобновили и поставки были осуществлены.
Сейчас Тегерану приходится обходиться тем, что, как говорится, есть под рукой – буквально на днях там объявили о создании собственной системы ПВО Khordad 15, которая якобы способна обнаруживать вражеские цели на расстоянии до 150 километров и работать одновременно по шести объектам, сбивая вражеские истребители и беспилотники на расстоянии до 120 километров. Более того, по словам представителей Ирана, новый ЗРК сможет «опознать» самолет-«невидимку» за 85 километров и поразить ракетами на расстоянии до 45 километров. Так это или нет, доподлинно неизвестно - в отличие от реально подтвержденных ТТХ комплексов С-400. Как бы там ни было, но турки, учась на ошибках своих ближайших соседей, повторять их не собираются. То, что купить систему ПВО, на которую в мире желающих – хоть отбавляй, русские дважды предлагать не будут, они усвоили четко. И если потом в нужную минуту на вооружении не окажется самого эффективного на сегодня средства по охлаждению пыла вашингтонских любителей «нести демократию» ракетами и бомбами - это уже проблемы упустивших свой шанс.
Наиглавнейшим же, пожалуй, вопросом, мотивирующим Турцию на такое упорное и отчаянное сопротивления весьма изощренным и напористым попыткам США «выкрутить ей руки» является практически полная утрата Анкарой доверия к Вашингтону, как к политическому и военному союзнику. В Соединенных Штатах почему-то были уверенны в том, что могут сколько угодно поддерживать и вооружать убивающих турецких солдат курдов – и им это сойдет с рук. Думали, что попытки совершения государственного переворота и устранения от власти Реджепа Эрдогана, в которых явственно просматривался американский след, им простят и забудут. Нет, не забыли и не простили. Более того – сделали фундаментальные и далеко идущие выводы совершенно не в пользу дальнейшего сотрудничества с США.
В Турции отчетливо осознали – при любой степени лояльности и готовности выполнять требования «заокеанских друзей», те будут считать своих «союзников» с берегов Босфора вечным «вторым сортом», инструментом для преследования в регионе собственных целей, все чаще идущих вразрез с интересами Анкары. Настоящую ставку в своих глобальных делах на Ближнем Востоке США делают на Израиль и Саудовскую Аравию – а вот как раз это турок не устраивает категорически. Да и вообще, не иначе как собственное, пусть и далекое имперское прошлое, подсказывает им – у мнящих себя единственной «великой державой» на планете Соединенных Штатов настоящих союзников быть не может по определению. Разве что – попутчики. А то и вовсе – расходные материалы. Выступать в этой малопочтенной категории Турция совершенно не собирается и никакие попытки давления тут уже ровно ничего не решат.
Все сказанное выше никоим образом не означает, что Анкара, идущая ради закупки российского оружия на конфликт с Вашингтоном, хоть на минуту может считаться союзником, или, боже упаси, другом России. Турция все так же продолжает снабжать оружием украинских карателей, «осуждать аннексию Крыма» и поддерживать крымскотатарских экстремистов. Она продолжает действовать в Сирии исключительно по собственному хотению и в собственных же интересах. А также делать массу других вещей, показывающих ее истинный статус по отношению к нашей стране. Однако, как бы там ни было, в данной конкретной ситуации Турция однозначно делает выбор в пользу России. Следовательно, нам необходимо извлечь из этого момента, раскалывающего как блок НАТО, так и союз Анкары и Вашингтона, абсолютный максимум возможной выгоды.
Отдавая категорический приказ об отстранении турецких пилотов от обучения на F-35 и высылки их на родину с 31 июля нынешнего года, а также оглашая все прочие пункты плана по отлучению Анкары от участия в программе по созданию и эксплуатации этого самолета, нынешний Глава Пентагона Патрик Шенахан и его заместительница по вопросам вооружений Эллен Лорд, очевидно, не сомневались , что гордые потомки янычар перед лицом такой страшной угрозы немедля бросятся перед ними на колени и, припав к ногам, станут слезно вымаливать прощение. Однако, ничего подобного не произошло и, наверняка не произойдет впредь. Не действуют на них эти обещания, как не подействовало запугивание санкциями CAATSA. Не соблазнились в Анкаре и некими таинственными «альтернативными вариантами отказа от С-400», которыми пытался умаслить их Чарльз Хупер, глава пентагоновского управления по безопасности и сотрудничеству. В Вашингтоне в силу собственного высокомерия и ограниченности просто не желают признать, что твердокаменное упрямство турок – это не каприз и не блажь. Тут есть серьезные резоны, и вот какие:
А точно ли они – лучшие?
Пытаясь использовать в качестве собственного главного козыря шантаж отстранением Турции от программы F-35, США продолжают игнорировать тот простейший факт, что этот «новейший, совершеннейший и лучший» истребитель может вовсе и не выглядеть таковым в чьих-то глазах. И объективных причин тому – более, чем достаточно. Япония совсем недавно прекратила поиски обломков разбившегося во время тренировочного полета F-35 и тела летчика, сидевшего за его штурвалом. В Токио попросту плюнули на эту затею, как на совершенно безнадежную, впустую расходующую немалые деньги и время ценных специалистов. Морские волны навеки скрыли тайну причины аварии новенькой боевой машины под управлением опытнейшего пилота. Вопрос открыт по сей день и внятного ответа на него не будет – вполне возможно, до следующей катастрофы, которую можно ожидать неизвестно когда и почему. Осадочек, как говорится, остался…
Зато совершенно известно, что именно недавно вызвало натуральный скандал в Конгрессе США- прозвучавшее в его стенах заявление о том, что палубные истребители модели F-35C Lightning II … категорически несовместимы на сегодня с «красой и гордостью» ВМФ США - авианосцем Gerald R. Ford! Нет, стоять в качестве украшения на палубе истребители, наверное, смогут. Но вот взлететь или сесть – тут уж извините… С устройствами, которые должны обеспечивать как раз взлет-посадку, электромагнитной катапультой EMALS (Electromagnetic Aircraft Launch System) и аэрофинишером AAG (Advanced Arresting Gear) все настолько «не слава богу», что не стоит даже и пытаться. То ли спроектировали их криво, то ли установили неправильно – но выполнять свои задачи эти важнейшие для каждого авианосца системы не в состоянии. Что тем более странно, если учесть, что переданный в состав флота в 2017 году Gerald R. Ford именно под эти самые F-35C и разрабатывался изначально. Официальная версия гласит, что проблемы не в самолетах, а в судне, но то официальная версия.
Это – лишь парочка самых свежих примеров, связанные с «лучшим в мире истребителем». Может, турки попросту не хотят с ним связываться? Во всяком случае, американцам стоило бы подыскать аргументацию повесомее.
Дважды не предложат
В широко обсуждаемой сейчас теме «отказа России от продажи Ирану систем С-400» есть один, весьма интригующий момент. Сегодня от якобы имевших место переговоров о закупке этих ЗРК дружно открещиваются как в Москве, так и в Тегеране. Однако, в 2016 году иранский министр обороны Хосейн Дехган заявлял о том, что «российская сторона предложила Ирану комплексы С-400», однако Тегеран отверг это щедрое предложение в связи с тем, что у него на тот момент «не было программы по их приобретению». Вряд ли государственный чиновник такого уровня бросался бы пустыми словами. И если сказанное Дехганом три года назад – правда, то остается только гадать, с какой силой сейчас кусают локти иранцы, вспоминая тогдашнее свое решение. А ведь были же шансы! По крайней мере, системы С-300 они получили, пусть и с большим трудом – из-за наложенных на страну в 2010 году санкций. Контракт, заключенный в 2007 году, был заморожен, однако решением президента России Владимира Путина в 2015 году его возобновили и поставки были осуществлены.
Сейчас Тегерану приходится обходиться тем, что, как говорится, есть под рукой – буквально на днях там объявили о создании собственной системы ПВО Khordad 15, которая якобы способна обнаруживать вражеские цели на расстоянии до 150 километров и работать одновременно по шести объектам, сбивая вражеские истребители и беспилотники на расстоянии до 120 километров. Более того, по словам представителей Ирана, новый ЗРК сможет «опознать» самолет-«невидимку» за 85 километров и поразить ракетами на расстоянии до 45 километров. Так это или нет, доподлинно неизвестно - в отличие от реально подтвержденных ТТХ комплексов С-400. Как бы там ни было, но турки, учась на ошибках своих ближайших соседей, повторять их не собираются. То, что купить систему ПВО, на которую в мире желающих – хоть отбавляй, русские дважды предлагать не будут, они усвоили четко. И если потом в нужную минуту на вооружении не окажется самого эффективного на сегодня средства по охлаждению пыла вашингтонских любителей «нести демократию» ракетами и бомбами - это уже проблемы упустивших свой шанс.
Нет больше веры Вашингтону
Наиглавнейшим же, пожалуй, вопросом, мотивирующим Турцию на такое упорное и отчаянное сопротивления весьма изощренным и напористым попыткам США «выкрутить ей руки» является практически полная утрата Анкарой доверия к Вашингтону, как к политическому и военному союзнику. В Соединенных Штатах почему-то были уверенны в том, что могут сколько угодно поддерживать и вооружать убивающих турецких солдат курдов – и им это сойдет с рук. Думали, что попытки совершения государственного переворота и устранения от власти Реджепа Эрдогана, в которых явственно просматривался американский след, им простят и забудут. Нет, не забыли и не простили. Более того – сделали фундаментальные и далеко идущие выводы совершенно не в пользу дальнейшего сотрудничества с США.
В Турции отчетливо осознали – при любой степени лояльности и готовности выполнять требования «заокеанских друзей», те будут считать своих «союзников» с берегов Босфора вечным «вторым сортом», инструментом для преследования в регионе собственных целей, все чаще идущих вразрез с интересами Анкары. Настоящую ставку в своих глобальных делах на Ближнем Востоке США делают на Израиль и Саудовскую Аравию – а вот как раз это турок не устраивает категорически. Да и вообще, не иначе как собственное, пусть и далекое имперское прошлое, подсказывает им – у мнящих себя единственной «великой державой» на планете Соединенных Штатов настоящих союзников быть не может по определению. Разве что – попутчики. А то и вовсе – расходные материалы. Выступать в этой малопочтенной категории Турция совершенно не собирается и никакие попытки давления тут уже ровно ничего не решат.
Все сказанное выше никоим образом не означает, что Анкара, идущая ради закупки российского оружия на конфликт с Вашингтоном, хоть на минуту может считаться союзником, или, боже упаси, другом России. Турция все так же продолжает снабжать оружием украинских карателей, «осуждать аннексию Крыма» и поддерживать крымскотатарских экстремистов. Она продолжает действовать в Сирии исключительно по собственному хотению и в собственных же интересах. А также делать массу других вещей, показывающих ее истинный статус по отношению к нашей стране. Однако, как бы там ни было, в данной конкретной ситуации Турция однозначно делает выбор в пользу России. Следовательно, нам необходимо извлечь из этого момента, раскалывающего как блок НАТО, так и союз Анкары и Вашингтона, абсолютный максимум возможной выгоды.
Информация