Не к добру: США заявили о своих правах на Северный морской путь

9
Соединенные Штаты Америки нацелились на военное присутствие на российском Севере. В Вашингтоне считают, что Северный морской путь должен стать транспортной артерией, открытой для всего мирового сообщества. Обращает на себя внимание то, что заявление это сделала Береговая охрана США, один из пяти видов Вооруженных сил этой глобальной державы. При этом глава этого силового ведомства признал, что данная идея вызовет неприятие со стороны Российской Федерации и потребует «существенного диалога в дальнейшем».





Так в чем же причина интереса США к российскому Северу и проходящей по нему транспортной артерии, а также недовольства Москвы?

Северный морской путь привлекает внимание многих государств тем, что существенно укорачивает расстояние от Европы до Азии. Покрывающая его кромка льда постоянно тает, по некоторым оценкам, круглогодичное судоходство по СМП будет возможно после 2030 года, другие делают ставку на 2050 год. Северным путем активно пользуются российские нефтяники для доставки углеводородов. Однако, исключительного права на его использование у России нет, и вполне свободно СМП пользуются и китайцы, и сами американцы. Объем северных грузоперевозок неуклонно растет из года в год. Россия в силу территориального расположения осуществляет охрану этой перспективной транспортной артерии, а также активно инвестирует в строительство ледокольного флота. Также не стоит забывать, что в Арктике сосредоточены огромные запасы углеводородов и других полезных ископаемых.



Неудивительно, что Вашингтон проявляет интерес к данному региону. Либерально настроенные эксперты утверждают, что американцев не стоит подозревать в дурном умысле:

Не стоит воспринимать слова господина Зукунфта как некую угрозу отобрать у России СМП


По словам таких специалистов, Береговая охрана США военное ведомство лишь формально, на деле она борется с браконьерством и пиратством и осуществляет поисково-спасательные операции, следит за исполнением международного права на море:

Береговая охрана США работает во всех морях и океанах, омывающих США, а также в некоторых других стран, согласных с таким положением вещей


Российскую общественность успокаивают тем, что Береговая охрана «всего лишь» хочет получить дополнительное финансирование за счет увеличившегося военного бюджета США. Однако, едва ли Вооруженные силы Соединенных Штатов Америки можно заподозрить в бескорыстном желании спасать попавшие в беду суда от белых медведей.

Арктика имеет огромное оборонительное значение для Российской Федерации. Север – это кратчайшее расстояние между Россией и США, и потому именно здесь в свое время наиболее активно шла «холодная война». С 50-х по 90-е года на побережье и островах Северного Ледовитого океана существовала целая сеть оборонительных сооружений, военных баз и аэродромов. Безопасность СССР от расположенных в Гренландии и на Аляске стратегических бомбардировщиков США обеспечивали силы Войск противовоздушной обороны. В их состав входили радиотехнические войска, истребительная авиация и зенитно-ракетные войска.

После развала Советского союза оборонительным рубежам России на Севере был нанесен сокрушительный удар, значительная часть войск ПВО перестала существовать, оставшиеся были резко сокращены. Военная инфраструктура Севера заброшена и разрушается, например, основной военный аэродром Земли Франца Иосифа, который мог принимать даже тяжелые самолеты, непригоден для эксплуатации. Некоторое время назад было принято решение о возвращении российских военных в Арктику, была проведена «уборка» оставшегося после военных брошенного хлама. Это, безо всякого сомнения, верное начинание, однако, впереди предстоит еще много работы. Военные базы США с Гренландии и на Аляске функционируют и при необходимости могут быть оперативно усилены.

Российским военным приходится нести службу в экстремальных климатических условиях. И нельзя не заметить, что Береговая оборона США ведет работы по созданию робототехнических вооружений, пригодных для использования в условиях Арктики. Американские военные готовятся контролировать северное небо двумя разновидностями беспилотных летательных аппаратов, причем, на каждом корабле Береговой охраны будет размещаться 5 таких «птичек». А морские глубины, по словам американского адмирала, будут сторожить подводные беспилотники:

Кроме того, имеются подводные необитаемые аппараты; есть благоприятные возможности использования таких платформ в Арктике


Интерес США к Северному морскому пути имеет, скорее всего, прикладной военный аспект. Хотя и экономический тоже исключать нельзя. Вашингтон прекрасно понимает, что через 10-15 лет, а то и раньше, СМП превратится в оживленную транзитную транспортную артерию. И если учесть, что американцы всегда стремятся их контролировать (Панамский канал, Ормузский пролив, Суэцкий канал и т.д.), то намерения США не являются чем-то необычным.

Вполне вероятно, что в ближайшие годы мы столкнемся с оспариванием наших прав на Северный морской путь как со стороны непосредственно США, так и со стороны ООН в целом.
9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -4
    13 апреля 2018 12:00
    Какая глупая статья. Пользоваться можно всем, конечно при соблюдении ряда условий.
    1. Соблюдение Полярного Кодекса
    2. Своевременная уплата за ледокольную проводку.
    Крайне маловероятно, что военные корабли или суда НАТО смогут удовлетворить пункту 1. Вот собственно и все. Остальное комментарии бреда психически больных людей.
    1. +6
      13 апреля 2018 12:17
      Ну да, США и НАТО известны своей почтительностью к международному праву. laughing
      Расскажите это вьетнамцам, сербам, ливийцам, сирийцам и много еще кому.
      Господа комментаторы, будьте избирательнее в выражениях. Если что-то не укладывается в вашей голове, это еще не значит, что это не имеет места быть.
      1. +2
        13 апреля 2018 17:27
        Цитата: УралРеп
        у да, США и НАТО известны своей почтительностью к международному праву.

        США официально стоят на позиции, что все морские проливы должны быть под международной юрисдикцией. Вполне естественно, что и СМП они считают должен принадлежать всему международному сообществу. В международном праве существует такой международно-правовой статус -- «terra nullius». Так называют территории, над которыми никогда не осуществлялся суверенитет какого-либо государства.Именно благодаря ему Великобритания до сих пор владеет Фолклендскими островами, а Франция и некоторые другие страны имеют протектораты на островах Тихого, Индийского или Атлантического океанов. Но сейчас, активизировались попытки некоторых стран, в первую очередь США, пересмотреть право Российской Федерации на владение и управление Северным морским путём, а также землями и островами, расположенными в его акватории. Двойные стандарты паннимаешшь! Надеюсь, Россия, благодаря вновь избранному Президенту, сумеет защитить свои права на СМП, и закатает губу зарвавшемуся гегемону.
    2. +3
      13 апреля 2018 12:58
      Америкосов НЕЛЬЗЯ и близко подпускать к С.М.П ! Ибо они действовали , действуют и будут действовать по старому принципу ---- пусти СВИНЬЮ за стол , она и ноги на СТОЛ !
      1. +4
        13 апреля 2018 13:46
        Класть ноги на стол отличительная черта американцев, не обижайтесь свиней!
        1. +1
          13 апреля 2018 18:07
          Надеюсь хрюшки меня простят ! Сравнил ненароком !
  2. +2
    13 апреля 2018 14:18
    Ну и пусть себе ходят не ближе исключительной российской 200 - мильной зоны.
    1. +2
      13 апреля 2018 18:11
      Ну если в пределах 200 миль , то севернее Новосиб.островов , Новой земли и что там еще по пути , то пусть со своими ледоколами ! С.М.П. проходит южнее ! И что самое главное в ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ водах Р.Ф. ! Они замахнулись на росс.территорию !
  3. +2
    13 апреля 2018 19:41
    жизненная практика показала ни каких диалогов с ушлепками ни по каким вопросам до их полной кончины быть не может