Ту-214: почему забыта реальная альтернатива МС-21?

Осенью этого года запланирован официальный визит президента Владимира Путина в Саудовскую Аравию. Москва намерена углубить экономическое сотрудничество с ближневосточной монархией. Так, в Королевстве российские специалисты могут построить два реактора АЭС, каучуковый завод и очистные сооружения. Эр-Рияд заинтересован в совместных СПГ-проектах и инвестициях в нефтегазохимию в нашей стране. Планируется упрощение визового режима для деловых поездок. Продвижение российских интересов можно поприветствовать, потому привлекло к себе внимание предложение продать саудитам лайнеры Sukhoi SuperJet 100 и МС-21. Что может выйти из этой затеи?


Sukhoi SuperJet 100 на фоне Ту-204




Sukhoi SuperJet 100


По этому лайнеру уже все как следует «оттоптались», особенно, после недавней катастрофы с многочисленными человеческими жертвами в Шереметьево. Постараемся быть к самолету объективными. Да, он собран по большей части из импортных комплектующих, что ставит под сомнение его «российскость», но это же упростило прохождение международной сертификации. Так, «Суперджет» получил сертификат Европейского агентства безопасности гражданской авиации (EASA). Самолет может летать и в России, и за рубежом, но основные его проблемы связаны со слабо развитой сервисной сетью.

Лайнеры подолгу стоят на земле, ожидая доставки запчастей для ремонта, что для коммерческих авиаперевозок неприемлемо. Из-за этого суточный налет у «Суперджета» в три раза ниже, чем у главных конкурентов. Для избалованных сервисом саудитов реклама не очень.
Есть и еще одна деликатная проблема. Имеются данные, что перевозчики жалуются на двигатель SaM146 французского производства. Его приходится ремонтировать буквально через каждые 2-4 тысячи часов эксплуатации, хотя уважаемая компания Safran гарантирует минимум 8 тысяч часов. Примечательно, что этот авиадвигатель был разработан европейцами специально под российский проект и нигде более не используется.

«Злые языки» могли бы сказать, что французский производитель сделал нам «подлянку», но тот не сознается, а доказать наличие дурного умысла не представляется возможным. Исходя из презумпции невиновности остается признать, что авиадвигатель просто получился не слишком удачным. Возникает вопрос, возможно ли его на что-то заменить?

Теоретически, да. В России создан перспективный двигатель ПД-14, но для «Суперджета» он великоват. Необходимо делать модификацию, однако это займет не один год. Затем пойдут испытания, международная сертификация. А это означает еще несколько лет безальтернативности французскому движку. Большой вопрос, захотят ли саудиты связываться с такими сложностями?

МС-21


Это интересный и перспективный лайнер. Но и он столкнулся с серьезными трудностями. В рамках санкционного противостояния США запретили поставлять в России композитные материалы, необходимые для изготовления его крыльев и киля. Начало серийного производства уже отложено до 2021 года. Есть и более пессимистичные оценки, согласно которым реальное импортозамещение композитов растянется до середины следующего десятилетия. Вставляют палки в колеса и наши европейские «партнеры». Попытка сертифицировать авиадвигатели ПД-14 с первой попытки провалилась, для получения сертификата на них придется выполнить целый ряд доработок, что займет еще пару лет. Станут ли ждать саудиты?

Безусловно, все эти проблемы относятся к категории решаемых, и раньше или позже решения будут найдены. Но, быть может, есть еще какие-то варианты, что Россия может предложить потенциальным покупателям здесь и сейчас?

Например, имеется весьма недурной Ту-214 (Ту-204), среднемагистральный узкофюзеляжный самолет, оснащенный российскими двигателями. В зависимости от модификации, его вместимость составляет от 164 до 215 пассажиров. На его основе создано около двух десятков вариаций, одна из них - Ту-204СМ – конкурентоспособна по сравнению с американскими и европейскими лайнерами. Самолеты соответствуют всем международным требованиям, допущены к полетам в странах ЕС, а также в Северной и Южной Америке. Лайнеры данного типа почти в два раза дешевле разрекламированного МС-21 и более экономичны. Иран выражал заинтересованность закупить лицензию на их производство. В России модификации Ту-204 используются в основном государственными учреждениями.

Так почему же выбор властей пал не на полностью готовый отечественный лайнер, а на проекты, в значительной мере зависящие от западных стран? Интересно, что компанию «Иркут», разрабатывающую МС-21, возглавил Юрий Слюсарь, одновременно являющийся президентом Объединенной авиастроительной корпорации. Быть может, это обычное совпадение, но финансовые потоки пошли не на Ту-214, а на проект «Иркута». Тем не менее, вопрос о допустимости подобного «совмещения» должностей и потенциальном конфликте интересов далеко не праздный.
Использованы фотографии: https://russianplanes.net/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

8 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. akarfoxhound Офлайн
    akarfoxhound 14 июня 2019 08:17
    +2
    • 2
    • 0
    Сами же и ответили на свой вопрос
    1. Кристаллович (Руслан) 14 июня 2019 08:24
      0
      • 1
      • 1
      А вы желаете, чтобы вопросы, заявленные в заголовках, оставались без ответов? )
  2. Сергей Латышев (Серж ) 14 июня 2019 08:45
    +3
    • 3
    • 0
    Бабло и откаты.
    И закупаем опять Боинги и Аэльбрусы
    1. Олег РБ Офлайн
      Олег РБ (Олег) 18 июня 2019 18:16
      0
      • 0
      • 0
      Это само собой, но тут другая ситуёвина.
      Ту-214 устарел ещё до выхода в серию. Никто такое покупать не будет. Ну для внутрянки только пойдёт.
  3. урон Онлайн
    урон (Кирилл Лемуров) 14 июня 2019 15:42
    +2
    • 2
    • 0
    ...потому привлекло к себе внимание предложение продать саудитам лайнеры Sukhoi SuperJet 100 и МС-21." - немного странная мысль. Нашли тоже "развивающееся государство.

    С тем же успехом их можно предложить Америке.
  4. Павел Федоров (Павел Федоров) 15 июня 2019 16:42
    +1
    • 1
    • 0
    Сионистское лобби всё сделает, только бы у России не было своей авиации
    1. semsemch Офлайн
      semsemch 18 июня 2019 18:41
      +1
      • 2
      • 1
      Цитата: Павел Федоров
      Сионистское лобби всё сделает, только бы у России не было своей авиации

      При чем здесь какое-то лобби?
      У СССР авиация (и по большому счету все остальное тоже) была только в условиях закрытого рынка. Как только рынок открыли, авиация (и все остальное тоже) рухнула. За ненадобностью. Поскольку была попросту неконкурентоспособна.
      Конкурентоспособными в мире оказались такие виды "советской продукции", как нефть, газ, металлы в слитках и лес в виде бревен. Еще мин. удобрения, тоже продукция низкого передела. И еще кое-что по мелочам.
      Вот и весь моЧный Советский Союз. Король оказался не только голый, но и бедный.
  5. Олег РБ Офлайн
    Олег РБ (Олег) 18 июня 2019 18:22
    0
    • 0
    • 0
    Вспомнилось
    В середине 90-х изучал РНО Ту-154. Это в сумме примерно полторы тонны оборудования.
    Уже тогда препод сокрушался, что 2-х килограммовая буржуйская джипиэс все это выполняет даже не закатав рукава.
    Эх... recourse
    (Рно - радио-навигационное оборудование)