Ту-214: почему забыта реальная альтернатива МС-21?
Осенью этого года запланирован официальный визит президента Владимира Путина в Саудовскую Аравию. Москва намерена углубить экономическое сотрудничество с ближневосточной монархией. Так, в Королевстве российские специалисты могут построить два реактора АЭС, каучуковый завод и очистные сооружения. Эр-Рияд заинтересован в совместных СПГ-проектах и инвестициях в нефтегазохимию в нашей стране. Планируется упрощение визового режима для деловых поездок. Продвижение российских интересов можно поприветствовать, потому привлекло к себе внимание предложение продать саудитам лайнеры Sukhoi SuperJet 100 и МС-21. Что может выйти из этой затеи?
По этому лайнеру уже все как следует «оттоптались», особенно, после недавней катастрофы с многочисленными человеческими жертвами в Шереметьево. Постараемся быть к самолету объективными. Да, он собран по большей части из импортных комплектующих, что ставит под сомнение его «российскость», но это же упростило прохождение международной сертификации. Так, «Суперджет» получил сертификат Европейского агентства безопасности гражданской авиации (EASA). Самолет может летать и в России, и за рубежом, но основные его проблемы связаны со слабо развитой сервисной сетью.
Лайнеры подолгу стоят на земле, ожидая доставки запчастей для ремонта, что для коммерческих авиаперевозок неприемлемо. Из-за этого суточный налет у «Суперджета» в три раза ниже, чем у главных конкурентов. Для избалованных сервисом саудитов реклама не очень.
Есть и еще одна деликатная проблема. Имеются данные, что перевозчики жалуются на двигатель SaM146 французского производства. Его приходится ремонтировать буквально через каждые 2-4 тысячи часов эксплуатации, хотя уважаемая компания Safran гарантирует минимум 8 тысяч часов. Примечательно, что этот авиадвигатель был разработан европейцами специально под российский проект и нигде более не используется.
«Злые языки» могли бы сказать, что французский производитель сделал нам «подлянку», но тот не сознается, а доказать наличие дурного умысла не представляется возможным. Исходя из презумпции невиновности остается признать, что авиадвигатель просто получился не слишком удачным. Возникает вопрос, возможно ли его на что-то заменить?
Теоретически, да. В России создан перспективный двигатель ПД-14, но для «Суперджета» он великоват. Необходимо делать модификацию, однако это займет не один год. Затем пойдут испытания, международная сертификация. А это означает еще несколько лет безальтернативности французскому движку. Большой вопрос, захотят ли саудиты связываться с такими сложностями?
Это интересный и перспективный лайнер. Но и он столкнулся с серьезными трудностями. В рамках санкционного противостояния США запретили поставлять в России композитные материалы, необходимые для изготовления его крыльев и киля. Начало серийного производства уже отложено до 2021 года. Есть и более пессимистичные оценки, согласно которым реальное импортозамещение композитов растянется до середины следующего десятилетия. Вставляют палки в колеса и наши европейские «партнеры». Попытка сертифицировать авиадвигатели ПД-14 с первой попытки провалилась, для получения сертификата на них придется выполнить целый ряд доработок, что займет еще пару лет. Станут ли ждать саудиты?
Безусловно, все эти проблемы относятся к категории решаемых, и раньше или позже решения будут найдены. Но, быть может, есть еще какие-то варианты, что Россия может предложить потенциальным покупателям здесь и сейчас?
Например, имеется весьма недурной Ту-214 (Ту-204), среднемагистральный узкофюзеляжный самолет, оснащенный российскими двигателями. В зависимости от модификации, его вместимость составляет от 164 до 215 пассажиров. На его основе создано около двух десятков вариаций, одна из них - Ту-204СМ – конкурентоспособна по сравнению с американскими и европейскими лайнерами. Самолеты соответствуют всем международным требованиям, допущены к полетам в странах ЕС, а также в Северной и Южной Америке. Лайнеры данного типа почти в два раза дешевле разрекламированного МС-21 и более экономичны. Иран выражал заинтересованность закупить лицензию на их производство. В России модификации Ту-204 используются в основном государственными учреждениями.
Так почему же выбор властей пал не на полностью готовый отечественный лайнер, а на проекты, в значительной мере зависящие от западных стран? Интересно, что компанию «Иркут», разрабатывающую МС-21, возглавил Юрий Слюсарь, одновременно являющийся президентом Объединенной авиастроительной корпорации. Быть может, это обычное совпадение, но финансовые потоки пошли не на Ту-214, а на проект «Иркута». Тем не менее, вопрос о допустимости подобного «совмещения» должностей и потенциальном конфликте интересов далеко не праздный.
Sukhoi SuperJet 100
По этому лайнеру уже все как следует «оттоптались», особенно, после недавней катастрофы с многочисленными человеческими жертвами в Шереметьево. Постараемся быть к самолету объективными. Да, он собран по большей части из импортных комплектующих, что ставит под сомнение его «российскость», но это же упростило прохождение международной сертификации. Так, «Суперджет» получил сертификат Европейского агентства безопасности гражданской авиации (EASA). Самолет может летать и в России, и за рубежом, но основные его проблемы связаны со слабо развитой сервисной сетью.
Лайнеры подолгу стоят на земле, ожидая доставки запчастей для ремонта, что для коммерческих авиаперевозок неприемлемо. Из-за этого суточный налет у «Суперджета» в три раза ниже, чем у главных конкурентов. Для избалованных сервисом саудитов реклама не очень.
Есть и еще одна деликатная проблема. Имеются данные, что перевозчики жалуются на двигатель SaM146 французского производства. Его приходится ремонтировать буквально через каждые 2-4 тысячи часов эксплуатации, хотя уважаемая компания Safran гарантирует минимум 8 тысяч часов. Примечательно, что этот авиадвигатель был разработан европейцами специально под российский проект и нигде более не используется.
«Злые языки» могли бы сказать, что французский производитель сделал нам «подлянку», но тот не сознается, а доказать наличие дурного умысла не представляется возможным. Исходя из презумпции невиновности остается признать, что авиадвигатель просто получился не слишком удачным. Возникает вопрос, возможно ли его на что-то заменить?
Теоретически, да. В России создан перспективный двигатель ПД-14, но для «Суперджета» он великоват. Необходимо делать модификацию, однако это займет не один год. Затем пойдут испытания, международная сертификация. А это означает еще несколько лет безальтернативности французскому движку. Большой вопрос, захотят ли саудиты связываться с такими сложностями?
МС-21
Это интересный и перспективный лайнер. Но и он столкнулся с серьезными трудностями. В рамках санкционного противостояния США запретили поставлять в России композитные материалы, необходимые для изготовления его крыльев и киля. Начало серийного производства уже отложено до 2021 года. Есть и более пессимистичные оценки, согласно которым реальное импортозамещение композитов растянется до середины следующего десятилетия. Вставляют палки в колеса и наши европейские «партнеры». Попытка сертифицировать авиадвигатели ПД-14 с первой попытки провалилась, для получения сертификата на них придется выполнить целый ряд доработок, что займет еще пару лет. Станут ли ждать саудиты?
Безусловно, все эти проблемы относятся к категории решаемых, и раньше или позже решения будут найдены. Но, быть может, есть еще какие-то варианты, что Россия может предложить потенциальным покупателям здесь и сейчас?
Например, имеется весьма недурной Ту-214 (Ту-204), среднемагистральный узкофюзеляжный самолет, оснащенный российскими двигателями. В зависимости от модификации, его вместимость составляет от 164 до 215 пассажиров. На его основе создано около двух десятков вариаций, одна из них - Ту-204СМ – конкурентоспособна по сравнению с американскими и европейскими лайнерами. Самолеты соответствуют всем международным требованиям, допущены к полетам в странах ЕС, а также в Северной и Южной Америке. Лайнеры данного типа почти в два раза дешевле разрекламированного МС-21 и более экономичны. Иран выражал заинтересованность закупить лицензию на их производство. В России модификации Ту-204 используются в основном государственными учреждениями.
Так почему же выбор властей пал не на полностью готовый отечественный лайнер, а на проекты, в значительной мере зависящие от западных стран? Интересно, что компанию «Иркут», разрабатывающую МС-21, возглавил Юрий Слюсарь, одновременно являющийся президентом Объединенной авиастроительной корпорации. Быть может, это обычное совпадение, но финансовые потоки пошли не на Ту-214, а на проект «Иркута». Тем не менее, вопрос о допустимости подобного «совмещения» должностей и потенциальном конфликте интересов далеко не праздный.
Информация