Ту-214: почему забыта реальная альтернатива МС-21?

30
Осенью этого года запланирован официальный визит президента Владимира Путина в Саудовскую Аравию. Москва намерена углубить экономическое сотрудничество с ближневосточной монархией. Так, в Королевстве российские специалисты могут построить два реактора АЭС, каучуковый завод и очистные сооружения. Эр-Рияд заинтересован в совместных СПГ-проектах и инвестициях в нефтегазохимию в нашей стране. Планируется упрощение визового режима для деловых поездок. Продвижение российских интересов можно поприветствовать, потому привлекло к себе внимание предложение продать саудитам лайнеры Sukhoi SuperJet 100 и МС-21. Что может выйти из этой затеи?





Sukhoi SuperJet 100


По этому лайнеру уже все как следует «оттоптались», особенно, после недавней катастрофы с многочисленными человеческими жертвами в Шереметьево. Постараемся быть к самолету объективными. Да, он собран по большей части из импортных комплектующих, что ставит под сомнение его «российскость», но это же упростило прохождение международной сертификации. Так, «Суперджет» получил сертификат Европейского агентства безопасности гражданской авиации (EASA). Самолет может летать и в России, и за рубежом, но основные его проблемы связаны со слабо развитой сервисной сетью.

Лайнеры подолгу стоят на земле, ожидая доставки запчастей для ремонта, что для коммерческих авиаперевозок неприемлемо. Из-за этого суточный налет у «Суперджета» в три раза ниже, чем у главных конкурентов. Для избалованных сервисом саудитов реклама не очень.
Есть и еще одна деликатная проблема. Имеются данные, что перевозчики жалуются на двигатель SaM146 французского производства. Его приходится ремонтировать буквально через каждые 2-4 тысячи часов эксплуатации, хотя уважаемая компания Safran гарантирует минимум 8 тысяч часов. Примечательно, что этот авиадвигатель был разработан европейцами специально под российский проект и нигде более не используется.

«Злые языки» могли бы сказать, что французский производитель сделал нам «подлянку», но тот не сознается, а доказать наличие дурного умысла не представляется возможным. Исходя из презумпции невиновности остается признать, что авиадвигатель просто получился не слишком удачным. Возникает вопрос, возможно ли его на что-то заменить?

Теоретически, да. В России создан перспективный двигатель ПД-14, но для «Суперджета» он великоват. Необходимо делать модификацию, однако это займет не один год. Затем пойдут испытания, международная сертификация. А это означает еще несколько лет безальтернативности французскому движку. Большой вопрос, захотят ли саудиты связываться с такими сложностями?

МС-21


Это интересный и перспективный лайнер. Но и он столкнулся с серьезными трудностями. В рамках санкционного противостояния США запретили поставлять в России композитные материалы, необходимые для изготовления его крыльев и киля. Начало серийного производства уже отложено до 2021 года. Есть и более пессимистичные оценки, согласно которым реальное импортозамещение композитов растянется до середины следующего десятилетия. Вставляют палки в колеса и наши европейские «партнеры». Попытка сертифицировать авиадвигатели ПД-14 с первой попытки провалилась, для получения сертификата на них придется выполнить целый ряд доработок, что займет еще пару лет. Станут ли ждать саудиты?

Безусловно, все эти проблемы относятся к категории решаемых, и раньше или позже решения будут найдены. Но, быть может, есть еще какие-то варианты, что Россия может предложить потенциальным покупателям здесь и сейчас?

Например, имеется весьма недурной Ту-214 (Ту-204), среднемагистральный узкофюзеляжный самолет, оснащенный российскими двигателями. В зависимости от модификации, его вместимость составляет от 164 до 215 пассажиров. На его основе создано около двух десятков вариаций, одна из них - Ту-204СМ – конкурентоспособна по сравнению с американскими и европейскими лайнерами. Самолеты соответствуют всем международным требованиям, допущены к полетам в странах ЕС, а также в Северной и Южной Америке. Лайнеры данного типа почти в два раза дешевле разрекламированного МС-21 и более экономичны. Иран выражал заинтересованность закупить лицензию на их производство. В России модификации Ту-204 используются в основном государственными учреждениями.

Так почему же выбор властей пал не на полностью готовый отечественный лайнер, а на проекты, в значительной мере зависящие от западных стран? Интересно, что компанию «Иркут», разрабатывающую МС-21, возглавил Юрий Слюсарь, одновременно являющийся президентом Объединенной авиастроительной корпорации. Быть может, это обычное совпадение, но финансовые потоки пошли не на Ту-214, а на проект «Иркута». Тем не менее, вопрос о допустимости подобного «совмещения» должностей и потенциальном конфликте интересов далеко не праздный.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    14 июня 2019 08:17
    Сами же и ответили на свой вопрос
    1. 0
      14 июня 2019 08:24
      А вы желаете, чтобы вопросы, заявленные в заголовках, оставались без ответов? )
  2. +4
    14 июня 2019 08:45
    Бабло и откаты.
    И закупаем опять Боинги и Аэльбрусы
    1. -1
      18 июня 2019 18:16
      Это само собой, но тут другая ситуёвина.
      Ту-214 устарел ещё до выхода в серию. Никто такое покупать не будет. Ну для внутрянки только пойдёт.
  3. +2
    14 июня 2019 15:42
    ...потому привлекло к себе внимание предложение продать саудитам лайнеры Sukhoi SuperJet 100 и МС-21." - немного странная мысль. Нашли тоже "развивающееся государство.

    С тем же успехом их можно предложить Америке.
  4. +2
    15 июня 2019 16:42
    Сионистское лобби всё сделает, только бы у России не было своей авиации
    1. 0
      18 июня 2019 18:41
      Цитата: Павел Федоров
      Сионистское лобби всё сделает, только бы у России не было своей авиации

      При чем здесь какое-то лобби?
      У СССР авиация (и по большому счету все остальное тоже) была только в условиях закрытого рынка. Как только рынок открыли, авиация (и все остальное тоже) рухнула. За ненадобностью. Поскольку была попросту неконкурентоспособна.
      Конкурентоспособными в мире оказались такие виды "советской продукции", как нефть, газ, металлы в слитках и лес в виде бревен. Еще мин. удобрения, тоже продукция низкого передела. И еще кое-что по мелочам.
      Вот и весь моЧный Советский Союз. Король оказался не только голый, но и бедный.
      1. +2
        24 июня 2019 21:28
        Советская техника оказалась неконкурентноспособной из за недобросовестной конкуренции...Ведь в странах НАТО советские самолеты стали гноить,потому что они дескать не соответствуют их требованиям ( по шумности например ) ,но ведь и самолеты стран НАТО не соответствовали требованиям безопасности принятым в СССР ( запасам прочности например )...И тут в ход пошли взятки чиновникам,которые стали скупать за западе авиахлам,списанный в западных авиакомпаниях,в ущерб закупок новых самолетов на отечественных авиазаводах...Если закупка самолетов для международных авиалиний хоть как то оправдана ( сервисным обслуживанием и наличием запчастей ) то закупка иностранных самолетов для внутренних авиалиний РФ не оправдана ничем,кроме взяток...Так например некоторые самолеты конструктивно не приспособлены для полетов в северном климате,но тем не менее закупались чиновниками РФ,не смотря на ряд катастроф на западе и в РФ от обледенения ( например ATR-72 )
        1. -3
          24 июня 2019 21:55
          Цитата: Sapsan136
          Советская техника оказалась неконкурентноспособной из за недобросовестной конкуренции...

          Ага, конечно.

          Цитата: Sapsan136
          И тут в ход пошли взятки чиновникам

          У вас на руках есть какие-то документы на этот счет?
          А вот подержанные автомобили на Западе физлица тоже скупали за взятки?

          Цитата: Sapsan136
          но ведь и самолеты стран НАТО не соответствовали требованиям безопасности принятым в СССР ( запасам прочности например )...

          Кто вам это сказал?

          Цитата: Sapsan136
          закупка иностранных самолетов для внутренних авиалиний РФ не оправдана ничем,кроме взяток...

          А ничего, что иностранный самолет (даже иногда новый) дешевле в закупке и заметно дешевле в эксплуатации?

          Цитата: Sapsan136
          не смотря на ряд катастроф на западе и в РФ от обледенения ( например ATR-72 )

          На антиобледенителях не надо экономить.
          А на ATR-72 я летал много раз. Нормальный маленький самолетик.

          Цитата: Sapsan136
          некоторые самолеты конструктивно не приспособлены для полетов в северном климате

          Если бы вы знали физику, то наверняка были бы в курсе, что на той высоте, на которой летают самолеты, температуры такие, что любым Крайним Северам до них далеко.
          1. +2
            25 июня 2019 07:52
            Вот только температуры на высоте,в районе севера и погодные условия не в лучшую сторону отличаются от южных широт...ATR-72 разбивались из за обледенения не только в РФ,но и на западе и дело не в том,что экономят,а в том,что там инженерный просчет в конструкции крыла,у которого повышенная склонность к обледенению...Советские самолеты имели больший запас прочности конструкции,чем западные,потому то Ту-124 смог приземлиться на реку Нева,совершив аварийную посадку,а на западе это смогли повторить только через десятки лет и это сделал их летчик-испытатель,а не обычный пилот.До этого все попытки сесть на воду для западных самолетов кончались катастрофой ..Западный авиахлам ,за взятки,скупал бывший министр Шапашников...это давно секрет полишинеля...А недобросовестная конкуренция присутствует и сегодня и не только в авиации.
            1. -2
              25 июня 2019 08:57
              Цитата: Sapsan136
              Вот только температуры на высоте,в районе севера и погодные условия не в лучшую сторону отличаются от южных широт...

              Да? А я не знал.

              Цитата: Sapsan136
              а в том,что там инженерный просчет в конструкции крыла,у которого повышенная склонность к обледенению..

              Сказки выдумывать прекращайте.

              Цитата: Sapsan136
              Советские самолеты имели больший запас прочности конструкции,чем западные,потому то Ту-124 смог приземлиться на реку Нева,совершив аварийную посадку,а на западе это смогли повторить только через десятки лет и это сделал их летчик-испытатель,а не обычный пилот.До этого все попытки сесть на воду для западных самолетов кончались катастрофой ..

              Изучите известную всем посадку на Гудзон.
              "Запаса прочности"у инженерных конструкций не бывает. У каждой конструкции своя определенная прочность, на которую она рассчитана. А "запас прочности", это просчет конструктора.

              Цитата: Sapsan136
              Западный авиахлам ,за взятки,скупал бывший министр Шапашников...это давно секрет полишинеля...

              И где тот министр сейчас? А "западный авиахлам" до сих пор предпочитают всему остальному.

              Цитата: Sapsan136
              А недобросовестная конкуренция присутствует и сегодня и не только в авиации

              Как от этого Боинг и Эйрбас стали хуже?
              1. +2
                25 июня 2019 09:03
                А вы посмотрите сколько лет прошло с посадки Ту-124 на Неву,до успешной посадки на Гудзон и сколько западных самолетов разбилось пытаясь повторить то,что сделали на Ту-124 советские летчики за это время...Кстати на Ту-124 был самый обычный экипаж,а вот посадка на Гудзон дело рук летчика-испытателя,перешедшего на службу в авиакомпанию...Хуже не стали и лучше тоже...Что до конструктивных недостатков ATR-72 ,то слушайте меня и радио и ваша жизнь наладится...Так и Чубайс никуда не делся и в патриотизме таких как Слюсарь и ему подобные я сильно сомневаюсь...
                1. -2
                  25 июня 2019 15:42
                  Цитата: Sapsan136
                  и сколько западных самолетов разбилось пытаясь повторить то,что сделали на Ту-124 советские летчики за это время...

                  И сколько же разбилось?
                  Не знаете?
                  Само собой, не знаете. Лишь бы язык чесать.
                  Самое совершенное на сегодняшний день российское/советское изделие гражданской авиации, самолет SSJ100, особым успехом, что в России, что за границей не пользуется. Поскольку имеет немало "моментов".
                  Что же тогда говорить о советском летающем дерьме? На котором было просто опасно летать. Но летали. Поскольку альтернативы не было. А как она появилась, советские летающие гробы были отправлены в утиль. К сожалению, не сразу.

                  Цитата: Sapsan136
                  и в патриотизме таких как Слюсарь и ему подобные я сильно сомневаюсь...

                  Я не знаю, кто такой Слюсарь.
                  1. +2
                    25 июня 2019 16:03
                    Я могу вам найти самолеты западного производства разбившиеся при попытке посадки на воду,но не стану себя утруждать,так как видео есть на Ютуб ,а информация в интернете,если вам реально интересно...в чем я сомневаюсь.SSJ100 скорее западный самолет,чем русский,там больше 50% комплектующих производящихся за пределами РФ,а его не надежные двигатели французского производства...причем они прошли сертификацию в ЕС,не смотря на то,что их реальный ресурс ниже отечественных моторов созданных в Перми,что является еще одним примером недобросовестной конкуренции
                    1. -2
                      25 июня 2019 16:27
                      Цитата: Sapsan136
                      SSJ100 скорее западный самолет,чем русский,там больше 50% комплектующих производящихся за пределами РФ

                      А что делать, если ничего годного в РФ не производится?
                      И вообще, где вы видели сейчас "американский самолет"? Или "французский самолет"? Глобализация на дворе. Единственное что вы реально сможете найти, так это "китайский самолет".

                      Цитата: Sapsan136
                      его не надежные двигатели французского производства...

                      Это выдумка рунета. И ничего более.

                      Цитата: Sapsan136
                      не смотря на то,что их реальный ресурс ниже отечественных моторов созданных в Перми

                      Уважаемый. Не надо мне рассказывать байки про "надежные моторы из Перми". А то я вам расскажу байку про "надежные автомобили из Тольятти".

                      Цитата: Sapsan136
                      что является еще одним примером недобросовестной конкуренции

                      Нифига себе. Между сертифицированным изделием и НЕсертифицированным изделием закономерно выбрали изделие сертифицированное. И это некоторым почему-то не нравится.
                      1. +2
                        25 июня 2019 20:13
                        Да производится...Раз посадку Ту-124 на Западе много лет повторить не могли,то и раньше производилось...Ту-204СМ русский самолет и вполне приличный...Это не выдумка,а факт...А не надо мне втирать,что в России не делают ничего приличного,тем более,что ВАЗ не самый плохой автомобиль в Мире...Не нравится потому,что сертифицированное изделие сертифицировано исключительно по политическим мотивам,а изделие лучше сертифицированного не сертифицируются так же по политическим мотивам..В том же ЕС все грызут друг друга как шакалы,даже Болгарию заставили перец покупать в Нидерландах,будто тот ,что рос в Болгарии чем то хуже...
                      2. -2
                        25 июня 2019 20:21
                        Цитата: Sapsan136
                        Ту-204СМ русский самолет и вполне приличный...

                        1. Российский.
                        2. Приличный для чего?

                        Цитата: Sapsan136
                        тем более,что ВАЗ не самый плохой автомобиль в Мире...

                        Аналог БМВ?

                        Цитата: Sapsan136
                        сертифицированное изделие сертифицировано исключительно по политическим мотивам

                        Это уже просто болтовня.

                        Цитата: Sapsan136
                        а изделие лучше сертифицированного не сертифицируются так же по политическим мотивам..

                        И это тоже.

                        Цитата: Sapsan136
                        даже Болгарию заставили перец покупать в Нидерландах,будто тот ,что рос в Болгарии чем то хуже...

                        Еще какие-нибудь выдумки будут?
                        Вы хотя бы представляете себе, сколько бывает сортов сладкого перца? Или вам известен только один неизвестный миру советский сорт "перец болгарский"?
                      3. +1
                        25 июня 2019 20:49
                        Если вы что-то не хотите принять,это не значит,что это не имеет права на жизнь,или что вы правы отрицая что-то реальное...Такие автомобили как Славута,Дана,Фиат Уно и прочие не лучше,а хуже ВАЗа...
                      4. -2
                        25 июня 2019 20:57
                        Цитата: Sapsan136
                        Фиат Уно и прочие не лучше,а хуже ВАЗа...

                        ФИАТ хуже ВАЗа?
                        Оригинальное утверждение.
                      5. +1
                        25 июня 2019 21:15
                        Разумеется вы не рискнете его проверить на собственной шкуре,а просто будете кричать тут и не соглашаться со мной...Кричите,если вам угодно...Кстати Фольксваген-Жук тоже хуже ВАЗа...ЗАЗ-Шанс тоже хуже ВАЗа....Богдан тоже хуже ВАЗа....Шевроле-Ланос тоже хуже ВАЗа...Список могу продолжать долго...
                      6. -2
                        25 июня 2019 21:17
                        Цитата: Sapsan136
                        Кстати Фольксваген-Жук тоже хуже ВАЗа..

                        М-да. Но стоит почему-то в разы дороже.

                        Цитата: Sapsan136
                        Список могу продолжать долго...

                        А че так крупно берете?
                        Самокаты из Азии забыли с ВАЗом сравнить.
                      7. +1
                        25 июня 2019 21:32
                        Самокаты сравнивать не стану,а Фольксваген-Жук уступает ВАЗу и в пассивной безопасности и в удобстве и его цена мне не интересна...Кстати на корейских авто применяется проводка из анодированной стали,на ВАЗе более надежная,медная...Тормозные барабаны на корейцах тоже изготовлены из барахла,а не из алюминиевого сплава,как на ВАЗе...О китайских авто,таких как Чери-Амулет я и говорить не хочу,они во всем хуже ВАЗа...Део-Нексия и Део-Матиз тоже хуже ВАЗа...Как видите список уже достаточно приличный,могу продолжить...
                      8. -2
                        25 июня 2019 22:14
                        Цитата: Sapsan136
                        а Фольксваген-Жук уступает ВАЗу и в пассивной безопасности и в удобстве и его цена мне не интересна...

                        Сравнивать Фольксваген Жук с ВАЗом, это шикарный метод сравнения.

                        Цитата: Sapsan136
                        Как видите список уже достаточно приличный,могу продолжить...

                        Конечно можете. Свистеть, не мешки таскать.
                      9. +1
                        26 июня 2019 11:19
                        Свистите тут вы,ерундой которую втирают в школах США жертвам фастфуда
                      10. -2
                        26 июня 2019 12:06
                        Цитата: Sapsan136
                        ерундой которую втирают в школах США жертвам фастфуда

                        Вы в курсе школьной программы в США?
                        Думаю, что нет.
                        Опять насвистели.
                      11. 0
                        26 июня 2019 13:16
                        Да в курсе...Есть у меня знакомые и в США и в Мексике знакомые проживали...
                      12. -2
                        26 июня 2019 14:02
                        Цитата: Sapsan136
                        Да в курсе...

                        Сомневаюсь.
                      13. 0
                        26 июня 2019 14:04
                        Ваши проблемы
  5. 0
    18 июня 2019 18:22
    Вспомнилось
    В середине 90-х изучал РНО Ту-154. Это в сумме примерно полторы тонны оборудования.
    Уже тогда препод сокрушался, что 2-х килограммовая буржуйская джипиэс все это выполняет даже не закатав рукава.
    Эх... recourse
    (Рно - радио-навигационное оборудование)
  6. +2
    24 июня 2019 21:16
    Кроме того Слюсарь еще и украинец и только господу богу известно,как на самом деле он относится к России и не вредит ли он России сознательно...За последнее время в РФ целый ряд лиц украинской национальности служивших в вооруженных силах России осужден за шпионаж против РФ,а еще несколько лиц украинской национальности осуждены за подготовку терактов на территории РФ.