Госдума: такси в России может снова стать транспортом для богатых

3
13 июня 2019 года стало известно о возникшем конфликте интересов между законодателями, перевозчиками и агрегаторами. Вопрос касается законопроекта регулирующего рынок частных перевозок (работы такси). Госдума собирается рассмотреть законопроект во втором чтении и принять соответствующий закон. Однако много серьезных поправок, еще толком неизученных, уже вызывают опасения о возможном подрыве рынка, причем, как у экспертов и представителей отраслей, так и у самих законодателей.



Нужно отметить, что в последние годы рынок таксомоторных перевозок в России действительно растет взрывными темпами и очень серьезно развивается. Эксперты BusinesStat подсчитали, что за пять лет оборот российского рынка упомянутых услуг увеличился более чем в два раза и в 2018 году достиг 633 млрд. рублей. Это колоссальные деньги.

Решающую роль сыграли агрегаторы («Яндекс.Такси», «Везет», «Ситимобил» и другие) и их IT-технологии, которые позволили вызывать такси прямо со своего смартфона. Это вызвало закономерное увеличение спроса, падение стоимости услуг и рост конкуренции. В результате оказались довольны и те, кто пользуются этими услугами и те, кто их предоставляют.

Законодатели решили закрыть пробел в правовом поле, из-за которого деятельность агрегаторов вообще никак не регулировалась. Они не верят в «руку рынка». Фактически сейчас агрегаторы сами устанавливать правила игры, рассчитывая стоимость поездки, определяют размер комиссии и все прочее. При этом до 30% суммы они могут забирать себе.

В связи с этим, многие таксисты, кроме оплаты аренды автомобилей и стоимости ГСМ, зачастую регистрируются сразу в нескольких приложениях агрегаторов, чтобы работать больше, чем это позволено Трудовым кодексом. Так что работа таксистов скорее напоминает «соковыжималку», хотя многие считают, что это нормально, ведь мы живем в эпоху капитализма. В результате часто уставшие таксисты просто засыпают за рулем. Последствия этого вы можете сами себе представить.

Так вот, упомянутый законопроект ограничит рабочий день таксистов. Но есть спорный момент, законодатели еще не определились - считать ли агрегатор непосредственным участником перевозки, а тем, кто просто оказывает информационные услуги. А это уже затрагивает разделение ответственности, связанные с вопросами здоровья водителей и безопасностью пассажиров.

Это подтверждается практикой Евросоюза, в частности решением Суда Европейского Союза в отношении компании Uber, которым агрегатор был признан участником перевозки, ответственным за ее осуществление
- заявил РИА Новости член профильной рабочей группы комитета Госдумы по транспорту и строительству Юрий Нагерняк.

Так что агрегаторам либо нужно отказаться от формирования цен, либо они должны это делать исходя из себестоимости поездки и предоставляемых информационных услуг. Никакой астрономической комиссии в 30% не должно быть вообще. Это повысит доход водителей и избавит их от сверхурочной работы. Именно так полагает Нагорняк.

Теперь оператор не будет забирать себе 20-30 % от стоимости заказа, как это было раньше, а будет получать не более двух-трех процентов

- уточнил глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев.

Москвичев добавил, что Министерство транспорта и Федеральная антимонопольная служба должны разработать методику расчета цен для каждого региона. Однако с этим согласны далеко не все.

Например, замглавы департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин полагает, что тарифы это дело таксомоторных компаний или непосредственно частных водителей. А задача агрегаторов заключается в том, чтобы лишь передавать эту информацию пассажирам, чтобы те сами выбирали, с кем и за сколько они поедут и куда.

При этом агрегаторы не против изменений в российском законодательстве. Они утверждают, что сами озабочены повышением безопасности перевозок. Начиная от страхования пассажиров и оборудованием такси спецкамерами контроля усталости водителя, и заканчивая контролем времени нахождения машины на линии.

Еще одной спорной поправкой в законопроекте является происхождения агрегаторов и водителей такси.

Там есть требование: ни одного иностранного водителя, все - граждане России, ни одной иностранной компании

- уточнил Москвичев.

Представители отрасли считают, что это повредит здоровой конкуренции и инвестиционному климату. И с таким выводом согласны некоторые законодатели.

Во-первых, такие планы противоречат задачам по улучшению инвестиционного климата в стране. Во-вторых, искусственное сужение рынка незамедлительно приведет к росту цен. Не исключаю, что на место изгнанных конкурентов придет «избранный» монополист, который примется диктовать свою ценовую политику. В итоге такси снова может стать транспортом для богатых

- считает Сергей Миронов, глава фракции «Справедливая Россия».

В Госдуме рассчитывают, что в конце июня 2019 года законопроект уже попадет в Правовое управление Госдумы на обсуждение, а окончательно будет рассмотрен в сентябре 2019 года.
3 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    13 июня 2019 11:51
    Почему в России государство в лице чиновников постоянно норовит влезть со свиным рылом в хозяйственные отношения субъектов предпринимательской деятельности ??? Клиент доволен, жалобы не пишет? Предприниматель налоги заплатил, законы не нарушил? Надо еще министерство советов восстановить...
  2. 0
    14 июня 2019 10:04
    Плодить количество такси на дорогах в угоду кокуренции и "рынку"? Так никаких дорог и развязок не хватит, сколько ни построй.
  3. +1
    29 июля 2019 04:35
    Им, депутатам, что - делать нечего, как лезть туда, где всё хорошо работает, со своими инициативами - всё на Европу хотят походить, недалеко от Украины ушли!!…
    Лучше бы приняли закон об уменьшении расходов на 1 депутата - в масштабах страны нехилая экономия бы получилась!