F-35: как ломаются крылья «американской мечты»

2
Над самым амбициозным проектом Пентагона и военно-промышленных корпораций США – программой создания семейства малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 Lightning II продолжают сгущаться тучи. По правде говоря, на сей раз речь скорее уже о целом «грозовом фронте», который может поставить дальнейшую судьбу самого дорогого детища Lockheed Martin под очень большое сомнения. Закрывая F-35 дорогу в Европу, ее лидеры вполне могут безжалостно сломать крылья американской мечты о превращении этого самолета в боевую машину будущего для НАТО.





Европа начинает собственный полет


Как стало известно, на проходящем в Париже авиасалоне подписано воистину историческое соглашение: министры обороны Франции, Германии и Испании заверили своими автографами договор о трехстороннем (пока) сотрудничестве в области создания чисто европейского истребителя нового поколения. Он не позднее 2040 года должен сменить безнадежно уже устаревшие немецкие Eurofighter и французские Rafale. Изначально заявлено о том, что к такому решению участников проекта подтолкнуло желание добиться того, чтобы «Европа могла защитить себя, не полагаясь на других союзников». О каких именно «союзниках», в последнее время умудрившихся изрядно испортить отношения со Старым Светом идет в данном случае речь, думаю, пояснять не надо.

Обращает на себя внимание, что не просто кулуарное и неафишируемое мероприятие, а превращенное в настоящую торжественную церемонию с публичной демонстрацией макета будущего истребителя и личным участием президента Франции Эманюэля Макрона, заключение договора, произошло в самом скором времени после попытки Вашингтона устроить европейцам «выволочку» за чрезмерную самостоятельность в вопросах оборонной политики. При этом в первую очередь гнев США, излитый в официальном обращении за подписью заместительницы главы Пентагона Эллен Лорд вызвало как раз желание партнеров по НАТО всерьез заняться разработкой и внедрением собственных систем вооружения, по максимуму дистанцируясь от американского ВПК. Как минимум – оставляя ему право участвовать в любых проектах на самых, что ни на есть общих основаниях, а не в роли «старшего брата».

Скорее всего, устроенное в Париже шоу как раз и является ответом на претензии Соединенных Штатов по данному вопросу – причем окончательным и обжалованию не подлежащим. Lockheed Martin и прочие американские корпорации, привыкшие жировать на военных заказах, могут разве что сглотнуть набежавшие слюни – тут точно обойдутся без них. Промышленное предложение, представленное компаниями Airbus и Dassault вполне устроило и Берлин, и Париж и проекту дан «зеленый свет». Все детали будущего производства, конечно же неизвестны, но уже объявлено о том, что двигатель для него будут в тесном тандеме разрабатывать французский производитель Safran и немецкие MTU Aero Engines. Вообще говоря, «флагманом» и основным инициатором проекта является именно Париж – из 4 миллионов евро, которые должны быть инвестированы в новейший истребитель уже до 2025 года, 2 с половиной миллиона внесет как раз Франция.

Куда податься Lockheed Martin?


Можно не сомневаться в том, что реакция на эту «дерзкую выходку» со стороны США воспоследует, причем в самом скором времени и, наверняка в достаточно резкой форме. Оно и понятно – из европейских участников программы F-35 Вашингтона пока что может положиться на Данию, Норвегию, Италию, Голландию и Бельгию. Великобритания под большим вопросом – там вовсю идут разработки собственного «истребителя будущего» под рабочим название «Буря». Турцию американцы самолично уже, практически, выпихали из программы взашей. То количество боевых машин, которое гипотетически смогут закупить, мягко говоря, не самые мощные и многочисленные вооруженные силы упомянутых выше стран, дело явно не спасут. Более того – все эти государства являются, как-никак, членами Евросоюза, а не американскими штатами. И если франко-немецко-испанский проект увенчается успехом, то в рамках все усиливающихся тенденции к автономным от США оборонным инициативам, Брюссель вполне может принять решение о «добровольно-принудительном» переходе европейских армий на «свое»вооружение.

С кем дальше будем строить фантастически дорогой «истребитель будущего»?! С одними японцами и Южной Кореей тут далеко не уедешь. Извините – не улетишь… Имеющиеся также «в обойме» Канада и Австралия проявляют чем дальше, тем меньше энтузиазма по поводу «чуда техники» от Lockheed Martin и, по большому счету, могут выйти из программы в любое мгновение. А кто им помешает? Есть, конечно, еще один – совсем уж альтернативный вариант… Арабские шейхи, как показывает практика, готовы вкладывать десятки миллиардов нефтедолларов в новое оружие и предпочтение пока отдают именно производителям из США. Чем не рынок для того же F-35? Тут, однако, имеется одно большое «но», на сегодня перечеркивающее подобную перспективу жирным крестом.

Выиграет Россия?


Против передачи арабским странам F-35 самым категорическим образом выступает Тель-Авив! Там отметают с порога саму мысль о возможности того, чтобы эти боевые машины оказались на вооружении у, допустим, Объединенных Арабских Эмиратов. При этом Израиль является далеко не последним партнером в программе создания истребителя – с шестью компаниями оттуда Соединенными Штатами подписано договоров на почти 780 миллионов долларов, как с подрядчиками и поставщиками тех или иных технологий. Да и статус главного союзника США на Ближнем Востоке тоже кое-что значит. Самое парадоксальное в этой ситуации, по мнению многих военных аналитиков, заключается в том, что подобная уперто-непримиримая позиция Тель-Авива, скорее всего, в ближайшем обозримом будущем откроет в регион прямую дорогу для … российских боевых самолетов!

Модернизировать собственные вооруженные силы тамошние страны намерены в любом случае – особенно их подстегивает к этому нынешняя взрывоопасная обстановка в Персидском заливе. Но если F-35 им не видать ни при каких обстоятельствах, то почему бы тем же шейхам не приобрести отечественные СУ-35С или другие модели, которые Москва сочтет целесообразным продать? Что тут сказать – это был бы вполне разумный выбор. Особенно, с учетом того, что при складывающихся для нее все более и более неблагоприятно обстоятельствах перспективы дальнейшего развития программы F-35 Lightning II представляются крайне туманными.
2 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    18 июня 2019 09:06
    Уже года 4 стоны и разоблачения, а юса довело количество построенных самолетов с 150 до 400 и продолжает, его электроника ставится уже и на другие модели, и вроде допилили двигатель до реального 5-го поколения....

    Цена для Запада небольшая и даже Анкара просит - дайте, дайте....
    1. 0
      18 июня 2019 10:28
      Напоминает ситуёвину с космопрограммой Маска, когда он только начинал, тоже орали, что у него ничего не получится