Сразу две черные дыры: российский телескоп совершил научное открытие

«Радиоастрон» (RadioAstron) это международный космический проект с ведущим российским участием по проведению фундаментальных астрономических исследований в радиодиапазоне электромагнитного спектра с помощью космического радиотелескопа (КРТ), смонтированного на российском космическом аппарате (КА) «Спектр-Р», в составе наземных сетей РСДБ (когда телескопы располагаются на континентальных расстояниях друг от друга). Координаторам проекта является «Астрономический центр ФИАН».

Нужно отметить, «Астрономический центр ФИАН» это научный центр при Физическом институте им. П. Н. Лебедева Российской академии наук. При этом упомянутый КРТ был выведен на орбиту в июле 2011 года. Для раскрытия зеркала приемной антенны КРТ потребовалось еще около трех месяцев перед началом наблюдений для синхронизации с земными радиотелескопами. На Земле в качестве синхронных радиотелескопов использовались два стометровых радиотелескопа в Грин-Бэнк (США) и Эффельсбеге (Германия), а также радиообсерватория Аресибо (Пуэрто-Рико).

Но 10 января 2019 года связь с КА была потеряна (гарантийный срок истек еще в 2014 году). 12 января 2019 года научный руководитель проекта, член-корреспондент РАН Юрий Ковалев сообщил, что КРТ на КА «Спектр-Р» перестал работать на прием командных данных, но при этом продолжает отправлять информацию на Землю. 30 мая 2019 года состоялось заседание Государственной комиссии по рассмотрению хода летных испытаний «Спектр-Р», на котором было принято решение завершить проект «Спектр-Р».

И вот, 18 июня 2019 года стало известно, что благодаря «Радиоастрону» ученые впервые получили надежные указания на то, что в центрах галактик могут находиться пары сверхмассивных черных дыр, вращающиеся на небольшом расстоянии друг от друга. Об этом сообщил РИА Новости вышеупомянутый Юрий Ковалев.

С одной стороны, нельзя сказать, что закрученные выбросы и искривленный диск обязательно говорят о существовании двойной черной дыры – они могли возникнуть иными путями. С другой, наши наблюдения полностью соответствуют предсказаниям теории и их проще всего объяснить тем, что в центре галактики OJ287 есть две черных дыры

- сказал ученый.

Сообщается, что очень необычная черная дыра OJ287, расположенная в одной из галактик в созвездии Рака на расстоянии в 3,6 млрд. световых лет от Земли, была открыта еще в 70-х годах ХХ века. Длительные наблюдения за ней раскрыли удивительный феномен - эта черная дыра периодически «взрывалась» и ее яркость повышалась в несколько раз. Ученые предположили (уже в этом тысячелетии), что OJ287 живет в центре ее галактики не в одиночестве, а в компании другой черной дырой. Она сближается с ней примерно каждые 12 лет и проходит через ее диск аккреции – «бублик» состоящий из обломков астероидов, пыли, газа и всего, что вращается вокруг OJ287. И подобные «семьи» черных дыр привлекают внимание ученых.

По словам Ковалева, ученые не сомневались в том, что в центральной части указанной галактики обитает двойная черная дыра, однако прямых или косвенных доказательств у них до этого не было.

Представьте себе - один из этих объектов в миллиарды раз тяжелее Солнца, а второй - в сотни миллионов раз. Теория предсказывает, что в таком случае их выбросы должны иметь винтовую форму. Высокая разрешающая способность «Радиоастрона» позволила нам повести первые наблюдения подобного рода

- уточнил Ковалев.

Как утверждает Ковалев, российским ученым удалось изучить центральные регионы OJ287 и увидеть характерные искажения, порожденные взаимодействиями черных дыр с диском аккреции. Ученый пообещал, что в ближайшее время будут опубликованы результаты наблюдений совместно с другой крупной международной научной группой, специализирующейся на изучении сверхмассивных черных дыр.