Второй фронт Хафтара: Турецкая армия может вторгнуться в Ливию

23
Война в Ливии может полыхнуть с новой силой. Шаткое равновесие, образовавшееся в противостоянии Правительства национального согласия (ПНС) и Ливийской национальной армией (ЛНА) во главе с фельдмаршалом Хафтаром, может быть нарушено новым мощным игроком. Турция пригрозила напрямую вмешаться и разогнать «нелегитимные вооруженные формирования», под которыми в Анкаре понимают воинство Хафтара. Не окажется ли вступление в войну турецкой армии роковым для фельдмаршала, который намеревается «очистить Триполи от террористов»?





После агрессии НАТО в 2011 году цветущая Ливия была превращена руины, на основе которых возникли непрерывно враждующие между собой города-государства. Крупнейшими игроками являются ПНС во главе с Фаизом Сараджем, который контролирует Триполи, и ЛНА, возглавляемая Халифой Хафтаром. Правительство Сараджа официально признано ООН, но и армию Хафтара нельзя однозначно назвать «нелегитимной», поскольку она подчинена Парламенту Ливии.

Налицо классическое двоевластие при множестве разношерстных банд, постоянно воюющих друг с другом. В апреля этого года фельдмаршал отдал приказ своим войскам пойти в наступление на столицу страны, чтобы восстановить единство управления и территориальную целостность. Триполи был окружен ЛНА, Сарадж сбежал, и победа казалась близка. Однако за прошедшие с тех пор три месяца Хафтар так и не установил контроль над главным город Ливии, а местами его войска отступили от занятых позиций.

Ситуация осложняется активным вмешательство внешних сил во внутренние дела этой страны. ПНС, признанное Западом, активно поддерживают Катар и Турция, Хафтара – Египет и ОАЭ. Также за спиной у фельдмаршала итальянцы увидели тень французского президента Эмманюэля Макрона, который якобы пытается чужими руками выбить Рим из его бывшей колонии.

ЛНА по-прежнему стоит, окружив Триполи. Но теперь баланс сил может измениться в худшую для Хафтара сторону. Ранее в Восточной Ливии были задержаны некие граждане Турции, которые подозреваются в «поддержке террористов», т.е. противников ЛНА. Ничего удивительного в этом нет, учитывая, что происходит в соседней Сирии в Идлибской зоне деэскалации.

Официальная Анкара вступилась за своих граждан, невесть что забывших в Ливии:

Задержание шести турецких граждан нелегитимными военизированными формированиями Хафтара в Ливии — это акт бандитизма и пиратства. Мы рассчитываем, что наши граждане будут незамедлительно отпущены. В противном случае силы Хафтара станут законными целями.


Фельдмаршал со своей стороны приказал закрыть небо от турецкой авиации и охранять морские границы государства от турецких кораблей. 28 июня ЛНА сбила БПЛА этой страны. Анкара пообещала ливийцам «самый жесткий отпор». Учитывая возможности ее армии, это не пустая угроза. Вмешательство Турции может привести к полному военному поражению ЛНА.

Хафтар не стушевался и объявил «всеобщую мобилизацию». Однако, несмотря на храбрость главнокомандующего, его перспективы вести войну на два фронта крайне плачевны. Турецкая армия одна в состоянии разметать его полупартизанское воинство. Так что ливийскому фельдмаршалу стоит «сохранить лицо», но сбавить обороты, учитывая, что в Триполи лежит выписанный ордер на его арест.
23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    2 июля 2019 13:31
    Ливия - страна арабская, и там очень не любят тюрков, коими являются и турки. При появлении турецких войск в Ливии, война Гражданская может перерасти в войну освободительную. А арабов вокруг Ливии побольше будет, чем тюрков. Ситуация похожа на российскую в начале 20 века. Вот только кто там кому Ленин, а кто кому - "Белые" с Антантой?
  2. +3
    2 июля 2019 14:22
    ...нам бы у турок поучиться заступаться за своих граждан, даже и где-то "невесть что забывших"
    А особенно, если забыли они это "невесть что" в очень богатой самой высококачественной нефтью стране, в максимальной близости к потребительскому рынку - Европе... Турки же не и-диоты, они же не за пару человек туда полезут, если вдруг и правда полезут, к тому же эти люди реально могут быть и чистой воды террористами, но повод распрекрасный...
  3. 0
    2 июля 2019 17:16
    Турция уже совалась к арабам и потеряла несколько лучших в своей армии танков Леопард-2,вместе с экипажами...Основными танками армии Турции являются Леопард-1 и М-60,а они понесут огромные потери...
    1. +2
      2 июля 2019 20:09
      Основными танками армии Турции являются Леопард-1 и М-60,а они понесут огромные потери...

      Для этого туркам там должна противостоять реальная армия, типа египетской, или большое количество отморозков и смертников, типа как у ИГИЛ в расцвете. Ни первого ни второго у Хафтара нет. А есть пока пару танков на ходу + тачанки с пулемётами и РПГ. А то что у них есть адекватные современные пехотные противотанковые средства так это тоже пока вряд ли. А если и поставят, так ими ещё пользоваться надо научиться... или поставлять оружие надо вместе с персоналом... Если турки там реально захотят замутить, то без посторонней помощи Хафтар в лучшем случае откатится куда-то в пустыню...
      Единственный вариант избежать погрома - нанести большой урон туркам уже при десантировании, с моря или воздуха, так как другого варианта попасть в Ливию у турок нет. Но тут, видимо, тоже помощь понадобится...
      1. +1
        2 июля 2019 20:31
        Для гарантированного уничтожения Леопарда-1 ,или М-60,ничего кроме РПГ-7 ,или любого допотопного ПТУР и не надо...Ну да поживем..увидим..
        1. +1
          2 июля 2019 22:27
          Да, но для такого гарантированного уничтожения к танку ещё подойти надо на выстрел. А турки имеют хороший боевой опыт и как раз войны с такими вот бармалеями с РПГи иже с ними - курды, другие группы в Сирии итп, и наверняка знают, как им не дать на этот самый выстрел подойти... У Турции не только самая большая армия в НАТО после США, но и самая боеспособная. И вряд ли какая арабская регулярная армия вообще с турками может сравниться, про Хафтара и говорить нечего. Ну... "поживём - увидим" wink
          1. 0
            3 июля 2019 00:33
            Тем не менее ,армия Турции не далее как полгода назад,потеряла в боях с этими самыми арабами несколько лучших в своей армии Леопардов-2 ,вместе с экипажами. Потери модернизированных Израилем М-60,состоящих на вооружении Турции были так же чувствительными.
            1. +3
              3 июля 2019 10:27
              Ну на войне без потерь не бывает. А сколько у них танков всего? Если не ошибаюсь, нас сегодня танков в турецкой армии около 3 тыс, БМП и БТР разного вида около 10 тыс шт. Даже при возможных потерях, вряд ли у г-на Хафтара (или любых других арабов) есть шансы в случае реальной войны с турками, а не антибармалейских акций на местах.
              Но, как я уже сказал, эти танки и БМП в Ливию ещё и доставить надо, а вот десантных кораблей, способных это сделать через Средиземное море, у турок сейчас только 4 или 5. Всего разных много, но остальное это так, на греческие острова напасть или до Грузии максимум, не мореходные.
              Так что если что, турок ликвидировать или нанести серьёзные потери, чтобы передумали, можно только в момент десантирования. Потом поздно будет.
              1. +1
                3 июля 2019 11:01
                Танки существующие на бумаге и танки в боевых частях,это разные цифры. Львиная доля этих танков не на ходу,в резерве. Кроме того существенные потери могут остудить горячие головы в Анкаре и вызвать антивоенные протесты населения
                1. +1
                  3 июля 2019 11:04
                  Согласен. Поэтому и говорю, что для нанесения таких потерь самый удобный момент - десантирование. А танки в резерве для того там и стоят, чтобы их из него достать, если надо будет.
                  1. +2
                    3 июля 2019 11:07
                    Это как сказать. На берегу обороняющихся быстро накроет турецкая авиация,а вот при штурме городов турецкая армия умоется своей кровью,сильнее,чем умылась армия США в Фаллудже
                    1. +1
                      3 июля 2019 11:15
                      ...вот сейчас и правда чувствую себя "диванным генералом" laughing
                      Морская десантная операция изначально вряд ли имеется ввиду из-за отсутствия у турок БДК в достаточном для этого объёме. Если теоретически представить себе вторжение, то первая волна должна идти с воздуха, а вот сбить транспортник на подлёте из ПЗРК это вполне себе возможно, ни сил ни знаний особых не надо, оружие это доступное, а эффект (потери) сразу будут высокими. Так что у турок будет время раздумать ещё до боёв за города. А если не раздумают всё-таки, то Ливии каюк...
                      1. +1
                        3 июля 2019 11:18
                        Если Турция пойдет стеной,не считаясь с потерями,то она может прогнуть не только Ливию,но ...поживем увидим...
                      2. -1
                        3 июля 2019 11:27
                        Значит на Красное море тоже будем в Турцию ездить... wink
                      3. +1
                        3 июля 2019 11:32
                        Не факт. Даже США и Британская империя,в ее лучшие годы,не смогли удержаться в Ираке и Афганистане так долго и масштабно,как им хотелось. Создать несколько фортов турки смогут,но они станут постоянно кровоточащей раной. Примерно так,как показано во французском фильме Легионер...Есть документальный фильм о том,что происходит с армией США в Афганистане - Талибан,Ночь длинных ножей.
                      4. +1
                        3 июля 2019 11:55
                        Во-первых не надо сравнивать Сев. Африку и Афганистан. В том же Египте как раз британские колонизаторы ой как долго сидели. Во-вторых турки это не изнеженные "западники", они ни воевать ни удерживать территории западными методами не будут - выбьют всех и всё. А в третьих это всё уже такая фантастика, что я точно заканчиваю. Спасибо за дискуссию, но ушли мы слишком далеко. У меня диван не настолько генеральский laughing
                      5. +1
                        3 июля 2019 12:59
                        Турция много лет воюет с курдами и пока победы не видно,так что все относительно
                      6. +1
                        3 июля 2019 13:05
                        Это не война в классическом понимании, а что-то типа длительной АТО. И результаты поэтому те же. Курды не государство, а этнические терроритстическо-партизанские группы, которые перемещаются по территории 4-х иногда и более государств региона. Это не армия, которую можно уничтожить, победить или заставить капитулировать. Этот вопрос невозможно решить военным путём, можно только "держать в неких рамках" не более того. Особенно когда этих самых курдов ещё и в своих интересах поддерживают разные региональные и закордонные игроки...
                      7. +2
                        3 июля 2019 13:09
                        В Ливии противников турецкой армии тоже будут поддерживать заграничные недоброжелатели Турции и партизанскую войну никто не отменял,а уничтожить в Ливии все население сегодня вряд ли возможно,так же как и курдов,которых можно победить лишь вырезав поголовно,или почти поголовно
                      8. +1
                        3 июля 2019 13:13
                        Совершенно точно, а эти самые "недоброжелатели" их же союзники по НАТО, то есть очень это всё хорошо.
                        В Ливии партизанская война тяжело осуществима из-за специфики ландшафта, а к тому и само население раздроблено и не едино, никакой идеи у них нет общей.
                        С курдами да, именно так, на некоторое время поможет, но это геноцид. И, как показывает практика, и такие попытки никуда не вели в долгосрочной перспективе - примеры геноцид тех же армян турками, холокост евреев в Европе итп
                      9. +2
                        3 июля 2019 21:00
                        Конфликт НАТОвской Греции с НАТОвской Турцией на НАТО,к сожалению,не повлиял,увы...Но скандал в ( благородном ) семействе нам на руку, тут вы правы. Что до геноцида,то только так можно,на время,или полностью,победить какой то народ. В Ливии все против всех пока чужие не пришли. Чужих станут бить все ...- Свои собаки дерутся,чужая не мешай...В Ираке тоже равнина,а партизаны есть...
                  2. 0
                    3 июля 2019 12:31
                    Ну десантироваться они будут с воздушным и морским прикрытием.
  4. +3
    3 июля 2019 16:07
    Несмотря на большую территорию, население Ливии в два раза меньше, чем в Сирии. При желании, Турция проглотит Ливию и не подавится.
    Единственное, что может этому помешать это поддержка Хафтара со стороны нынешних властей Египта.
    Одних только танков у Египта 3700 шт. Из них 1100 "Абрамов". Около 1500 советских разных моделей. Среди которых и Т-80У три десятка. Есть планы на закупку 400 Т-90.
    А учитывая, что руководство России тоже благоволит к Хафтару, то всё необходимое через Египет очень быстро доставят. Потому-то Хафтар и ведёт себя так уверенно.