Трагедия в Баренцевом море: АС-12 выполняла секретную задачу?

Первое июля будет черным днем отечественного ВМФ. Северный флот в мирное время потерял свою элиту, 14 офицеров, среди которых было два Героя России. Что же могло произойти в глубинах Баренцева моря, и была ли возможность избежать трагедии?





По имеющимся данным, пожар случился на глубоководной автономной станции АС-12, неофициальной именуемой «Лошарик». Аппарат состоит из ряда титановых сфер, скрытых внутри цилиндрического корпуса, что и дало ему шуточное название в честь «лошадки из шариков». Станция имеет собственный атомный двигатель, ее экипаж насчитывает 24 офицеров. Она способна опускаться на глубину в 6 километров и не вооружена. Собственно, это почти все, что известно.

Дело в том, что АС-12 является одним из самых засекреченных проектов отечественного ВПК. Загадочная подводная лодка приписана к Северному флоту, но входит в Управление «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Несколько лет назад аналитики Пентагона пришли к выводу, что «Лошарик» может представлять собой диверсионный аппарат, который способен перерезать в случае военного конфликта подводные магистральные Интернет-кабели, соединяющие Старый и Новый свет. Также в НАТО большое опасения вызвало, что АС-12 гипотетически является «субмариной на колесах», то есть, автономная глубоководная станция сможет после соответствующей модернизации перемещаться непосредственно по морскому дну, что исключит возможность ее обнаружения традиционным способом.

Так из-за чего же произошло ЧП со столь трагическими последствиями?

Известно, что «Лошарик» ранее использовался для вполне мирных исследовательских целей. Например, в 2012 году он был задействован в миссии по изучению арктического дна. Аппарат при помощи манипулятора поднимал на поверхность пробы грунта. Так при помощи военных подводников определялись границы нашего континентального шельфа.

События 1 июля освещаются в прессе крайне туманно. Но известный военный эксперт Виктор Баранец предположил, что столь высокопрофессиональный личный состав АС-12 выполнял крайне ответственную задачу по испытанию сверхсекретной оборонной системы:

Конечно, я имею в виду здесь "Посейдон". Не исключаю, что "Посейдон" оказался на дне морском, и его надо было искать, надо было извлекать, может быть, перезапускать. И здесь нужны были не просто подводники, а учёные, профессионалы.


Напомним, «Посейдон» - перспективный отечественный подводный беспилотник, который должен доставлять ядерные боеприпасы в автономном режиме к берегам потенциального противника. Широко известно это название стало после памятного обращения президента Путина Федеральному собранию. Не исключено, что ЧП произошло во время испытаний или подготовки к ним.

Известный российский океанолог Анатолий Сагалевич допускает, что причиной мог быть взрыв газа внутри аппарата:

Бывает, короткое замыкание в электроцепях. Бывает, скапливается газ в аккумуляторах – и происходит взрыв этого газа. Это самые распространенные причины.


Такое уже было на субмарине «Трэшер» ВМС США и на нашем «Комсомольце». К сожалению, подводные лодки иногда гибнут вместе с экипажем. Поэтому хотелось бы отдельно коснуться темы возможности их спасения.

Трагедия «Курска» произошла уже 18 лет назад, в 2000 году. В 2005-м было заложено первое судно-спасатель подлодок проекта 21300 «Игорь Белоусов». Предполагалось, что в серии их будет 4, по 1 на каждый флот наших ВМС. Однако сроки строительства были затянуты, и «Белоусов» спустили на воду только в 2015 году. Сегодня в наличии есть только один спасатель подлодок, и приписан он к Тихоокеанскому флоту. То есть, случись что, на том же Северном флоте, где и произошло ЧП, обходиться пришлось бы «своими силами».

Кроме самого судна, есть вопросы к спасательному оборудованию, которое в значительной части зарубежное. В рамках программы «импортозамещения» разработка отечественного глубоководно-водолазного комплекса (ГВК-300) должна еще только начаться в 2020 году. Эксперты, знакомые с ситуацией, поясняют:

Несмотря на актуальность темы и острую потребность флота в новых спасателях подлодок, определенные бюрократические нюансы по-прежнему сдвигают сроки вправо.


Причина заключается в «финансовых затруднениях». Денег нет, но вы держитесь, в общем.
Использованы фотографии: http://militaryrussia.ru/i
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

7 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти

  1. Игорь Павлович (Игорь Павлович) 3 июля 2019 13:57
    -1
    • 2
    • 3
    машину сделали, а тормоза к ней отложили на 2020 год и денег на них не запланировали (или разокрали)...
  2. Пишенков Офлайн
    Пишенков (Алексей) 3 июля 2019 14:45
    +3
    • 4
    • 1
    Я уже писал об этом в каком-то комменте на статью про "Акулы" - их теоретически можно вместо списания переделать на спасательные подлодки. В варианте "Курска" при волнении на поверхности это может и помогло бы эвакуировать экипаж хотя бы.
    Тем не менее, "Лошарику" этому всё эти средства помогли бы вряд ли - слишком большие глубины, на которых работает. Мужики - герои. Задраили их в отсеке, или сами задраились, чтобы пожар и газ не пошёл дальше. В подводном положении стандартная практика. И поэтому лодка смогла вернуться.
    Вечная слава и царствие им небесное.
  3. Маржецкий Офлайн
    Маржецкий (Сергей) 3 июля 2019 17:09
    +1
    • 1
    • 0
    Цитата: Пишенков
    В варианте "Курска" при волнении на поверхности это может и помогло бы эвакуировать экипаж хотя бы.
    Тем не менее, "Лошарику" этому всё эти средства помогли бы вряд ли - слишком большие глубины, на которых работает.

    Речь про возможность спасения подводников в принципе. За 18 лет ничего почти не было сделано, как выясняется..
    1. Пишенков Офлайн
      Пишенков (Алексей) 4 июля 2019 15:11
      +1
      • 1
      • 0
      Мы с вами Сергей, к сожалению, в этой ситуации ничего исправить не способны. Но хоть сделаем, что можем. Можем об этом хотя бы здесь написать открыто. Выразить публично своё мнение. Больше конкретно мы вряд ли что сделаем, но хоть так. Может попробуйте об этом ещё одну статью конкретно по теме. Если материал есть. Чем больше, тем лучше. Может кто и услышит. Я в данный момент могу только комментировать и говорить своё мнение, так как все мои данные, знания и воспоминания по этой теме относятся к периоду СССР, конца СССР и начала РФ. Доступа к более свежему нет, да и не уверен, что хотел бы его ещё иметь...
      1. vik669 Офлайн
        vik669 (vik669) 4 июля 2019 17:33
        -1
        • 0
        • 1
        Доступа к более свежему нет - ну и правильно

        Уважаемый редактор, может лучше про реактор? Про любимый лунный трактор"!
        1. Олег РБ Офлайн
          Олег РБ (Олег) 5 июля 2019 12:14
          0
          • 0
          • 0
          Кстати, в прессе уже проскакивало, что похороны будут производиться в очень узком кругу. Радиация?
  4. Маржецкий Офлайн
    Маржецкий (Сергей) 14 июля 2019 10:19
    0
    • 0
    • 0

    Цитата: Пишенков
    Мы с вами Сергей, к сожалению, в этой ситуации ничего исправить не способны. Но хоть сделаем, что можем. Можем об этом хотя бы здесь написать открыто. Выразить публично своё мнение. Больше конкретно мы вряд ли что сделаем, но хоть так.

    Да, все, что мы можем - это рассказывать о проблемах, привлекать в ним внимание.