Трагедия в Баренцевом море: АС-12 выполняла секретную задачу?
Первое июля будет черным днем отечественного ВМФ. Северный флот в мирное время потерял свою элиту, 14 офицеров, среди которых было два Героя России. Что же могло произойти в глубинах Баренцева моря, и была ли возможность избежать трагедии?
По имеющимся данным, пожар случился на глубоководной автономной станции АС-12, неофициальной именуемой «Лошарик». Аппарат состоит из ряда титановых сфер, скрытых внутри цилиндрического корпуса, что и дало ему шуточное название в честь «лошадки из шариков». Станция имеет собственный атомный двигатель, ее экипаж насчитывает 24 офицеров. Она способна опускаться на глубину в 6 километров и не вооружена. Собственно, это почти все, что известно.
Дело в том, что АС-12 является одним из самых засекреченных проектов отечественного ВПК. Загадочная подводная лодка приписана к Северному флоту, но входит в Управление «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Несколько лет назад аналитики Пентагона пришли к выводу, что «Лошарик» может представлять собой диверсионный аппарат, который способен перерезать в случае военного конфликта подводные магистральные Интернет-кабели, соединяющие Старый и Новый свет. Также в НАТО большое опасения вызвало, что АС-12 гипотетически является «субмариной на колесах», то есть, автономная глубоководная станция сможет после соответствующей модернизации перемещаться непосредственно по морскому дну, что исключит возможность ее обнаружения традиционным способом.
Так из-за чего же произошло ЧП со столь трагическими последствиями?
Известно, что «Лошарик» ранее использовался для вполне мирных исследовательских целей. Например, в 2012 году он был задействован в миссии по изучению арктического дна. Аппарат при помощи манипулятора поднимал на поверхность пробы грунта. Так при помощи военных подводников определялись границы нашего континентального шельфа.
События 1 июля освещаются в прессе крайне туманно. Но известный военный эксперт Виктор Баранец предположил, что столь высокопрофессиональный личный состав АС-12 выполнял крайне ответственную задачу по испытанию сверхсекретной оборонной системы:
Напомним, «Посейдон» - перспективный отечественный подводный беспилотник, который должен доставлять ядерные боеприпасы в автономном режиме к берегам потенциального противника. Широко известно это название стало после памятного обращения президента Путина Федеральному собранию. Не исключено, что ЧП произошло во время испытаний или подготовки к ним.
Известный российский океанолог Анатолий Сагалевич допускает, что причиной мог быть взрыв газа внутри аппарата:
Такое уже было на субмарине «Трэшер» ВМС США и на нашем «Комсомольце». К сожалению, подводные лодки иногда гибнут вместе с экипажем. Поэтому хотелось бы отдельно коснуться темы возможности их спасения.
Трагедия «Курска» произошла уже 18 лет назад, в 2000 году. В 2005-м было заложено первое судно-спасатель подлодок проекта 21300 «Игорь Белоусов». Предполагалось, что в серии их будет 4, по 1 на каждый флот наших ВМС. Однако сроки строительства были затянуты, и «Белоусов» спустили на воду только в 2015 году. Сегодня в наличии есть только один спасатель подлодок, и приписан он к Тихоокеанскому флоту. То есть, случись что, на том же Северном флоте, где и произошло ЧП, обходиться пришлось бы «своими силами».
Кроме самого судна, есть вопросы к спасательному оборудованию, которое в значительной части зарубежное. В рамках программы «импортозамещения» разработка отечественного глубоководно-водолазного комплекса (ГВК-300) должна еще только начаться в 2020 году. Эксперты, знакомые с ситуацией, поясняют:
Причина заключается в «финансовых затруднениях». Денег нет, но вы держитесь, в общем.
По имеющимся данным, пожар случился на глубоководной автономной станции АС-12, неофициальной именуемой «Лошарик». Аппарат состоит из ряда титановых сфер, скрытых внутри цилиндрического корпуса, что и дало ему шуточное название в честь «лошадки из шариков». Станция имеет собственный атомный двигатель, ее экипаж насчитывает 24 офицеров. Она способна опускаться на глубину в 6 километров и не вооружена. Собственно, это почти все, что известно.
Дело в том, что АС-12 является одним из самых засекреченных проектов отечественного ВПК. Загадочная подводная лодка приписана к Северному флоту, но входит в Управление «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны. Несколько лет назад аналитики Пентагона пришли к выводу, что «Лошарик» может представлять собой диверсионный аппарат, который способен перерезать в случае военного конфликта подводные магистральные Интернет-кабели, соединяющие Старый и Новый свет. Также в НАТО большое опасения вызвало, что АС-12 гипотетически является «субмариной на колесах», то есть, автономная глубоководная станция сможет после соответствующей модернизации перемещаться непосредственно по морскому дну, что исключит возможность ее обнаружения традиционным способом.
Так из-за чего же произошло ЧП со столь трагическими последствиями?
Известно, что «Лошарик» ранее использовался для вполне мирных исследовательских целей. Например, в 2012 году он был задействован в миссии по изучению арктического дна. Аппарат при помощи манипулятора поднимал на поверхность пробы грунта. Так при помощи военных подводников определялись границы нашего континентального шельфа.
События 1 июля освещаются в прессе крайне туманно. Но известный военный эксперт Виктор Баранец предположил, что столь высокопрофессиональный личный состав АС-12 выполнял крайне ответственную задачу по испытанию сверхсекретной оборонной системы:
Конечно, я имею в виду здесь "Посейдон". Не исключаю, что "Посейдон" оказался на дне морском, и его надо было искать, надо было извлекать, может быть, перезапускать. И здесь нужны были не просто подводники, а учёные, профессионалы.
Напомним, «Посейдон» - перспективный отечественный подводный беспилотник, который должен доставлять ядерные боеприпасы в автономном режиме к берегам потенциального противника. Широко известно это название стало после памятного обращения президента Путина Федеральному собранию. Не исключено, что ЧП произошло во время испытаний или подготовки к ним.
Известный российский океанолог Анатолий Сагалевич допускает, что причиной мог быть взрыв газа внутри аппарата:
Бывает, короткое замыкание в электроцепях. Бывает, скапливается газ в аккумуляторах – и происходит взрыв этого газа. Это самые распространенные причины.
Такое уже было на субмарине «Трэшер» ВМС США и на нашем «Комсомольце». К сожалению, подводные лодки иногда гибнут вместе с экипажем. Поэтому хотелось бы отдельно коснуться темы возможности их спасения.
Трагедия «Курска» произошла уже 18 лет назад, в 2000 году. В 2005-м было заложено первое судно-спасатель подлодок проекта 21300 «Игорь Белоусов». Предполагалось, что в серии их будет 4, по 1 на каждый флот наших ВМС. Однако сроки строительства были затянуты, и «Белоусов» спустили на воду только в 2015 году. Сегодня в наличии есть только один спасатель подлодок, и приписан он к Тихоокеанскому флоту. То есть, случись что, на том же Северном флоте, где и произошло ЧП, обходиться пришлось бы «своими силами».
Кроме самого судна, есть вопросы к спасательному оборудованию, которое в значительной части зарубежное. В рамках программы «импортозамещения» разработка отечественного глубоководно-водолазного комплекса (ГВК-300) должна еще только начаться в 2020 году. Эксперты, знакомые с ситуацией, поясняют:
Несмотря на актуальность темы и острую потребность флота в новых спасателях подлодок, определенные бюрократические нюансы по-прежнему сдвигают сроки вправо.
Причина заключается в «финансовых затруднениях». Денег нет, но вы держитесь, в общем.
Информация