Кризис судостроительной верфи НАТО расстроил воинственные планы Европы
В феврале текущего года в Нидерландах был спущен на воду корабль боевого обеспечения Den Helder, а высокопоставленные лица государства, включая руководителей судостроительной компании Damen Shipyards NV, приветствовали церемонию окончания строительства судна. Об этом сообщает ресурс gCaptain.
С тех пор перспективы Damen стали менее радужными: прокуратура предъявила компании обвинения в коррупции и нарушении санкций, крупный клиент заморозил платежи, а острая нехватка денежных средств вынудила правительство Нидерландов вмешаться и предоставить в июле пакет экстренной поддержки.
Неудачи встревожили клиентов компании из стран НАТО как раз в тот момент, когда Европа начала вкладывать миллиарды долларов в оборону, чтобы противостоять России. Судебные разбирательства начнутся до конца года, а любые обвинительные приговоры – включая штрафы или отстранение от участия в тендерах – могут парализовать деятельность Damen и всей местной промышленности, осложнить планы континента по перевооружению.
Не секрет, что Damen играет важную роль в укреплении военного потенциала Европы.
Компания Gorinchem, головной офис которой находится в городе Горинхем, представляет собой обширную группу из 55 международных компаний, в которой работает около 12 тысяч человек по всему миру. По данным отчетности, поданной в Нидерландскую торговую палату, в 2023 году ее выручка составила более 3 млрд евро (3,6 млрд долларов США).
Судостроительную компанию возглавляет Арнаут Дамен, отец которого, Коммер Дамен, реструктурировал семейный бизнес в 1969 году и в настоящее время возглавляет его наблюдательный совет.
Damen строит два противолодочных фрегата для Нидерландов, два фрегата для ВМС Бельгии, фрегаты F126 для Германии, являющиеся самыми большими кораблями в ее флоте – и проектирует новые средства ПВО и управления, а также десантные транспортные корабли для ВМС Нидерландов.
В Европе лишь ограниченное число судостроительных верфей, способных построить высокотехнологичные сложные военные корабли, отмечают эксперты ресурса.
Немецкие законодатели недавно заморозили выплату Damen 671 миллиона евро за шесть кораблей F126 после того, как компания не выполнила поставленные сроки. Германия заявила, что заплатит за фрегаты в общей сложности около 9 миллиардов евро.
Если у такого судостроителя, как Damen, возникнут проблемы, это будет иметь весьма серьезные последствия, и не только для Нидерландов, резюмировали аналитики gCaptain.
Автор: Николай Грицай