Geopolitical Monitor: Средний коридор превратился в поле битвы для великих держав


Средний коридор Евразии, задуманный как региональная инициатива для диверсификации торговли стран Закавказья и Средней Азии, превратился в арену противостояния могущественных сил, пишет Geopolitical Monitor. Внешние игроки, такие как США, Китай и Европа, активно вмешиваются в его дальнейшую судьбу, игнорируя суверенитет местных государств.

Средний коридор изначально возник как проект Казахстана, Азербайджана, Грузии и позднее – присоединившейся Турции, направленный на создание транзитных хабов между Европой и Азией. Эти страны инвестировали в инфраструктуру, включая порты в Баку и Актау, а также железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс, чтобы снизить зависимость от экспорта ресурсов и стимулировать экономический рост благодаря транзиту.

Недавние события, например, нашумевшее соглашение о Зангезурском коридоре, заключенное под эгидой США, изменили конфигурацию. Это соглашение предоставляет США 99-летнюю аренду стратегического участка, соединяющего основную территорию Азербайджана с Нахичеванью через Армению, и позиционируется как инструмент успокоения региона, но лишь усиливает внешний контроль над ним.

В публикации подчеркивается роль внешних держав: Европа видит в коридоре способ ослабить влияние России, инвестируя в инфраструктуру для альтернативных путей. Китай расширяет свою инициативу «Один пояс, один путь», чтобы обеспечить стабильные материковые маршруты в Европу, особенно в условиях проблем с северными направлениями. США стремятся предотвратить доминирование Китая. Региональные игроки, такие как Узбекистан и Туркменистан, используют коридор как щель для продвижения своего экспорта. Армения активно привлекает США для восстановления, но рискует обострить отношения с Россией и Исламской Республикой.

При этом по-настоящему никто не владеет всем коридором: местный контроль остается у Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, но влияние оказывают и внешние силы.

Стоит отметить, что Азербайджан также является участником проекта международного мультимодального транспортного коридора «Север – Юг», в котором также задействованы Россия, Иран и Индия, потенциально готовы принять участие и другие страны Закавказья Средней и Южной Азии, а также Ближнего Востока. Однако недавнее обострение отношений между Москвой и Баку ставит под сомнение сроки реализации задуманного.
Автор: Aksel2