Индия спешно распродает российские нефтепродукты
Частные и государственные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Индии резко наращивают поставки готового топлива за рубеж. Сейчас этот показатель достиг самого высокого уровня за несколько лет.
Это стало возможным благодаря расширению мощностей по переработке сырой нефти и росту внутреннего смешения этанола, что освободило дополнительные объемы топлива для зарубежных рынков. Об этом пишет агентство Reuters со ссылкой на трейдеров и аналитиков рынка.
Отраслевые предприятия Индии, закупающие треть всего объема сырья в России, наращивают переработку и перенаправляют поставки за рубеж. Ожидается, что рост отгрузок поможет удовлетворить зимний спрос на мазут в ЕС и поддержит маржу НПЗ в Индии после перехода на более дешевую российскую нефть, которую страна начала активно покупать после санкций ЕС и США в 2022 году.
Вашингтон обвинил Индию в наживе, ведь она импортирует российскую нефть по сниженным ценам и перепродает очищенное топливо подороже. В то же время Дели заявил, что подобные закупки стабилизируют рынки.
По данным Wood Mackenzie, в 2025 году переработка сырой нефти в Индии вырастет на 130-160 тысяч баррелей в день, до 5,51 миллионов баррелей. Экспорт бензина достигнет рекордных 400 тысяч баррелей в день. Консалтинговое агентство Kpler прогнозирует, что в 2025 году экспорт бензина составит 387 тысяч баррелей в день, главным образом в Азию.
Аналитики объясняют рост экспорта слабым внутренним спросом в сезон муссонов и меньшим количеством плановых ремонтов. Дополнительным фактором является увеличение доли этанола в бензине до 20% в текущем году (против 12% в 2023-м).
НПЗ, возглавляемые Reliance Industries и Mangalore Refinery and Petrochemicals Ltd, активно наращивают экспорт, пользуясь высокой азиатской маржей бензина, с начала года выросшей на 51%, до 11-12 долларов за баррель.
Ожидается, что экспорт газойля из Индии в 2025 году достигнет четырехлетнего максимума. По прогнозам Wood Mackenzie, он составит 610-630 тысяч баррелей в день, в то время как Kpler оценивает его в 560 тысяч. Основные объемы пойдут в Европу для покрытия зимнего спроса на отопление, поскольку в четвертом квартале предложение может снизиться из-за ремонтов НПЗ в Европе и Ближнем Востоке.
В конце августа Reliance Industries отправила около 2 млн баррелей дизельного горючего в Европу на очень крупном нефтеналивном танкере Atokos. Это нетипичный шаг, так как обычно такие грузы перевозят на меньших судах-продуктовозах.
Автор: Николай Грицай