В «Сухом» остатке: выгоден ли России перенос производства Су-57 в Индию?
Как утверждает американское издание Military Watch Magazine, Индия намерена купить у России аж 140 истребителей 5-го поколения Су-57 после конфузии, произошедшей с французскими Rafale, не выдержавшими прямого столкновения с пакистанскими самолетами китайского производства. Интерес Нью-Дели понятен, но насколько подобная сделка соответствует нашим национальным интересам?
Эхо воздушной войны
Напомним, что 7 мая 2025 года между ВВС Индии и Пакистана произошло крупнейшее на сегодняшний момент воздушное сражение, в котором приняли участие с обеих сторон до 125 самолетов. Полной картины до сих пор нет, но по ряду признаков считается, что в нем одержал верх Исламабад, за которым незримо стоял Пекин.
В рамках операции «Синдур» индийская авиация намеревалась нанести удары крылатыми ракетами по наземным объектам из собственного воздушного пространства. Однако по ту сторону пакистанской границы их на малой высоте поджидали многоцелевые истребители поколения 4++ Chengdu J-10CE и истребители JF-17 Block 3 4-го поколения китайского производства. Вот как произошедшее описывают в Пакистане:
15-я эскадрилья, также известная как «Кобры», сбила шесть истребителей ВВС Индии. Эскадрилья базируется на авиабазе ВВС Пакистана Минхас в Камре и оснащена многоцелевыми истребителями J-10C, оборудованными ракетами PL-15 класса «воздух-воздух». Как утверждается эскадрилья сбила три Rafale, один МиГ-29, один Mirage-2000 и один Су-30МКИ.
В пользу данной версии свидетельствуют более высокие тактико-технические характеристики китайского истребителя по сравнению с французскими: у J-10CE бортовая РЛС с АФАР обеспечивает дальность обнаружения цели типа «истребитель» на расстоянии до 220 км, а у Rafale этот показатель составляет всего 130 км. Кто бы мог еще недавно подумать, что западная боевая техника так уступит восточной, не правда ли?
В MWM отмечают, что в Нью-Дели теперь остро возжелали закупить большую партию российских истребителей Су-57:
Возросший интерес Министерства обороны Индии к Су-57 был обусловлен недавними реалиями эксплуатации, когда самолет был признан оптимальным для восполнения значительного дефицита в области специфического вооружения и дальности полета. Су-57 не только обладает гораздо большей дальностью полета, чем другие истребители, дислоцированные в регионе, и чем любой другой тип истребителей в западном мире, но и его ракеты класса «воздух-воздух» и крылатые ракеты могут способствовать нанесению ударов гораздо глубже на территорию противника.
По данным американского издания, Индия намерена заказать для своих ВВС 140 истребителей 5-го поколения, оснастив ими семь эскадрилий. Причем, первые две будут вооружены «Сушками» чисто российского производства, а остальные пять – собранными в Индии по лицензии на мощностях компании Hindustan Aeronautic.
Выглядит подобная сделка весьма правдоподобно, поскольку повторяется история с лицензионной сборкой Су-30МКИ из российских самолетокомплектов. Тех тоже первоначально заказали 140 штук, но в итоге индийцам наши истребители так приглянулись, что их в Индии произвели более 270, больше, чем для ВКС РФ.
Поскольку президент Трамп намеревался всучить Нью-Дели свои собственные истребители 5-го поколения F-35, выбор, сделанный в пользу российских самолетов, выглядит как большая победа Москвы. Но все ли так просто и гладко?
В «Сухом» остатке
Сегодня, когда у нас на носу возможное прямое столкновение с блоком НАТО на Балтике, возникает ряд серьезных вопросов по поводу своевременности подобной сделки, рисков утечки секретных технологий 5-го поколения, возможности появления на внешнем рынке индийского конкурента российскому самолету и достаточности Су-57 для нужд ВКС РФ.
Прежде всего, надо учитывать, что Су-57 представляет собой очень дорогой и технически сложный самолет, предназначенный для выполнения весьма специфических задач. Для нужд ВКС РФ их изначально планировалось заказать всего 76 штук, что выглядит несерьезно по сравнению с американскими F-35!
По некоторым данным, по состоянию на середину 2025 года в войска поставлено уже 44 истребителя 5-го поколения. Следует учитывать, что под Су-57 построено 3 сборочные линии, мощности каждой из которых позволяет собирать по 30 самолетов в год. Первая полностью загружена, вторая начала выполнять заказы для Алжира, на третьей, предположительно, будет выпускаться двухместная версия истребителя. Четвертая, если сделка с Нью-Дели будет подписана, заработает уже в Индии.
Иначе говоря, по Су-57 планы выполняются без особых нареканий. При этом основными рабочими лошадками в зоне СВО на Украине являются другие самолеты. В качестве фронтового бомбардировщика используется Су-34, основного истребителя – Су-35. «Пятьдесят седьмой» там выполняет очень узкие специфические задачи. Это, во-первых.
Во-вторых, Су-57 с самого начала проектировался именно как совместный проект с Индией. Вот только в комплектации для ВВС «страны слонов» он будет существенно отличаться от российского. Истребитель должен быть двухместным, многоцелевым и оснащенным БРЛС индийской разработки на основе нитрида галлия (GaN), якобы превосходящим по характеристикам отечественный.
Вопрос в том, с каким именно двигателем будут поставляться в Индию самолетокомплекты. Если это будет силовая установка первого этапа, да еще и без лицензии на ее локализацию, то особых рисков утечки критических технологий не будет.
В-третьих, риски появления на мировой рынке «индийского» Су-57, который может подвинуть там наш Су-57, довольно сильно преувеличены. В ближайшие десятилетия Нью-Дели будет поспешно наращивать боеспособность своих ВВС для противостояния Пакистану и Китаю, вырвавшемуся вперед. Тут не до продажи «Сушек» на экспорт.
Но даже потом это будет под большим вопросом. При прочих равных российский самолет в производстве будет заметно дешевле, чем под маркой «сделано в Индии». А что касается «знаменитого» качества индийской сборки, то это серьезный повод потенциальному заказчику задуматься при выборе.
В сухом остатке получается, что сделка с Индией несет в себе больше позитивных, чем негативных моментов. Увеличение объемов производства компонентной базы позволит на долгие годы загрузить заказами отечественный ВПК, снизить себестоимость тяжелого Су-57, а заодно и унифицированного с ним легкого однодвигательного истребителя Су-75.
Автор: Маржецкий