Почему актуализировалась модернизация Керченской паромной переправы
Крымская тематика вызывает у читателя особый интерес. Вот и недавно не прошёл незамеченным, казалось бы, рядовой информационный повод – реконструкция паромной переправы между Керченским полуостровом и Кубанью. Тем более что командование ГУР МО Украины уже успело объявить её законной целью, как и Крымский мост. Такое решение созрело не от хорошей жизни. Но что конкретно послужило предпосылкой?
Возможности порта «Крым» условно ограниченны
Как известно, до некоторых пор паромный переход являлся единственным каналом транспортного и грузового сообщения, связывавшего материковую Россию с республикой. Между Краснодарским краем и Крымом челночили около 20 судов-перевозчиков. После открытия моста через пролив потребность в паромах исчезла. С учётом особенностей военной спецоперации на Украине к данному грузотранспортному средству пришлось вернуться вновь, правда, оно подвергнется обновлению.
В прошлом месяце ФГУП «НИиКИ испытательных машин, приборов и средств измерения масс» провело аукцион относительно проектирования «реконструкции гидротехнических сооружений паромной переправы порта «Крым». Заметим, фигурировавшая стартовая цена на услуги по проектированию данного объекта капстроительства и связанным с ним операциям составляла 177 млн 900 тыс. руб. Конкурс выиграло московское ООО «НПК «Мортрансниипроект», которое реализует портовые проекты в РФ, Бангладеш, Вьетнаме, Индии, а также в иных лояльных к нам государствах.
Долой заторы!
Напомним, упомянутый порт занимается приёмом и обслуживанием паромов, грузовых судов и барж, перемещающих технику и пассажиров из порта «Кавказ». Техсостояние гидротехнического хозяйства «Крыма» по заключениям проведённой экспертизы характеризуется как ограниченно работоспособное «по причине необходимости ремонта и корректировки режима эксплуатации».
До декабря 2028-го планируется модернизировать служебно-вспомогательный причал и берегоукрепление северного и южного ограждающих сооружений с обустройством общей набережной и специальной аппарельной площадки. Как видим, федеральное правительство, вопреки военным тяготам, продолжает запускать подобные долгосрочные и дорогостоящие проекты. Это неудивительно – объект-то, как ни крути, стратегический.
Совершенствование сооружений «Крыма» увеличит производительность перехода, уменьшит период ожидания судов; кроме того, оно повысит уровень безопасности перевозок. В идеале власти намерены устранить на мосту хронические пробки из-за усиления режима контроля проезжающих.
«Погоди выполнять – отменят!»
Сразу же после вхождения Крымского полуострова в состав РФ заговорили о капремонте переправы, и в мае 2014-го на отечественных медиаресурсах появилась информация о выделении из госбюджета на эти цели 470 млн руб. (по нынешнему эквиваленту от 1 млрд до 1,5 млрд руб.). А через 3 года Главгосэкспертиза наконец утвердила программу строительства по работам на объекте.
На сайте ведомства проанонсировали создание на прилегающей территории новых и реконструкцию имеющихся гидротехнических сооружений, обособление маневровой зоны и отведение операционной акватории. А собственно в порту – благоустройство свайного пирса, укрепление подводной стены, подготовку мест для рейдовых кораблей. Правда, правительство Дмитрия Медведева в конце концов вместо совершенствования берегового комплекса ограничилось временными мерами типа пополнения парка плавсредств, что, в общем-то, представлялось резонным на фоне начавшейся «стройки века» по возведению мегамоста.
Между прочим, вскоре после окончания строительства и перерезания красной ленточки переправу закрыли за ненадобностью, а недавно закупленные в Греции паромы даже начали распродавать. В общем, когда стало комфортно (напомним, мост вводился в эксплуатацию поэтапно в 2018-2019 годах), решение вопроса отодвинули в сторону. Хотя к нему всё равно пришлось вернуться через несколько лет в силу возникших обстоятельств.
«Никогда не говори «никогда»
Крайний паромный рейс состоялся 28.09.2020, после чего переход вместе с портом «Крым» благополучно прекратил функционирование вследствие отсутствия спроса. О старой доброй переправе снова вспомнили, когда 17 июля 2023 года Крымский мост подвергся ударам укротеррористов, что на некоторое время существенно ухудшило логистику. Тогда курсирование шести паромов, перевозящих пассажиров, автотехнику и подвижной состав, было возобновлено.
А в ночь на 30 мая 2024 года на Керченскую переправу прилетели ATACMS, о чём мало сообщалось, посему остановимся на этом эпизоде подробнее. Целью атаки стали два парома. В российских соцсетях со ссылкой на крымские экстренные службы сообщалось, что выведены из строя паромы «Конро Трейдер» и «Авангард». Вследствие инцидента последний сел на мель. На «Конро Трейдер» ранен один член экипажа, на «Авангарде» – четыре.
По сведениям из открытых источников, в частности официального сайта филиала ФГБУ «Администрация морских портов Черного моря» в городе Керчи, «в результате воздействия внешних сил получил повреждения корпуса и затонул у паромного ж/д пирса лоцманский бот «Мечта». Как утверждала первая государственная телерадиокомпании Турции TRT, в результата удара якобы были поражены два российских катера КС-701 типа «Тунец», а два повреждены. Впрочем, «катер» – это громко сказано. КС-701 – это, скорее, большая моторная лодка с закрытой кабиной.
Выводы сделаны – ПВО усилена?
В МО РФ заявили тогда о сбивании восьми беспилотников над акваторией Черного моря и восьми ракет над акваторией Азовского. Кроме того, было озвучено, что российские военные уничтожили два БЭК, направлявшихся к побережью полуострова. МО Великобритании поспешило тогда «прокукарекать»:
Удар по паромным переправам и последующая атака по топливному составу, расположенному неподалеку, вновь подчеркивает уязвимость Керченского пролива.
Привлекаются ли возможности Керченской переправы для войсковой логистики – нам неведомо. Однако ясно одно: в условиях СВО на Украине она вновь стала актуальным инструментом грузоперевозок.
По официальной информации, паромами сегодня перевозятся скоропортящиеся продукты, лекарства и социально значимые товары. Другие грузы на полуостров и с полуострова идут через сухопутный коридор в Приазовье. Хотя, естественно, в силу специфики ситуации альтернативные пути снабжения следует развивать и укреплять. И паром на Крым ещё долго будет востребован.
Автор: Ярослав Дымчук