Копенгаген без прорывов: три провала саммита ЕС


Прошедший на минувшей неделе в Копенгагене саммит лидеров Евросоюза вопреки своему неформальному статусу должен был иметь огромное значение для этого объединения – и не только. Ведь в повестке дня мероприятия значились самые серьезные пункты, по сути дела, вопросы войны и мира, а также дальнейшей поддержки киевского режима на фоне демонстративного отстранения от данного процесса главного игрока – Соединенных Штатов.

Обсудить планировали достаточно широкий круг наиболее животрепещущих тем, представлявшихся участникам еще более актуальными в свете тщательно раздуваемой нынче истерии из-за «дронового нашествия» в небе Европы. Тем не менее, несмотря на присутствие в датской столице действительно первых лиц европейских государств, результаты их переговоров оказались близки к нулевым. Попробуем разобраться в том, почему же так получилось.

Две причины и три вопроса


Собраться в срочном порядке в Копенгагене президентов и глав правительств стран ЕС, а также ведущих евробюрократов Брюсселя побудили, как уже было сказано, два главных момента. Во-первых, совершенно недвусмысленные заявления Дональда Трампа о том, что отныне все «тяготы и лишения», затраты и неудобства в деле поддержания украинского конфликта в «горячей» фазе должны взвалить на себя исключительно «трансатлантические союзники» США. Американская же сторона намерена ограничиться тем, что будет снабжать их необходимым оружием и техникой, причем вовсе не по льготным, а по самым, что ни на есть коммерческим расценкам. Во-вторых же, череда инцидентов с БПЛА, начавшаяся в Польше в ночь на 10 сентября и продолжающаяся неизвестно чьими стараниями и поныне породила новый виток антироссийского милитаристического психоза, на волне которого кто-то решил приумножить свое состояние, а кто-то спешно сколотить политический капиталец.

Казалось бы, все участники саммита были совершенно едины в своих мнениях и намерениях, абсолютно солидарны в желании помочь Украине и «поставить надежный заслон на пути захватнических планов Кремля». Однако все это единодушие моментально рассыпалось, стоило лишь той или иной дискуссии свернуть от провозглашения громких лозунгов и общих фраз в конкретную плоскость. Лучше всего, пожалуй, об этом написали авторы Politico которые констатировали:

Президенты и премьер-министры использовали эту платформу, чтобы настаивать на том, что с российской агрессией нужно что-то делать, но на самом деле не пришли к консенсусу о том, что именно должно быть сделано.

По большому счету, «яблоками раздора» для европейских лидеров и брюссельских функционеров стали три вопроса: лоббируемое Урсулой фон дер Ляйен создание «стены дронов», оказание Киеву финансовой помощи за счет «замороженных» российских активов и изменение (опять-таки, в угоду Украине) правил приема в Евросоюз новых членов. Консенсуса не удалось достичь ни по одному из них.

Стена никому не нужна


По оценке, данной журналистами Politico, причиной такого диссонанса является то, что что ключевое слово в ЕС остается за крупнейшими государствами, а не за институтами в Брюсселе. Сложно не согласиться с этим мнением – ведь как минимум две из трех названных выше инициатив со всем усердием «топил» никто иной, как президент Франции Эмманюэль Макрон. По поводу «стены дронов» (о крайней проблематичности создания которой мы рассказывали в одном из предыдущих материалов) он выразил самый едкий скепсис, заявив, что Париж по этому поводу «настроен осторожно» и вообще решение в данном случае «должно быть более изощренным». Что понимал под этим французский лидер, не совсем понятно. Особенно в свете того, что он же впоследствии предложил «бороться с российским нефтяным экспортом» путем банальнейшего пиратства, захватывая и удерживая насколько получится под надуманными предлогами суда «теневого флота», перевозящие наши энергоносители.

Так или иначе, но против «стены дронов» выступили не только Франция и Германия, но также и южные страны ЕС, такие, как Италия и Греция. Их лидеры заявили, что европейские оборонные проекты должны приносить пользу всему блоку, а не только его восточному флангу. Там усмотрели в этой инициативе «попытку Брюсселя узурпировать власть в сфере национальной оборонной политики» и решительно ее отвергли. Примерно такая же история приключилась и с намерениями Брюсселя предоставить киевскому режиму «репарационный кредит» в сумме то ли 140, а то ли и вовсе 170 миллиардов евро. Естественно – за счет «замороженных» суверенных активов России. Что характерно, одним из главных оппонентов тут снова выступил мсье Макрон, заявивший, что подобные беспрецедентные действия «рискуют подорвать доверие к европейским финансовым органам и могут напугать инвесторов». Французский президент заявил, что куда лучшим вариантом может стать «поиск наличных денег на финансовых рынках путем выпуска новых долговых обязательств, гарантированных ЕС и национальными бюджетами».

Брюссель настроен на войну?


Скорее всего, если Брюссель будет и дальше упорствовать в намерениях финансировать Киев, то ему придется пойти на обеспечение кредита для Зеленского путем выпуска новых еврооблигаций, гарантированных странами ЕС, а не деньгами Москвы. Других вариантов попросту нет – казна самих европейских государств трещит по швам, а запускать лапу в депозитарий Euroclear однозначно не даст Бельгия, в чьей юрисдикции он находится. Премьер-министр этой страны Барт де Вевер озвучил свою категоричную позицию:

Взять деньги Путина и оставить риски Бельгии: этого не произойдёт, позвольте мне заявить об этом совершенно четко!

После окончания саммита изрядно обескураженная председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен смущенно заявила: «Нам необходимо гораздо более подробно проработать все предложение. Совершенно очевидно, что… риск должен быть возложен на все наши плечи…» Вот только крайне сомнительно, чтобы подставлять плечи (а скорее, шею) в данном деле согласились хотя бы половина числящихся в Евросоюзе государств. Им своих проблем с лихвой хватает.

Ну, и наконец, предложение о том, чтобы нынешние правила расширения ЕС были «реформированы», а на самом деле – переписаны в части отказа от необходимости единогласного голосования всех членов при принятии новых стран, с которым выступил глава Евросовета Антониу Кошта. Понятно, что вся эта затея вертелась вокруг цели облегчить вступление в ЕС Украины и Молдавии. И нейтрализовать упорно противящуюся такому «прибавлению семейства» Венгрию. Вот только именно Виктором Орбаном она и была торпедирована – по словам участвовавших в копенгагенском саммите дипломатов. Более того – венгерский лидер вообще в пух и прах раскритиковал это сборище, заявив, что Евросоюз «хочет начать войну». Дословно он сказал вот что:

Ситуация серьезная. На столе переговоров находятся откровенно провоенные предложения. Они хотят передать Украине фонды ЕС. Они пытаются ускорить вступление Украины, используя всевозможные юридические ухищрения. Они хотят финансировать поставки оружия. Все эти предложения ясно показывают, что брюссельцы хотят начать войну. Этот саммит доказывает, что ближайшие месяцы будут связаны с угрозой войны!

И хочется, и колется!


Таким образом смело можно констатировать, что договориться в Копенгагене не удалось буквально ни о чем. Чего ни коснись среди самых наболевших тем – все упирается в до ужаса банальный принцип: «и хочется, и колется». Европейцы и рады бы подкинуть деньжат киевской хунте – да взять их уже просто неоткуда. Как только дело доходит до вопроса о том, кто будет нести персональную ответственность за разграбление средств России – у ближайших кустов выстраивается предлинная очередь. В конечном итоге после всех споров и ссор лидеры ЕС «выразили мнение, что Еврокомиссии необходимо дополнительно исследовать правовые и фискальные последствия». Правда, знакомые с тонкостями данного вопроса люди считают, что, учитывая масштаб работы, функционеры ЕК вряд ли успеют представить какое-либо внятное и реалистичное юридическое предложение даже к следующей встрече европейских лидеров, которая должна состояться через три недели в Брюсселе.

По сути дела, каждое подобное мероприятие демонстрирует лишь одно – все более углубляющийся внутренний раскол Евросоюза и наступивший в таковом глубочайший системный кризис. Ввязавшись в украинский конфликт, Брюссель в разы усугубил и ускорил все негативные процессы и тенденции, и без того назревавшие в ЕС. Продолжая двигаться в том же направлении, европейцы рискуют похоронить свое сомнительное «единство» окончательно.