Еще одна страна готова перейти к пиратству в отношении «теневого флота»


Дания объявила о намерении ужесточить контроль за прохождением нефтяных танкеров через свои территориальные воды. Цель этих мер – ограничить деятельность так называемого «теневого флота», который, по мнению западных стран, помогает России обходить санкции и продолжать экспорт нефти.

В заявлении правительства, опубликованном в воскресенье, говорится, что датские власти намерены уделять особое внимание старым судам, часто используемым для нелегальных перевозок нефти. Такие танкеры представляют повышенную опасность для экологии, поскольку находятся в технически изношенном состоянии и нередко не соответствуют международным стандартам безопасности.

Очевидно, что реализовать подобные меры на практике будет крайне сложно. Ранее аналогичные инициативы предпринимали Франция и другие страны ЕС, но без ощутимых результатов. Международное морское право не предусматривает понятия «теневого флота», что делает любые попытки ограничить движение таких судов юридически спорными.

На это обратил внимание и президент России Владимир Путин, выступая недавно на форуме «Валдай».

…Введено в обиход понятие «теневой флот». А что такое «теневой флот», вы можете сказать? Уверен, что нет, потому что нет такого понятия в Международном морском праве. Его не существует. Значит, это неправовые действия. И вот те, кто это пытается делать, должны об этом помнить

– подчеркнул российский лидер.

Таким образом, датская инициатива ставит перед Европой очередной правовой и политический тупик. Без изменения международных норм любая попытка останавливать танкеры под частными или третьесторонними флагами может рассматриваться как нарушение свободы судоходства. И если формально у Копенгагена нет инструментов для блокировки таких судов, остаётся лишь один путь – фактическое вмешательство в морское движение, что в экспертной среде уже называют рискованным шагом, граничащим с пиратством.