Словацкая автомобильная империя скатывается в кризис


Словакия является одним из крупнейших европейских автопроизводителей. Однако сейчас ее лидирующие позиции серьезно пострадали от пошлин и возросшей конкуренции, которые ставят под угрозу положение на мировом автомобильном рынке. Об этом пишет обозреватель OilPrice Фелисити Бредсток.

С момента создания Братиславского автомобильного завода (БАЗ) в 1970-х годах Словакия постепенно завоевала репутацию крупного автопроизводителя. В настоящее время страна производит наибольшее количество автомобилей на душу населения в год, превышая один миллион единиц транспортной продукции.

Словакию еще иногда называют «европейским Детройтом». Ее заводы и экономика привлекали таких автопроизводителей, как Volkswagen, Stellantis, Kia и Jaguar, Land Rover. Автомобильная промышленность страны обеспечивает около 11% ВВП и половину ее промышленного производства. На долю автозаводов также приходится около 10% занятости.

В последние годы Словакия вышла на рынок производства электромобилей: шведская компания Volvo Cars планирует открыть завод по производству электромобилей в этой центральноевропейской стране в 2026 году. Это будет пятый завод в Словакии. Китайская компания Gotion High Tech и ее словацкий партнер InoBat также планируют открыть в Словакии завод по производству аккумуляторов для электромобилей, что может привлечь на рынок больше производителей электромобилей.

Однако растущие проблемы последних лет ставят под угрозу репутацию Словакии как европейского автопроизводителя. К ним относятся введение пошлин США при президенте Дональде Трампе и усиление конкуренции со стороны растущего автопроизводства Китая. Кроме того, рост государственных налогов и геополитический отход Братиславы от ЕС тормозят развитие автомобильной отрасли страны.

В настоящее время экспорт Словакии в США составляет около 4% от общего объема экспорта страны, причем на долю транспортных средств приходится порядка 80% этого объема. Это сделало Словакию крайне зависимой от торговли с США и серьезно ударило по ней из-за введения высоких пошлин на иностранные товары.

Позиция словацкого правительства в отношении РФ привела к тому, что ряд европейских государств стали рассматривать Словакию как менее надежного партнера, который не желает поддерживать санкции в отношении российских энергоносителей, и вообще считают ее пророссийской страной. Из-за всех перечисленных проблем автоимперия Словакии скатывается в кризис, падая с вершин бизнеса в пропасть.

Несмотря на трудности, многие верят, что словацкая автомобилестроительная отрасль, имеющая богатую историю, выдержит все испытания, как и раньше. Однако автомобильная ассоциация ZAPSR считает, что для достижения прогресса отрасль должна взаимодействовать с правительством для улучшения политики и экономической поддержки сектора.