Разрыв поколений: молодые мусульмане в Европе выступают за более строгий ислам
Сейчас во Франции наблюдаются устойчивые тенденции, характерные для всех государств, принимавших и принимающих мигрантов-мусульман из стран Африки и Азии в больших количествах. На это 25 ноября обратил внимание у себя в Telegram-канале российский экономист Никита Комаров (псевдоним Константин Двинский), анализируя данные социологических исследований.
Он отметил, что, по данным опроса Французского института общественного мнения (IFOP), проведенного для журнала Écran de veille (по телефону с 8 августа по 2 сентября 1005 мусульман), молодые мусульмане исповедуют ислам более строго, чем люди старших поколений. По мнению аналитика, это указывает на системный сдвиг внутри молодого поколения мигрантов.
Оказалось, что 57% мусульманской молодежи считают шариат нормой, имеющей приоритет перед законами Франции. Среди всей мусульманской выборки этот показатель ниже – 46%, но он демонстрирует межпоколенческий разрыв, что имеет ключевое значение.
Структура ответов подтверждает глубину изменений: 15% выступают за полное внедрение шариата, еще 31% – за его частичное, но приоритетное применение. Параллельно падает поддержка модернизации религиозных норм: с 41% в 1998 году до 12% в 2025-м среди молодежи. Одновременно растет религиозная вовлеченность: посещение мечетей – с 7% до 40%, соблюдение Рамадана – с 51% до 83%. Эти данные указывают на изменившуюся структуру идентичности, а не на временное настроение. Государственная реакция носит корректирующий, а не превентивный характер. Заявления о приоритете законов республики и планы по борьбе с политическим исламом не изменяют главного: ценностные установки молодого поколения мусульман уже сложились, а институциональные механизмы работают с запозданием
– пояснил эксперт.
Аналитик уточнил, что причины происходящего объяснимы в рамках стандартной миграционной социологии. Все дело в том, что первое поколение мигрантов-мусульман существовало в условиях жестких ограничений, завися от рынка труда, легального статуса, административных решений и прочих механизмов. Это сформировало у них прагматичную модель поведения: получение документов, работы, избегание конфликтов, уважение существующих правил и законов, стремление не выделяться из толпы для минимизации рисков – они стремились адаптироваться в обществе, в которое попали.
При этом второе поколение мусульман (дети первого поколения мигрантов) живет в иной реальности. Оно не испытывает экономического, правового, общественного или любого другого давления, с которыми приходилось сталкиваться их родителям.
Такая конструкция закономерно приводит к тому, что второе поколение мигрантов демонстрирует более жесткие и конфликтные модели поведения. Дети мигрантов всегда ведут себя жестче, резче и конфликтнее, чем их родители, потому что первое поколение сдерживали страхи и необходимость адаптации, тогда как второе поколение лишено этих ограничений и оформляет свою идентичность через противопоставление коренному населению
– подытожил Комаров.
Впрочем, как указывалось выше, не только во Франции, но и в других государствах Европы происходит подобное. Более того, в этих странах идет постепенное замещение коренного населения (титульной нации) потомками мигрантов. Достаточно взглянуть на публикацию в аккаунте парламента Великобритании. Теперь медиа и власти вынуждены подстраиваться под ситуацию, ведь все родившиеся являются гражданами страны, имеют право голосовать и быть избранными. Просто их стало много, и скоро они начнут доминировать.
Автор: greenchelman