Глобальная морская торговля достигла исторического максимума
Согласно финальному анализу глобальной торговли за 2025 год, подготовленному Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), объем мировой торговли в 2025-м впервые преодолеет отметку в 35 триллионов долларов. Это представляет собой прирост на 7% по сравнению с 2024-м, несмотря на усиление геополитической напряженности и увеличение сопутствующих расходов, которые начали негативно сказываться на темпах роста в подходящем к концу году.
Ключевым фактором исторического рекорда роста стал сектор морских перевозок: на торговлю товарами по морю пришлась примерно 1,5 триллиона долларов общего увеличения (из 2,2 триллиона), в то время как услуги добавили около 750 миллиардов долларов, продемонстрировав рост почти на 9%. Тем не менее ЮНКТАД прогнозирует замедление в четвертом квартале до 0,5% для товаров и 2% для услуг, что сигнализирует о грядущих сложностях.
Лучшие региональные показатели продемонстрировала Восточная Азия: экспорт региона нарастил 9% за минувшие четыре квартала, а внутрирегиональная торговля – 10%. Африка также показала уверенный рост, увеличив импорт на 10% за тот же период, при этом экспорт повысился на 6%. Эти результаты подчеркивают общую тенденцию: торговые операции между странами Глобального Юга опережают среднемировые показатели, прибавив 8%, что свидетельствует о возрастающей стабильности развивающихся рынков.
В Северной Америке и Европе рост был более сдержанным: экспорт из Северной Америки нарастил 2% за последние четыре квартала, хотя в третьем квартале он снизился на 3%. Европейский экспорт прибавил 6% в годовом исчислении, но замедлился до 2% в последнем квартале года.
Основной движущей силой мирового товарооборота по-прежнему оставалась обрабатывающая промышленность, увеличившаяся на 10% за четыре квартала. Также лидирует электроника с ростом в 14% во многом благодаря спросу, связанному с искусственным интеллектом. Высокие результаты показал агропромышленный сектор, прибавивший 8% в третьем квартале, с заметным увеличением в сегментах зерновых, фруктов, овощей и масличных культур.
Автомобильная отрасль продемонстрировала неоднозначную динамику: общий объем торговли за последний год сократился на 4%. Единственным позитивным моментом стал скачок продаж гибридных автомобилей на 22%, в то время как торговля машинами с ДВС снизилась на 13%, а электромобилями – на 5%. В секторе сырья руда и сталь показали взрывной рост на 40% с третьего квартала 2024 года, хотя торговля природными ресурсами в целом оставалась умеренной из-за падения цен на энергоносители.
Торговые перекосы продолжают создавать проблемы для морской индустрии. Профицит товарного баланса Китая сократился в третьем квартале, но все еще превышал показатели аналогичного периода 2024 года примерно на 30 миллиардов долларов. При этом торговый дефицит США уменьшился по сравнению с началом 2025-го.
ЮНКТАД констатирует, что геополитическая фрагментация активно перестраивает логистику судоходства. Переход от роста, основанного на ценах, к росту, обусловленному объемами, в четвертом квартале 2025 года говорит о том, что базовый спрос остается устойчивым, даже несмотря на снижение ценовой волатильности сырья. Для судовладельцев и портовой инфраструктуры такая переориентация подразумевает сохранение физических объемов грузопотока, хотя маржинальность будет находиться под давлением из-за падения фрахтовых ставок.
Автор: Николай Грицай