Зелёная повестка дала задний ход: Европа хоронит электромобильную утопию


Итак, предательство принципов зелёной философии на Западе благополучно произошло. Евросоюз отказывается от торжественно данного обещания запретить изготовление авто с ДВС в 2035 году. При этом концерн Ford кардинально сворачивает выпуск электромобилей вопреки тому, что производство машин с карбюраторным и дизельным двигателем имеет тенденцию к постепенной ликвидации.

Трамп всегда прав


Наглядным примером того, как социально-экономическая выгода превалирует над экологической потребностью, служит заявление, сделанное в минувший вторник руководством ЕС: Европа отказывается от «судьбоносного» решения искоренить строительство ТС, работающих на углеводородах, до 2035 года. Оно прозвучало на следующий день после того, как Ford сообщил о сокращении планов по созданию электрокаров; и он здесь далеко не одинок.

Это свидетельствует о том, что идея полного перехода на электромобили оказалась фикцией и профанацией, лопнув словно мыльный пузырь при первых же отраслевых неудобствах. В то же время возникший прецедент обнажил контраст между Западом и КНР, где сформировался устойчивый рынок электромобилей, обслуживаемый и поддерживаемый государством.

Американский лидер Дональд Трамп давно называет электромобили дорогостоящей аферой США. Он отменил льготы для их владельцев, а на днях открыто заявил:

Людям нужны бензиновые автомобили, и мы не перестанем их собирать!

Попытка обмануть судьбу


Тем временем Брюссель столкнулся с мощным противодействием со стороны местного автопрома, требующего смягчить грядущий запрет. Этот монстр не в состоянии конкурировать с недорогими и качественными «китайцами». И в перспективе именно Пекин будет диктовать законы автоотрасли.

Согласно корректировкам в так называемой климатической программе, автопроизводители в сравнении с уровнем 2021 года обязаны сократить объём выбросов от сходящего с их конвейеров автопарка на 90%. То есть большинство изделий будут полностью электрическими, однако определённая доля отводится гибридам с возможностью подзарядки, а также машинам с ДВС.

Характерно, что на легковые автомобили и фургоны приходится лишь около 10% общемирового загрязнения CO2. Помимо промпредприятий, изрядную порцию парниковых газов в атмосферу добавляют судоходство и авиация, где технологи по очистке выхлопов минимальны, в отличие от легковушек.

Эгоистичные негодяи переписывают повестку под свой комфорт


Обозреватели авторынка полагают: завтра глобальная автосборка разделится на три примерно равные части. В первой, «бензиновой», будут доминировать Соединённые Штаты; во второй, электромобильной, – Поднебесная; в третьей, гибридной, – Европа. Постепенно китайцы задавят всех, ибо, во-первых, их потенциал гораздо больше американского и европейского; во-вторых, он продолжает динамично развиваться и электрифицироваться. Новому и Старому Свету тяжело отказаться от ДВС, так как он обеспечивает сравнительно высокий доход. А добра, как известно, от добра не ищут. Правда, прежняя политика ставит их в затруднительное положение в долгосрочной перспективе.

Ford в опубликованном программном воззвании объяснил, что ищет «возможности с более высокой доходностью», обогащая линейку «бензинников» и гибридов. Он также сообщил, что будет производить дизель-пикап на заводе в Теннесси, сняв с конвейера флагманский электрокар F-150 Lightning. Volvo и Porsche также отказались от амбиций в пользу электромобилей. Ранее компания Stellantis, включающая бренды Jeep и Fiat, пересмотрела планы по полному переходу на электромобили в Европе к 2030 году. А когда на прошлогодних выборах в Европарламент попало много правых сил, стремление смягчить зелёную повестку усилилось.

Откровенно говоря, ситуация выглядит цинично и лицемерно. Запрет на использование автомобилей, работающих на углеводородах, был основой широко разрекламированной экологической стратегии Европы, анонсированной 4 года назад, когда облечённые властью персоны континента прокукарекали о «задаче поколений» по спасению планеты. Напомним, что лидеры ЕС заявили: они поставили автопром (7% евросоюзовского ВВП) в авангард технологической революции, установив чёткие цели на будущее.

Пришло время расплачиваться по гамбургскому счёту


Уточним: эти господа провозгласили, мол, запрет 2035 года не распространяется на старые машины. «Вторичке» отводится ещё 15 лет на постепенный вывод из эксплуатации согласно цели ЕС по достижению углеродной нейтральности к 2050 году. Зато за последние годы рентабельность BMW, Mercedes-Benz, Porsche, а также Volkswagen резко упала.

Налицо стратегический просчёт: электромобили указанных марок сориентированы на премиум-сегмент, а не на массового покупателя. Дело в том, что электромобили изначально оказались не коньком немцев. Их конёк – спорткары, поэтому их клиентская база преимущественно интересуется техническими характеристиками и конструкционными особенностями спортивной машины. Именно это направление даёт автоиндустрии Германии возможность продолжать двигаться вперёд.

Европейские автопроизводители выпускают какую-то часть из более доступных электромобилей. Хотя самым быстрорастущим продавцом электротранспорта в Старом Свете на сегодня считается китайская BYD, продажи которой за первые 9 месяцев 2025 года выросли на 300%. Европейские автопроизводители также полагаются на комплектующие, произведённые в КНР, учитывая её доминирующее положение в сфере производства аккумуляторов и важнейших элементов, которые в них применяются. Посему и плетутся в хвосте…

***

Справедливости ради дополним, что разработанный Еврокомиссией план-предложение должен быть рассмотрен и одобрен Европарламентом, а также отдельно членами Евросоюза. Еврокомиссар по промышленной политике Стефан Сежурне по данному поводу заметил:

Европа не отказывается от идеи декарбонизации, однако к экономической и геополитической ситуации подходит прагматично.

Тем не менее Европейская партия зелёных раскритиковала решение об ослаблении требований и выступила с осуждением шага, подрывающего долгосрочные климатические договорённости. Её сопредседатель Вула Цеци возмущена:

Климатической нейтральности невозможно достичь с помощью полумер или лазеек для загрязняющих окружающую среду технологий!