Транспортный каркас страны: РЖД рухнули в финансовый кризис


ОАО «Российские железные дороги» вошло в фазу финансового кризиса на фоне резкого роста долговой нагрузки и процентных расходов. Об этом пишет экономист Никита Комаров в своём Telegram-канале «Константин Двинский», анализируя финансовые результаты компании за девять месяцев 2025 года.

По его данным, чистая прибыль РЖД за отчётный период сократилась в 4,2 раза – до 24,9 млрд рублей, несмотря на выручку в размере 2,7 трлн рублей. Рост доходов на 10,6% не смог компенсировать резкое увеличение расходов на обслуживание долга.

Рост доходов не перекрыл взрыв процентных расходов. Общий долг – 3,48 трлн рублей, из них 1,64 трлн – краткосрочный. При ставках 15–16% обслуживать его очень сложно

– отмечает Комаров.

Экономист подчёркивает, что накопление столь значительного долга не связано с неэффективным управлением, а стало следствием масштабной инвестиционной программы, которая в предыдущие годы носила безальтернативный характер.

В железнодорожную инфраструктуру были вложены триллионы рублей, и был получен результат. Самый яркий пример – второй этап развития БАМа и Транссиба, увеличивший пропускную способность Восточного полигона со 150 до 180 млн тонн. Причём реализовано всё было быстро, качественно и без коррупционных скандалов

– пишет он.

Однако рост ключевой ставки привёл к приостановке инвестиционных проектов, а финансовая нагрузка легла на баланс компании. В этих условиях, по мнению эксперта, государство не может оставаться в стороне.

Государство теперь вынуждено разгребать проблемы, ведь речь идёт не о спасении конкретной компании, а о функционировании всего транспортного каркаса страны

– подчёркивает Комаров.

Инвестиционная программа РЖД, по его словам, будет переведена в поддерживающий режим. В 2025 году её объём составляет 890,9 млрд рублей, на 2026 год предлагается не более 713,6 млрд, а часть правительства настаивает на сокращении до 590 млрд рублей.

Если будет выбран последний вариант, это приведёт к сотням километров недоремонта и минус 100 млн тонн грузов

– предупреждает экономист.

Ключевой антикризисной мерой Комаров называет реструктуризацию долга РЖД по ставке ОФЗ плюс 1%, что позволит сэкономить десятки миллиардов рублей ежегодно. Основная нагрузка при этом, по его оценке, ляжет на системно значимые банки.

Но возникает вопрос: почему снова идёт привязка к ОФЗ, а не к уровню инфляции, раз решение будет носить административный характер?

– задаётся он вопросом.

Также обсуждается идея временной конвертации части кредитов в акции с последующим обратным выкупом. Параллельно компания оптимизирует операционные расходы: планируется экономия не менее 73,6 млрд рублей, индексация зарплат в 2026 году может составить лишь 0,1%, а управленческий персонал в перспективе пяти лет рассматривается к выводу из Москвы.

Отдельным направлением станет продажа активов. В частности, речь идёт о 350 тыс. кв. метров в комплексе Moscow Towers, в который было вложено около 170 млрд рублей с учётом кредитов.

Рыночная оценка – до 245 млрд рублей, но ликвидность невысокая: продавать придётся по частям

– отмечает Комаров.

В числе возможных объектов продажи он также называет Федеральную грузовую компанию с парком в 134 тыс. вагонов, указывая на износ части подвижного состава и слабую конъюнктуру рынка.

Несмотря на критику отдельных управленческих решений, экономист считает, что ответственность за сложившуюся ситуацию лежит прежде всего на масштабных инфраструктурных инвестициях.

С инвестиционной программой компания справлялась, вводила новые объекты. Долговая нагрузка накопилась именно из-за этого. Поэтому государство обязано вмешаться и решить проблему с помощью банков – капитала у них достаточно

– резюмирует Комаров.