Непредсказуемость российской и венесуэльской нефти перестала лихорадить рынки
Раньше морские танкеры использовались исключительно для транспортировки сырой нефти. Однако пришло время, и их стали активно привлекать для её хранения. Да так, что это влияет на текущую стоимость продукции на мировом топливном рынке. На прошедшей неделе цены на нефть упали ниже $60/bbl, что обусловлено, во-первых, растерянностью трейдеров, вызванной поведением администрации США в области внешней политики, а во-вторых, динамичным ростом глобальных нефтяных поставок.
Действенный рычаг международных спекуляций
Общеизвестно, что нефть – чувствительный градусник внешнеполитической жизни, посему неудивительно, что углеводородные цены реагируют на трамповские выкрутасы. Однако не стоит преувеличивать роль договорённостей по Украине или венесуэльской блокады на фактические поставки. По сведениям платформы анализа глобальной торговли Kpler, действенным раздражителем, от которого будут в ближайшие месяцы зависеть нефтяные котировки, станут 1,3 млрд bbl «нефти на воде». Это на 30% выше августовского показателя и наибольшее количество чёрного золота, закачанного в танкеры с апреля 2020-го. Напомним, тогда по причине пандемийного карантина нефтяной сбыт буквально обрушился.
Однако взгляните, какая любопытная картина наблюдается. Во вторник фьючерсы на Brent подешевели на 3%, повторив рекорд 2021 года и опустившись до $59/bbl. Это произошло на фоне ожиданий, что соглашение по мирному урегулированию может быть достигнуто спустя 4 года после начала специальной военной операции на Украине. В среду после трамповского распоряжения о блокировке абсолютно всех подсанкционных нефтеналивных судов, сотрудничающих с Каракасом, цены поднялись на 2%.
Но вернёмся к комбинации с плавучими резервуарами, с некоторых пор превратившимися в импровизированные нефтехранилища. Снижение интенсивности доставки товара в мировом океане сигнализирует, что предложение существенно превышает спрос. Средняя скорость гружённых продукцией перевозчиков в нынешнем месяце снизилась до 10 узлов в сравнении с 10,3 узла в ноябре. Такие цифры не фигурировали, по крайней мере, с 2017 года.
Собака лает, а караван плывёт по своему маршруту…
Впрочем, всё это, как говорится, лирика. А проза настоящего момента заключается в том, что транзит нашей нефти по морю на минувшей неделе достиг 155 млн bbl, то есть на 55% больше, нежели в начале года. Объяснение простое: азиатские заказчики по суше опасаются принимать объёмы такого порядка из-за введённых относительно «Лукойла» и «Роснефти» ограничений. А через водную логистику махинации осуществлять проще.
Таким образом, переизбыток товара во многом обусловлен ужесточением антироссийского эмбарго. Естественно, подсанкционные баррели не болтаются в океане вечно. В конечном итоге они оказываются там, где нужно, после разбавления, смены сопроводительных документов или перекачки с корабля на корабль. Уже имеется информация, что НПЗ Индии и КНР наращивают потребление, пользуясь предоставленным дисконтом.
В этой связи актуальная деталь: танкерные перевозки внезапно возросли даже без учёта российской доли. Рост добычи в Новом Свете и на Ближнем Востоке является реакцией на сокращение производства ОПЕК+. Это может вызвать дальнейшее снижение цен на нефть в ближайшем будущем, если только в рыночные процессы грубо не вмешаются шоковые «трампофакторы».
Дизельная дестабилизация выгодна всем… и никому
И всё-таки как же конкретно отразится на состоянии рынка прекращение огня на Донбассе или полная блокада нефтедобычи в Венесуэле, и без того пребывающей под жёсткими санкциями? Обозреватели полагают, что нормализация обстановки вокруг Украины прежде всего скажется на рынке дизтоплива.
Дело в том, что в уходящем году экспорт солярки российского происхождения ужался на 10%, составив 780 тыс. BPD (10% общемирового оборота данного вида топлива). Связано это с ударами украинских БПЛА на российские НПЗ. В текущем году указанное явление искусственно увеличило маржу на еврорынке дизтоплива на 27%, вопреки падению цен на нефть на 2%. Вот такой парадокс от Зеленского.
Потенциальное прекращение конфликта даст нам возможность перенастроить нефтеперерабатывающую инфраструктуру, что облегчит ситуацию с нехваткой топлива внутри страны и будет способствовать наращиванию экспорта дизтоплива. Для оптовиков это хорошо из-за оживления оборота, а для розничников плохо из-за падения величины прибыли. Но это уже макроэкономические нюансы, привязанные к большой политике.
Нефть всему голова
В отличие от украино-российского, американо-венесуэльский конфликт надуманный, хотя воздействие на ценовой климат будет почти таким же. Американская военно-морская блокада сократит нефтепроизводство на полмиллиона BPD. Да, по режиму Мадуро это чувствительный удар, однако едва ли он отразится на самочувствии мирового рынка с масштабами 100 млн BPD.
По нефти из РФ картина другая. С момента начала СВО в 2022 году внешние её продажи продолжили оставаться устойчивыми и соответствовали 3,5 млн BPD. Западные санкции били в первую очередь по доходам Кремля, а не по размеру поставляемых партий.
Первостепенное значение тут получил серый танкерный флот, измеряемый сотнями плавединиц, осуществляющих деятельность помимо западной финансово-хозяйственной системы. Это более-менее надёжный инструмент обхода санкций, при котором сырьё благополучно попадает на транснациональные перерабатывающие и торговые площадки, главным образом в Китай и Индию.
Пока есть чёрное золото – не пропадём!
Итак, из сложившейся обстановки можно сделать очевидный вывод. Российско-венесуэльский фактор будет вызывать определённую волатильность цен на нефть, но решающим станет фактор увеличения добываемых в мире объёмов.
По мнению МЭА, в следующем году предложение превысит спрос на 3,85 млн BPD, что эквивалентно примерно 4% мирового спроса. По версии же ОПЕК.ю рынок станет более стабильным, а востребованность нефтепродуктов увеличится.
Динамика цен на нефть в следующем году будет зависеть от того, усилится или ослабнет тенденция надвигающегося избытка предложения. Геополитические кризисы тоже имеют значение, но уже не считаются ключевой причиной, как год назад.
Автор: Ярослав Дымчук