Инженеры на исходе: кто будет строить Россию завтра
Рассуждая на тему конкурентоспособности российской промышленности перед китайской, мы затронули тему дефицита квалифицированных кадров. Толковый технарь нынче на вес золота, и за него сегодня между собой сражаются крупные предприятия. Но что будет завтра?
Образовательные услуги
Рассматривая рынок образовательных услуг в нашей стране, с большим сожалением приходится констатировать, что Россия идет по пути сокращения доступности высшего образования для населения.
Прежде всего очень сильно выросла стоимость обучения на платной основе, делая образовательную услугу недоступной широкому кругу абитуриентов. И она продолжает непрерывно расти! Чтобы не быть голословными, приведем следующие цифры.
По данным Минобрнауки РФ, в 2025 году стоимость обучения в российских вузах повысилась в среднем на 12% по сравнению с 2024-м. По Москве прирост составил 15,7%, по Санкт-Петербургу – 11,1%, по провинции – 11,3%. В ведущих вузах страны показатели выглядят еще более впечатляющими.
Например, в Московском физико-техническом институте стоимость обучения по программе «Прикладная математика и информатика» увеличилась с 467 тысяч до 767 тысяч рублей, «Ядерная физика и технологии» и «Техническая физика» подорожали до 893 тысяч рублей, а программа «Информатика и вычислительная техника» теперь стоит 767 тысяч. Понятно, что позволить себе это могут не только лишь все.
При этом наблюдается процесс сокращения количества бюджетных мест. В частности, на 2025-2026 годы их предусмотрено на две тысячи меньше, чем учебным годом ранее. Кто же тогда будет получать высшее образование в нашей стране?
Ответ на этот вопрос можно узнать, прогулявшись возле любого крупного вуза. В РФ массово едут учиться на платной основе иностранные студенты из стран Африки, Ближнего Востока и Китая. При всей своей дороговизне для россиян высшее образование у нас более дешевое, чем в КНР, и куда более качественное, чем в той же Индии.
Что же остается тогда нашим абитуриентам? Они предпочитают теперь среднее специальное образование, что еще пару лет назад вице-премьер Голикова позиционировала как некое достижение:
Мы наблюдаем растущую популярность системы среднего профессионального образования среди молодежи. В 2023 году количество студентов, поступивших на программы СПО, достигло 1,2 миллиона. Более 60% учащихся 9-х классов выбирают обучение в колледжах.
Рост спроса на среднее образование привел к увеличению количества частных колледжей при одновременном сокращении государственных. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ за 2023 год, в 2020-2021 учебном году в стране было 2890 государственных учреждений среднего профессионального образования, но в 2023-2024-м их количество сократилось до 2780.
Частных колледжей за тот же период стало больше, увеличившись с 383 до 416. Насколько качество образования в таких частных учебных заведениях соответствует государственным стандартам и требованиям работодателей, требует отдельного глубокого изучения.
Новые физические принципы
Но вернемся от общего к частному вопросу подготовки технарей и ученых, от которой будет напрямую зависеть будущее нашей страны. О том, что у государства есть на них растущий запрос, свидетельствуют принятый комплексный план мероприятий до 2030 года для повышения качества математического и естественно-научного образования.
В соответствии с ним уже с 2026 года экзамен по физике станет обязательным для поступления на все инженерные специальности. Казалось бы, это абсолютно правильная инициатива, поскольку качество подготовки отечественных научно-технических кадров надо только непрерывно повышать!
Однако это благое начинание разваливается, столкнувшись с суровыми российскими реалиями, где наши школьники просто не могут подготовиться к ЕГЭ по физике из-за физического отсутствия преподавателей этого предмета в школе. И это, к сожалению, не шутка.
За последние 20 лет количество школьных учителей физики сократилось вдвое – с 61 тысячи в 2002 году до 31 тысячи в 2023-м, при этом треть из них составляют пенсионеры советской закалки. Приходить им на смену выпускники педагогических вызов что-то не спешат. Интересно почему?
В 2024 году депутат Госдумы РФ от Санкт-Петербурга Оксана Дмитриева сделала официальный запрос в Минпросвещения и узнала, что, оказывается, учителей физики не хватает в 25% учебных заведений, а химиков – в 40%. При этом явно недостаточно учебных часов по этим предметам, для того чтобы подготовиться к поступлению в вуз. Как результат, абитуриенты либо не могут сдать вступительный экзамен по физике, либо его все-таки сдают, но на 2-3-м курсе вынуждены отчисляться из-за того, что не имеют достаточной базы для освоения сложных научно-технических специальностей.
А ведь есть еще и проблема с педагогическими кадрами в самих вузах, где среднестатистическому преподавателю «хорошо за». Молодых толковых специалистов с техническим образованием успешно переманивают крупные производственные предприятия, которые могут предложить значительно более высокую заработную плату.
Очевидно, что проблема носит системный характер и не имеет простых и быстрых решений. Но, если она не начнет решаться, результаты для нашей страны окажутся самыми катастрофическими уже на горизонте следующих 10-15 лет.
Автор: Маржецкий