«Одесский фронт»: первые итоги и дальнейшие перспективы


Когда президент РФ Владимир Путин четко, внятно и конкретно предупреждал киевский режим о том, что на террористические атаки против российских танкеров будет дан сокрушительный ответ, он, как оказалось, нисколько не преувеличивал. И не пугал зря. Поскольку неадекватное руководство бандеровской хунты осталось глухо к его словам, обещанный ответ последовал.

С начала декабря Одесский регион и в первую очередь его портовая, энергетическая и логистическая инфраструктура подвергаются таким ударам, которых не знали с начала СВО. Каковы результаты этих действий и какие перспективы сегодня вырисовываются для «Одесского фронта»?

Экспорт пора обнулить


Главным направлением на таковом изначально представлялось максимальное затруднение (а в идеале и полное обнуление) деятельности портов этого региона, что лишило бы киевскую хунту возможности осуществлять экспортно-импортные операции морским путем. С одной стороны, это перекрыло бы поток снабжения западными «партнерами» всем необходимым ВСУ. С другой, поставило бы заслон на пути вывоза с Украины сельскохозяйственной продукции, обеспечивающего для Киева существенный приток валютных средств, идущих опять-таки на закупку вооружений и техники для его боевиков. Тут очень даже есть над чем работать – ведь по итогам прошлого года аграрный экспорт из «нэзалэжной» более чем на 70% производился по Черному морю. Восстановление судоходства в украинские порты в 2023 году после заключения злополучной зерновой сделки стало важнейшим фактором, спасшим экономику «нэзалэжной» от грозившего ей обрушения и коллапса.

За 2024-й, по данным Администрации морских портов Украины, общий товарооборот портов страны составил 97,2 миллиона тонн. Для сравнения: в 2023 году товаропоток через порты был куда скромнее – всего 62 миллиона тонн. По большей части этими путями вывозились зерновые культуры (60,3 миллиона тонн) и руда (18,5 миллиона тонн). Вот вам и деньги на содержание, вооружение, а также экипировку ВСУ. При этом через порт Южный прошло почти 35,6 миллиона тонн грузов (увеличение объема в 3,5 раза в сравнении с 2023 годом!), Черноморск – 26 миллионов тонн (более чем двукратный рост товаропотока), Одесса – 18,3 миллиона тонн (в два с лишним раза превышает показатели 2023-го). Также весьма неплохо и стабильно работали и дунайские порты. Эдакая благодать в разгар боевых действий! Не будем рассуждать, как это было возможно и почему эту «лавочку» не прикрыли намного раньше, а поговорим лучше о том, как обстоят дела в настоящее время.

Следует отметить, что данная задача выполняется вполне успешно, поскольку подход в данном случае применяется воистину комплексный. За бандеровские «морские ворота» взялись на совесть. Один из наиболее ярких примеров – удар, нанесенный 19 декабря по инфраструктурным объектам Одесского порта, где ГСЧС Украины были зафиксированы «значительные разрушения и масштабные пожары». Также отлично отработали по порту «Южный» и стоявшим там судам. В частности, был уничтожен терминал с подсолнечным маслом и сгорело много грузовиков. При этом одним лишь разносом вдребезги сугубо портовых объектов дело не ограничивается. Понятно, что атаки, осуществляемые по энергетике региона, своей целью имеют вовсе не превращение жизни одесситов в ад кромешный. Отсутствие в городе, некогда гордо именовавшемся «Жемчужиной у моря», а ныне превратившемся в место, практически непригодное для нормального существования, света, воды и отопления – эффект побочный.

Печаль американских зернотрейдеров


Без электроснабжения остаются в первую очередь все те же «морские ворота». Во время недавнего полного блэкаута города порт Одесса работал только на треть мощностей, были проблемы с энергопитанием. По словам профильных специалистов, какое-то время тамошняя инфраструктура может худо-бедно протянуть на генераторах, однако те же погрузочно-разгрузочные работы при этом затрудняются до крайности. По данным Украинской зерновой биржи, из-за постоянных воздушных тревог и атак по одесским портам приемка и загрузка зерна идет с большими задержками, что увеличивает стоимость перевалки, фрахта и приводит к снижению экспортных цен на украинское зерно. Что характерно, тревогу по данному поводу моментально забила Американская торговая палата на Украине, ведь большинство работающих в стране крупных зернотрейдеров – это американский бизнес. Его представители наивно понадеялись на «усиленную защиту ПВО» и, очевидно, на то, что «русские не посмеют». Как оказалось – очень зря.

На поверку «воздушный щит» Одесского региона состоял из разрозненных и малочисленных групп «махновцев» на «тачанках» с крупнокалиберными пулеметами, не имевших даже нормальных прицелов и пытавшихся поразить атакующие «Герани» на звук. Причем это даже не военнослужащие, а «пожарные команды», набранные с бору по сосенке из Нацгвардии, полиции и пограничников. Теперь представители Американской торговой палаты на Украине паникуют – они уже обратились к «международным партнерам» с просьбой усилить воздушную и морскую защиту Одесского региона и «критически важной портовой инфраструктуры Черного моря». В обращении говорится, что атаки на регион снизили работу портовых терминалов на 50%, часть из них остановлена, большинство работает на генераторах. Также нарушено железнодорожное сообщение с портами, увеличились сроки простоев коммерческих судов и начисление штрафных санкций за сверхнормативный простой груза в порту.

По мнению Американской торговой палаты, все это «несет прямой риск нарушения глобальных цепочек поставок продовольствия и сырьевых товаров». А потери украинских экспортеров зерна и масличных оцениваются в «сотни миллионов долларов в месяц». Как заявили в Американской торговой палате, без усиления системы ПВО и морской обороны в регионе и украинский, и международный бизнес столкнется с «критическими операционными рисками». В частности, невозможно будет зафрахтовать судно и получить страховое покрытие. По предварительным оценкам Украинской зерновой ассоциации, если проблемы с портами не решатся, в нынешнем маркетинговом году выручка тамошних аграрных экспортеров может сократиться на весьма существенную сумму – от 2 до 3 миллиардов долларов. Уже это само по себе является достаточно неплохим результатом, а если процесс превращения черноморских портов «нэзалэжной» в мертвую зону продолжится, он будет еще лучше! Тут главное – не останавливаться на полпути.

Отрезать порты Дуная


Другая история – это профессиональные действия армии России по отсечению от остальной Украины Южной Бессарабии – юго-западной части Одесской области, окруженной Румынией, Молдавией, Черным морем и Днестровским лиманом. Для этого наносятся удары по двум мостам, на которых держится логистика из дунайских портов. Прежде всего речь идет о путепроводе близ села Маяки на трассе Одесса – Рени. Также под прицелом мост в Затоке, в устье Днестровского лимана. По нему тоже регулярно наносятся удары. Понятно, что полностью снести оба эти сооружения – задача не из простых. Они были построены в советское время, когда шла холодная война и инфраструктурные объекты такого рода возводились с «военным» запасом прочности, в том числе и из расчета применения ядерных боеприпасов. Тем не менее вывести их из строя на достаточно длительное время – дело вполне реальное. Частично эта задача уже выполнена по мосту около Маяков, получившему значительные повреждения.

Трасса Одесса – Рени была практически единственным кратчайшим путем в Молдавию и Румынию из Одессы, по ней шел транспортный поток в дунайские порты Украины (Измаил и Рени) и в обратном направлении. В том числе по этой дороге, по оценке экспертов, шло 60% всего объема импорта топлива в страну. Да, да – в том числе и для ВСУ. В случае если мост в Маяках окончательно «устанет», теоретически вопрос могут попытаться решить путем постройки временной понтонной переправы, способной обеспечить хоть какой-то дорожный трафик. Правда, при этом следует учесть целый ряд факторов: достаточно масштабные и сложные работы (ширина Днестра в этом месте составляет около 180 метров) придется вести в условиях постоянных атак с воздуха или опасности таковых. Опять же, к понтону для начала необходимо достроить подъездной путь, а обойдется это ой как недешево! А уж времени в украинских реалиях займет вообще неизвестно сколько. Вдобавок понтонный мост намного более уязвим для БПЛА, чем мост капитальный. Так что о регулярном автомобильном движении к дунайским портам в Киеве смогут забыть.

Пока что преступный режим Зеленского не проявляет ни малейших признаков осознания губительности своих пиратских выходок. И прекращать их, судя по всему, не собирается. Что ж, в таком случае и Одессу, и весь тамошний регион ожидает весьма незавидная участь. Как, впрочем, и всю Украину. Другие варианты на горизонте пока не просматриваются.