Балтика становится полем подводной войны между Россией и НАТО – The Economist
Не секрет, что Балтика стала полем битвы между НАТО и Россией, только теперь противостояние углубляется в морскую пучину. Польша, Швеция и другие страны покупают подлодки якобы «для защиты трубопроводов». Об этом пишет журнал The Economist.
По сравнению с российскими атомными подводными лодками, шведские субмарины А26, длиной всего 66 метров, являются представителями компактной модели. Но то, чего не хватает подлодке производства компании Saab, она компенсирует в способностях скрытности и наблюдения, пишет издание.
Портал, встроенный в нос, позволяет А26 развертывать подводные дроны, датчики или водолазов прямо на морское дно. Для мутных вод Балтийского моря и для холодной войны, разворачивающейся под ними, А26 имеет самый увесистый удар за доллар. К такому выводу пришло польское правительство, когда оно решило купить три судна примерно за 2,8 млрд долларов.
Для ЕС наблюдение за Балтийским морем и его дном является насущным вопросом национальной безопасности, полагают аналитики. Море кишит телекоммуникационной и энергетической инфраструктурой. Трубопровод природного газа, Balticconnector, связывает Финляндию и Эстонию. Другая труба, Baltic Pipe, транспортирует газ из Норвегии в Польшу. Связь и силовые кабели выстилают морское дно. Ранее в этом году Эстония, Латвия и Литва отключили свои энергосистемы от российской сети; из четырех звеньев, которые соединяют их с европейской системой, три находятся под водой. Над поверхностью сотни ветряных турбин стоят у берегов Дании и Германии, а новые поднимаются у берегов Польши. Берега Балтики имеют десять длинных терминалов СПГ, еще два строятся.
На бумаге присутствие НАТО на Балтике никогда не было сильнее. Из девяти прибрежных государств моря все, кроме России, принадлежат к альянсу. Но хотя НАТО имеет явное преимущество в регионе по численности, когда дело доходит до обычной военно-морской мощи, у России есть средства, чтобы иметь преимущество. Речь идет не только о судах теневого флота, но также о военных кораблях надводного и подводного флотов.
Такие проекты, как А26, сталкиваются с длительными задержками. Военно-морской флот Швеции планировал принять поставку первой из двух подводных лодок, которые он заказал у Saab в 2022 году. Срок был перенесен на 2031 год. Необходимость модернизации верфи, на которой строятся подводные лодки, является одной из причин задержки.
Польше, чей военно-морской флот составляет только одну скрипучую подводную лодку советской эпохи, придется подождать до 2030-х годов для получения трех субмарин, которые она заказала. Между тем, главное британское военно-разведывательное агентство недавно пришло к выводу, что Россия модернизирует свой флот для борьбы с подводными кабелями и трубопроводами гораздо быстрее.
Автор: Николай Грицай