Заигрывания Кремля по Курилам дорого обойдутся России

12
Очередная кремлевская «многоходовочка» дала неожиданный, но вполне ожидаемый результат. Есть мнение, что наши власти ведут тонкую игру с Японией, чтобы, «поймав» ее на Курилы, «вытащить» из-под США, и создать Ось Берлин - Москва - Токио. Японское информационное агентство Jiji сообщило, что Токио намерен пересмотреть свой подход к переговорам по так называемому «мирному договору» и Курильским островам. Если вам подумалось, что Япония смирилась с невозможностью их получения, то вы глубоко ошибаетесь.





Издание сообщило, что достижение «широкого согласия» с президентом Путиным представляется теперь невозможным:

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ приступил к пересмотру стратегии переговоров с Россией по урегулированию территориального конфликта и заключению двустороннего мирного договора по итогам Второй мировой войны.


Что же кроется за формулировками о невозможности достижения этого самого «широкого согласия», и в чем оно должно было заключаться? Факты таковы:

1. Президент Путин в прошлом году неожиданно для многих самолично вернулся к тематике Курильских островов, на которые претендует Япония.

2. Курильские острова чрезвычайно богаты природными ресурсами, о чем мы рассказывали ранее, и имеют важнейшее геополитическое значение.

3. Наше «национальное достояние» Газпром высказывал заинтересованность в строительстве морского газопровода из Сахалина до Японии.

4. Президент Путин обещал стране новые мега-проекты, в частности, в прошлом году начала муссироваться тема строительства Сахалинского моста, который даже по самым скромным прикидкам должен стоить минимум втрое дороже Крымского. Вскоре Крымский мост достроят, и проверенным генеральным подрядчикам понадобится новая масштабная стройка. Однако Сахалинский мост будет экономически обоснованным только при строительстве второго моста с Хоккайдо на Сахалин. А для этого необходимо согласие Японии и соответствующее финансирование.

5. За основу урегулирования взаимоотношений с Японией взята Декларация 1956 года, где прямо предусмотрена возможность передачи Шикотана и группы островов Хабомаи. Довольно любопытно, почему юристы МИД РФ не способны составить с нуля договор о добрососедских отношениях с Японией, где подобной нормы, дающей поводы для переживаний, не будет и в помине.

6. Премьер-министр Японии Абэ отметился рядом резонансных высказываний, в которых, в частности, дозволил русским жителям Курил (пока) оставаться на островах.

7.Глава внешнеполитического ведомства Страны восходящего солнца Коно потребовал от России военных компенсаций за Курилы, которые СССР получил в качестве военного приза по итогам Второй Мировой войны, о чем мы также уже рассказывали.

Таковы факты, которые могут заставить любого здравомыслящего человека подумать о том, что в Кремле решили Курилы отдать. Мы не присутствовали на этих кулуарных переговорах, но можем позволить себе некоторые предположения.

Передача нынешними властями островов японцам упирается в категорическое несогласие абсолютного большинства российского народа. Позицию можно сформулировать так: не они Курилы брали, не им и отдавать. И совершенно справедливо указывают на то, что следом Российской Федерации могут быть предъявлены территориальные претензии уже по Калининграду. Ведь если ради мирного договора с Японией можно поступиться Курилами, то дружба с Германией нам ведь еще важнее, мы с ними «Северный поток-2» строим, верно? Одним словом, пространства для демагогии будет предостаточно.

Можно предположить (быть может, и ошибочно), что в Кремле вполне удовольствовались бы следующей формулой разрешения «территориального спора»: юридически Курилы остаются российскими, а де-факто – японскими. В рамках «совместного хозяйственного использования» могут быть созданы некие корпорации развития и проч., где в качестве руководителей сядут отечественные высокооплачиваемые топ-менеджеры, а сама «хозяйственная деятельность» будет заключаться в добыче и вывозе природных ресурсов в пользу Японии. Ну, а чем еще это может быть, скажите пожалуйста?

Именно поэтому МИД РФ с надрывом требует от Токио признать российский суверенитет на островами. Но все уперлось в принципиальность самих японцев. Они требуют не только фактической, но и юридической передачи островов. Однако в данном вопросе без серьезнейших имиджевых потерь Кремлю уже не обойтись, потому ситуация подвисла. Уже отмечены некоторые публикации, в которых общественное мнение России пытаются соответствующим образом подготовить к передаче. Хотелось бы указать на один красноречивый комментарий к недавней статье на «Репортере», посвященной Курилам. Некий «житель Дальнего Востока», «юрист», «историк» и «преподаватель трех вузов» отстаивает «историческую справедливость» следующим образом:

Мы живём в 21 веке, в молодой развивающийся стране. Необходимо менять себя и своё отношение к вопросам которые (да,да) не приятны на "вкус". Я, 29 летний житель ДФО, учитель истории и обществознания, старший преподаватель трёх ВУЗов - ЗА передачу этих островов. Моя точка зрения, не обывательская. Поэтому, это моё осознанное ЗА. Я не жил, и не буду жить лучше от этого решения. Но, от осознания момента восстановления исторической справедливости, получу моральное удовольствие.


Довольно оригинальные точка зрения и аргументация, неудивительно, что комментатора другие читатели сочли «троллем». На правах юмора, можно сказать, что это вариация на тему «дочери крымского офицера». Правда, вероятнее всего, оплачиваются подобные комментарии из наших с вами налогов.

Что же мы имеем на данный момент? Заигрывания с Токио на тему возможности передачи Курил с целью порешать какие-то финансовые вопросы уперлось в общественное мнение. Это осознали не только у нас, но и в Японии. Однако вместо того, чтобы смириться, Токио лишь «поменяет подход». Игорь Тавровский, профессор РУДН, считает, что теперь Япония откажется от ранее предложенного «экономического пакета», а также начнет более жестко подходить к исполнению антироссийских санкций, к которым ранее относилась спустя рукава.

Вот такой неутешительный результат геополитической «многоходовочки» получается. При этом Токио очевидно наращивает военные возможности своего флота, о чем мы рассказывали ранее. К чему бы это?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

12 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. 0
    15 февраля 2019 12:41
    5. За основу урегулирования взаимоотношений с Японией взята Декларация 1956 года, где прямо предусмотрена возможность передачи Шикотана и группы островов Хабомаи.

    Сергею спасибо за статью, насущно! Думаю, что Декларация была взята не за основу для переговоров, а как юридический прецедент потому, что исходные на сегодняшний день совершенно не совпадают с 1956-м. Япония полностью подконтрольна матрасам, поэтому какие-либо надежды это изменить даже не стоит и озвучивать. Не способствует этому также и госдолг Японии в 261% по отношению к ВВП против российских 36!
  2. 0
    15 февраля 2019 17:53
    Очень странный вывод из всей ситуации - а что Япония получит, если

    откажется от ранее предложенного «экономического пакета», а также начнет более жестко подходить к исполнению антироссийских санкций, к которым ранее относилась спустя рукава

    ??? Им кто-то за это быстрее отдаст желаемые ими острова? По-моему, все результаты воздействия на РФ санкций и требований на основании или под угрозой санкций что-то кому-то передать, или вообще что-то сделать, затем успехом не увенчались. Зато потерями экономическими, это да. Причём ещё не известно кому большими. Если в России это хотя бы каким-то боком подстегнуло развитие некоторых отраслей собственного производства, то для всех "жёстко исполняющих антироссийские санкции" это пока ничем, кроме огромных финансовых потерь не ознаменовалось.
    Я думаю не стоит считать японцев идиотами. Это всё на обоих сторонах просто медиальные игры на публику, которую надо подготовить так, чтобы с нужным решением все как бы наконец с радостью согласились. Японии по факту нужна реальная территория для жизни и использования, а не номинальное признание суверенитета - они эти острова и так с 1945 считают своими "северными территориями", и что? Есть им от этого прок? А РФ нужны вложения, рынок сбыта энергоресурсов и т.п. ВВП прекрасно понимает, что вытянуть базы США из Японии в обозримом будущем нереально. Но гарантировать их отсутствие на Курилах можно только сохранением номинального суверенитета РФ на островах. Вот и всё решение. Идеальные вариант - передача Юж. Курил де-факто, но с сохранением суверенитета РФ. И нашим и вашим. По-моему вот к этому всех и готовят. Вопрос только если 2 острова или все 4. Мой прогноз - все 4 с сохранением суверенитета.
    1. +1
      16 февраля 2019 19:03
      Цитата: A. Pishenkoff
      Японии по факту нужна реальная территория для жизни и использования, а не номинальное признание суверенитета - они эти острова и так с 1945 считают своими "северными территориями"

      Япония считает "северными территориями" Хоккайдо, т.е. это Япония, но "не совсем", как Северная Ирландия для Великобритании.
      Сёгун - покоритель варваров, т.е. Айнов.
      Курильские острова они не покоряли, там были владения Российской империи

      Из инструкции иркутского губернатора генерал-поручика А. И. Бриля главному командиру Камчатки премьер-майору М. К. Бему

      Ис приложенной при сем карты усмотрите и о сем, что от самой Курильской Лопатки в полуденную сторону в море находятся Курильския острова, на которых живут верноподданные ея и. в. ясашные курильцы, а на самых дальних называемые мохнатые. А простираются те острова даже до японских городов, то есть до перваго Матмая. И в прошлом 768-м году как для збору с них ясаку, а протчих дальних мохнатых курильцов для приведения в подданство ея И. В., а сверх тово описания и разведывания тамошних жителей посылан был ис Камчатки казачей сотник Черной. На всех же тех островах он, Черной, ясаку несколько собрал и в казну объявил.

      http://www.hrono.ru/dokum/1700dok/17721128irkut.php

      Особенно интересен меморандум Н.В. Рязанова японскому правительству. Почти угроза.

      Из Меморандума Н.П. Резанова японскому правительству от 23 марта 1805 г.

      Я, нижеподписавшийся, всепресветлейшего государя императора Александра I действительный камергер и кавалер Николай Резанов объявляю японскому правительству:

      4. Чтобы Японская империя далее северной оконечности острова Матмая отнюдь владений своих не простирала, поелику все земли и воды к северу принадлежат моему государю.

      5. Японское правительство должно принять умеренность мою единым уважением моим к высокому лицу Тензинкубосского величества.

      Источник: АВПРИ, ф. Главный Архив, 1-7, д. 1, п. 37, лл.286, 287

      Цитата: A. Pishenkoff
      По-моему вот к этому всех и готовят. Вопрос только если 2 острова или все 4

      Про 4 острова у нас никто не упоминал, в т.ч. и в Декларации 1956г.
  3. +2
    16 февраля 2019 06:46
    Цитата: A. Pishenkoff
    Идеальные вариант - передача Юж. Курил де-факто, но с сохранением суверенитета РФ. И нашим и вашим. По-моему вот к этому всех и готовят. Вопрос только если 2 острова или все 4. Мой прогноз - все 4 с сохранением суверенитета.

    Ну да, совместное разграбление островов в пользу Японии и причастных с нашей стороны при номинальном российском суверенитете.
  4. +1
    16 февраля 2019 06:49
    Цитата: A. Pishenkoff
    А РФ нужны вложения, рынок сбыта энергоресурсов и т.п.

    У России и сейчас и так свыше 7 триллионов сверхдоходов от продажи нефти, которые власти принципиально не вкладывают в экономику. Какие такие инвестиции еще нужны?
  5. +3
    16 февраля 2019 10:24
    Закулисные переговоры Путина с Абэ уже привели к тому, что в Эстонии и в Финляндии раздуются голоса с территориальными претензиями к РФ, а НАТО и Польша активизировали свои действия вблизи Калининградской области.
    Декларация 1956 года - туфта, потому что, в связи с заключением союзнических отношений Вашингтона и Токио, а также с размещением военных баз США в Японии, Советский Союз отказался от этой декларации. Поддерживаю автора, что заигрывание Кремля по Курилам дорого обойдутся России как во внешней, так и во внутренней политике.
    1. +1
      16 февраля 2019 19:14
      Цитата: Руса
      Декларация 1956 года- туфта, потому что, в связи с заключением союзнических отношений Вашингтона и Токио, а также с размещением военных баз США в Японии, Советский Союз отказался от этой декларации.

      Всё верно, отказался в "Памятной записке советского правительства от 27 января 1960 г."
      http://www.hrono.ru/dokum/196_dok/19600127ru_jap.php
      и в
      "Памятной записке советского правительства правительству Японии от 22 апреля 1960 г."
      http://www.hrono.ru/dokum/196_dok/19600422ru_jap.php
  6. +3
    16 февраля 2019 13:44
    Территориальные вопросы не тема для переговоров, даже японских рыбаков не допускать. Это потенциальные шпионы. А слабо нашим у японских берегов порыбачить? Измельчал дипломатический корпус, туда берут не по уму, а по блату одних бездарей. А мы удивляемся!
  7. +1
    16 февраля 2019 17:56
    За основу урегулирования взаимоотношений с Японией взята Декларация 1956 года, где прямо предусмотрена возможность передачи Шикотана и группы островов Хабомаи. Довольно любопытно, почему юристы МИД РФ не способны составить с нуля договор о добрососедских отношениях с Японией, где подобной нормы, дающей поводы для переживаний, не будет и в помине.

    Может быть потому, что декларация БЫЛА подписана и предусматривала все, что нам нужно? Автор вообще в теме вопроса или просто так решил построчить по клавишам?
    Могу просветить, хотя это никакой не секрет. Мы в декларации добивались нейтралитете Японии. Вывода ВСЕХ американских баз. В качестве пряника отдавали два острова.
    Напомню также, что подобная тактика ранее дала положительные результаты с Австрией и Финляндией. Японцы тоже согласились, но видимо не хватило собственно независимости - янки надавили и пошли на попятную. Сейчас задача ровно та же - добиться нейтралитета. А т.к. в результате предыдущих правителей у нас на ДВ мало что осталось - МИД невнятно исполнял - то ли дам, то ли не дам. Пока там строилась инфраструктура. Гражданская, военная. Японцы в общем-то не дураки и видимо просекли фишку, далее предположение - январский троллинг японцев был способом вынудить наш МИД откровенно заявить свое мнение и он таки его озвучил, а жаль, можно было еще потянуть резину, усиливая нашу переговорную позицию. Но в результате таких как ваша позиция, Кремль вынужден был более откровенно высказаться. Спасибо вам, если когда вынуждены будем отдать Курилы просто так - в этом будет и ваша заслуга.
    1. 0
      16 февраля 2019 19:26
      Цитата: Foxmara
      Напомню также, что подобная тактика ранее дала положительные результаты с Австрией и Финляндией.

      Что Вы имеете ввиду?
      1. 0
        18 февраля 2019 10:37
        А вы, я смотрю, не так сильно подкованы, как хотели бы казаться - вопрос в нейтралитете и внеблоковом статусе бывших проигравших государств, по окончании ВМВ, и в условиях его получения и соблюдения. Острова, конечно, ни финнам, ни австриякам, никто не предлагал yes
        1. 0
          18 февраля 2019 20:29
          Спасибо за содержательный ответ.