Как Украина и Россия оказались лидерами в транспортной авиации
Пандемия коронавируса продемонстрировала, насколько оказывается важной развитая грузовая авиация. Практически каждый день СМИ рассказывают, как огромные транспортные самолеты под брендом «Ан» доставляют сотни тонн медицинской помощи по всему миру.
Как ни удивительно, впереди планеты всей неожиданно оказались Украина и Россия, чьи услуги по авиаперевозкам сейчас нарасхват. Какие же выводы можно из этого сделать?
Почему именно транспортная авиация оказалась вдруг столь востребованной? Еще совсем недавно этот сегмент только терял свои позиции, уступая более дешевому морскому и железнодорожному транспорту. Но COVID-19 убедительно доказал, что цена в экстренной ситуации не самое главное, важнее оперативность, скорость доставки, причем, желательно как можно большего количества ценного груза за раз.
Пользуясь ситуацией, многие перевозчики сейчас вздернули цены на стоимость доставки в 3-4 раза. В фаворе оказались те, у кого есть много больших грузоподъемных транспортных самолетов. И тут выяснилось, что достаточно сильные позиции имеются у нашей страны и Украины. Так, «Авиалинии Антонова» располагают семью Ан-124-100 «Руслан» и одним Ан-225 «Мрия». Первые способны за раз перевезти 120 тонн, последний – все 250, что является абсолютно уникальным показателем. Неудивительно, что единственная украинская «Мрия», доставшаяся Киеву по наследству от СССР, сейчас нарасхват.
В России нашей опорой и надежей является компания «Волга-Днепр». Ее воздушный флот составляет двенадцать самолетов Ан-124-100 «Руслан», пять Ил-76ТД-90ВД, восемнадцать Boeing 747 и шесть модифицированных для грузоперевозок Boeing 737. Компания обслуживает нужды нефтегазовой и аэрокосмической промышленности, различных миссий, перевозит под заказ негабаритные и опасные грузы. Она теперь включена в список системообразующих предприятий.
Нетрудно заметить, что главным конкурентным преимуществом Украины и России оказались их самолеты Ан-124 «Руслан», на которые и приходится наибольшая реальная нагрузка. Это уникальные тяжелые транспортники, работающие в мирных целях и стоящие на службе Минобороны РФ. Например, Ан-124 ВТА РФ оперативно доставляли в Турцию ЗРК С-400, что в свое время произвело впечатление на многих.
Выходит, экстремальная ситуация, которой можно считать пандемию коронавируса, убедительно доказала жизненную необходимость развитой грузовой транспортной авиации двойного назначения. Пока что Россия и Украина держатся на остатках советского задела, но что будет дальше?
По поводу дальнейшей судьбы знаменитого предприятия «Антонов» есть большие сомнения. Стало известно, что Киев намерен его «оптимизировать» путем переноса из столицы, где занимаемая им земля дорога, в Киевскую область. Зная украинские коррупционные реалии, можно не сомневаться, что возрождение «Антонова» на новом месте превратится в «финансовую черную дыру» и бесконечный долгострой, на котором будут наживаться все причастные.
Что до нашей страны, то у нас активно обсуждалась идея начала производства модернизированного «Руслана» под новым брендом. Однако, как мы рассказывали ранее, похоже, что на этой идее поставлен крест. Вместо «перелицованного и переименованного» Ан-124 в России параллельно разрабатываются два перспективных грузовых самолета Ил-106 («Ермак») и «Слон». Последний должен превзойти по характеристикам устаревшего «Руслана». Для успешного запуска этих проектов необходимо наладить серийное производство двигателей ПД-35.
Будем надеяться, что пандемия коронавируса заставит ускорить эти работы, поскольку она несомненно доказала жизненную важность мощной развитой транспортной авиации. Крылатые гиганты действительно нужны и не только для того, чтобы «мериться размерами».
Информация