В борьбе за умы людей России стоит учесть советский опыт


В прошлый раз мы упомянули, что раскрутка в среде советской молодёжи звёзд западной эстрады, в том числе «The Beetles», стала одной из причин развала СССР. Звучит, конечно, парадоксально, но на самом деле всё просто: талантливые европейские и американские исполнители, даже не задумываясь о том, что служат политическим целям, создавали у целевой советской аудитории привлекательный образ заграницы.


А противодействие «вражеской пропаганде» со стороны руководства нашей страны, увы, лишь усиливало этот эффект. Как впоследствии пел Бутусов в «Гудбай, Америка», «нас так долго учили любить твои запретные плоды». В конце концов, набравшись впечатлений, народ в основной своей массе решил: «хотим, чтобы у нас было как у них». А когда поняли, что и «у них» не всё так радужно, как казалось поначалу, было уже поздно.

Но, справедливости ради, стоит сказать, что дело тут даже не в самих «Битлах», «Pink Floyd» или ещё ком-то. Будь наша партийная элита гибче в плане мышления и не противодействуй «вражеской пропаганде» так топорно, увлечение западными талантами советской молодёжи не повредило бы. По крайней мере, не принесло бы того эффекта, который имел место в реальности. Ведь, как ни крути, но та же «Ливерпульская четвёрка» – это действительно искусство, способное воспитывать в человеке «разумное, доброе, вечное».

А сегодня на просторах интернета, экранах телевизоров и на волнах радиостанций правит бал шоу-бизнес, который никаким искусством, конечно же, не является. Это продукт, ориентированный на потребителя и потакающий порою самым низменным человеческим инстинктам. Потому-то он и представляет собой угрозу. Как бы пафосно это ни звучало, но речь идёт об угрозе национальному суверенитету. Мы разберёмся, почему, но начнём немного издалека.

С того, что кто-то, возможно, поинтересуется: «А не навешивает ли автор ярлыки? Есть ли объективные критерии, по которым шоу-бизнес можно отличить от искусства?»

В том-то и дело, что есть. Отличить одно от другого действительно не всегда просто, но возможно. И объективным критерием здесь является то, что искусство заставляет человека думать и переживать по-настоящему глубокие чувства – настоящие, и поэтому не всегда радостные и по-ярмарочному яркие. В то же самое время продукт шоу-бизнеса лишь скользит по поверхности, не выводя своего потребителя из зоны комфорта. Его задача – заработать побольше, а для этого лучше всего не напрягать потребителя. В результате звёзд нынешней эстрады, что нашей, что зарубежной, вполне можно слушать, потягивая пиво и заняв горизонтальное положение на диване.

А вот с классикой, например, такой номер не пройдёт. Попробовать, конечно, можно, но вот по-настоящему глубоко вникнуть – не выйдет. Даже творчество «Битлов», несмотря на внешнюю лёгкость, требует определённой рефлексии. Но рефлексировать по поводу творчества Баскова или Стаса Михайлова вряд ли кто-то станет. По крайней мере, на трезвую голову. Да они, собственно, и не за тем свои хиты пишут.

Так в чём же опасность, которую может представлять шоу-бизнес для нашего народа, особенно в плане потери национальной самобытности, которую вполне можно назвать культурным суверенитетом? И существует ли эта опасность где-нибудь, кроме воображения автора? Есть все основания полагать, что существует.

Всё опять предельно просто. Каждый или почти каждый из нас обращал внимание на то, насколько похожи по содержанию и форме бывают современные «треки» (их даже песнями называют всё реже). Причём эта схожесть, как и в одежде, очень часто не имеет национальных границ. Создание «мега-хитов» происходит примерно по одним и тем же лекалам по всему миру.

Как-то общался с преподавателем вокала в детской музыкальной школе, и в числе прочего поинтересовался в разговоре, насколько талантливо нынешнее поколение её воспитанников. Она ответила, что всё как всегда: есть и очень способные ребята, и те, кто ленится или с трудом тянет программу. Их процентное соотношение год от года не меняется.

Но со временем, по её словам, становится проблемой то, что юные вокалисты в пении всё чаще неосознанно используют манеру, свойственную для западной, американской вокальной культуры. И отучить их от этого бывает почти невозможно, поскольку они просто воспроизводят на практике то, что слышат в исполнении своих кумиров.

Казалось бы, это всего лишь деталь, но дьявол, как известно, кроется именно в таких вот деталях. Да и, чтобы подтвердить правдивость сказанного педагогом, стоит просто выйти на просторы «Ютуба» и послушать, как общаются со своими зрителями наиболее популярные у молодёжи блогеры.

Всех под одну гребёнку мести не будем, но очень часто после просмотра их роликов остаётся впечатление, что смотришь дублированный перевод с английского. Причём с сохранением всех английских или, скорее, американских языковых интонаций. Как говорится, не нужно побеждать страну военным путём, если можно навязать её народу свой культурный код.

И «попса», не только музыкальная, кстати, в этом плане является очень удобным инструментом. Который, помимо навязывания чуждых ценностей, ещё и отупляет своего потребителя. Или кто-то думает, что можно заслушиваться Бузовой и смотреть Катю Клэп без последствий в виде собственной деградации?

Подсаженный на попсу человек очень быстро превращается в представителя огромной безликой массы, которой очень легко управлять. Наши «протестные» митинги – яркий тому пример. Как самозабвенно люди аплодируют подчас совершеннейшей ахинее, которую несут в мегафоны «пламенные трибуны улиц»! Не объясняется ли это тем, что такая же ахинея льётся в их уши через наушники и радиоприёмники?

Отдельно стоит упомянуть, что попса может нести на себе определённый «национальный» антураж, который, впрочем, не идёт дальше уровня «матрёшка-путин-балалайка». Хотя до сих пор можно найти немало людей, искренне полагающих, что Бабкина и «Золотое кольцо» исполняют русскую народную музыку, а серия мультфильмов «Три богатыря» имеет реальное отношение к нашим былинам.

Но как противостоять всему этому потоку, поинтересуется читатель? Ответ на вопрос мы найдём у теперь уже ушедшего от нас Михаила Жванецкого, который, несмотря на всю свою критику СССР, однажды отметил один очень интересный факт. На советской эстраде, говорил Михаил Михайлович, просто не было неталантливых людей. Потому что в то время власть, хотя и совершавшая массу ошибок, действительно работала над воспитанием своих граждан.

Действительно, в советские годы на центральном телевидении или по радио трансляции драматических постановок, оперы, балета, литературных вечеров с участием живых классиков были в порядке вещей. И хватало людей, живущих в небольших городках и сёлах, которые знали о литературных и театральных новинках, просто смотря дома телевизор.

Кто-то скажет, что и в современных условиях при наличии интернета нет никаких проблем с тем, чтобы приобщаться к высокому искусству. Что ж, это правда, но лишь отчасти. Поскольку в плане доступности искусство в современном мире и близко не конкурент шоу-бизнесу.

Но однажды мы всё-таки доживём до того момента, когда наши власти всерьёз озаботятся проблемой культурной деградации, которую Россия переживает сейчас, и вместо красивых слов перейдут к действиям. И тогда перед ними будет стоять предельно чётко сформулированная задача: мягко, но последовательно ограничивать доступ в публичное пространство людям, которые ничего, кроме пошлости своим поклонникам дать не смогут, и делать высокое искусство, и в первую очередь именно русское искусство, по-настоящему доступным для каждого жителя нашей страны.

Научившись работать со своим народом, государство научится отстаивать собственные ценности и на международной арене, где русская культура может стать одной из важнейших движущих сил нашей стратегии «мягкой силы». И здесь очень пригодится советский опыт, богатый и на достижения, и на ошибки, которых в будущем следовало бы избегать.

Продолжение следует...
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. Сергей Токарев (Сергей Токарев) 11 ноября 2020 08:12
    +1
    втирать чушь в уши научил доктор Гёббельс, задолго до попсы... его методы использует блогер Навальный. И при СССР были теже популярные эстрадные песни... балалайками и русским хоровым пением не заморачивались. Грузины в русских костюмах исполняли бы про березу в поле? вот и выступали всякие ротару, пугачевы, вайкуле и прочие с песнями ни о чем.... и сейчас грузинские продюсеры раскрывают тему украинских сисек на российских сценах с незамысловатыми песенками.
  2. Сергей Латышев (Серж) 11 ноября 2020 09:21
    -2
    А, сову на глобус натянули....
    У кого лучше , тому и подражают. А шоубизнес все тянет с запада, от песен до текстов и идей шоу.
    Гос деньги же спускают на убыточные фильмы, Ельцин-центры, да обещалки

    Борьба за умы? Деньги не пахнут - вот и вся борьба.
    "Оптимизируй" пенсии пенсионеров да стань милионером.
    Был Эндоган убийцей, врагом и террористом - стал партнером и коллегой.
    Задержали 33 богатыря - в крик, уберем батьку, выпнули избитых - забыли и подкинули батьке денег...
  3. Rus Офлайн Rus
    Rus 11 ноября 2020 09:35
    -5
    Нечего не стоит учитывать... Терпеть только и верить что разрушение это стабильность
  4. Oleg Rambover Онлайн Oleg Rambover
    Oleg Rambover (Oleg Rambover) 11 ноября 2020 09:57
    -4
    в первую очередь именно русское искусство

    А это "русское искусство" существует? Чтобы без грамма влияния "запада".
    Интересно, автору сколько лет. Статья похожа на стариковское брюжание.
    1. borey Офлайн borey
      borey 11 ноября 2020 13:26
      0
      Существует, но оно под ковром ещё с романовских времён.
      Ждите. Скоро будет русский ренессанс
      1. Oleg Rambover Онлайн Oleg Rambover
        Oleg Rambover (Oleg Rambover) 11 ноября 2020 14:53
        -3
        Жду с нетерпением. Интересно же, что такое русское искусство без капли тлетворного влияния запада.
    2. ASK.21.07 Офлайн ASK.21.07
      ASK.21.07 (Артём Карагодин) 11 ноября 2020 23:01
      +2
      Напрасно утрируете, Олег. Речь не о граммах влияния "запада" и не о старческом брюзжании. Мне пока до старости далеко. Речь о том, чтобы максимально вытеснить шоу-бизнес из публичного пространства.

      А подлинное искусство в любом случае не повредит, Вы правильно на это указали. Просто я о том, что предпочтение должно отдаваться, условно говоря, Пушкину, Чайковскому и Сурикову, а уже потом - Шекспиру, Вивальди и да Винчи. Ведь и в школах (по крайней мере в то время, когда я там учился, т.е. в 1994-2005 гг), приоритет отдаётся истории России, а не всемирной. Что, на мой взгляд, вполне логично.
      1. Oleg Rambover Онлайн Oleg Rambover
        Oleg Rambover (Oleg Rambover) 12 ноября 2020 00:07
        -4
        Прост когда начинают песню "вот были люди в наше время, не то что нынешнее племя", мне кажется, что это говорит не молодой человек. В любом случае, судя по неуловимым признакам, советский опыт был не особо удачен.
        По поводу Пушкину, Чайковскому и Сурикову, а что вы понимаете под русским искусством? Все они наследники европейской культуры, после Петра Первого вообще сложно говорить о самобытно русском искуcстве, а уж после 70 лет советской власти тем более.
        1. ASK.21.07 Офлайн ASK.21.07
          ASK.21.07 (Артём Карагодин) 12 ноября 2020 00:59
          +1
          Ну нельзя же так однобоко! Был и удачный опыт, были и просчёты, о которых см.выше. А под русским искусством не стоит понимать только народное, во-первых, а во-вторых, те же Пушкин, Гоголь, Глинка, Бородин, Суриков и другие вдохновлялись именно народными образцами. Вы же не станете утверждать, что "Травиата" и "Иван Сусанин" не имеют национальных черт?

          Наши великие, разумеется, наследники и европейской культуры тоже, но именно что наследники, а не слепые подражатели. Да и не стоит думать, что после Петра и большевиков мы перестали чем-то отличаться от европейцев. Думаю, Вы и сами не будете этого утверждать.

          И вообще, мы уверенно дрейфуем в сторону от темы публикации. Поскольку речь там была не про "долой всё заграничное", а про то, что шоубизнес - способ оболванивания, и вот его-то как раз и долой. А про разницу между западноевропейской и русской культурой - долгий, явно не для обсуждения в комментариях.
          1. Oleg Rambover Онлайн Oleg Rambover
            Oleg Rambover (Oleg Rambover) 12 ноября 2020 11:39
            -3
            Цитата: ASK.21.07
            был и удачный опыт, были и просчёты, о которых см.выше.

            Вдрызг же проиграли "борьбу за умы". И в немалой степени из-за запретов.

            Цитата: ASK.21.07
            Вы же не станете утверждать, что "Травиата" и "Иван Сусанин" не имеют национальных черт?

            Я не очен в операх, а разве Травиата не итальянская опера? Не знаю, имеет ли опера "Иван Сусанин" национальные черты, но это наверное первый образец русской пропоганды, "Жизнь за царя".

            Цитата: ASK.21.07
            Наши великие, разумеется, наследники и европейской культуры тоже, но именно что наследники, а не слепые подражатели.

            Как и какой нибудь Баирон или Дюма наследник, а не слепой подрожатель.

            Цитата: ASK.21.07
            Да и не стоит думать, что после Петра и большевиков мы перестали чем-то отличаться от европейцев. Думаю, Вы и сами не будете этого утверждать.

            Да согласен, мы и до этого не особо отличались.

            Цитата: ASK.21.07
            Поскольку речь там была не про "долой всё заграничное", а про то, что шоубизнес - способ оболванивания, и вот его-то как раз и долой.

            Мне лично не нравится такая идея, что граждане РФ неразумное стадо и его надо направлять в нужном направлении каким-то собаками. Так можно дойти, что и фасон трусов будет федеральным законом определяться. Только просвещение. У государства есть такой инструмент, как школа. Или на госканалах ТВ вместо 5 минуток ненависти, а точнее 1.5 часа рассказов, как на Украине все плохо, сделать час оперы.
            1. ASK.21.07 Офлайн ASK.21.07
              ASK.21.07 (Артём Карагодин) 12 ноября 2020 17:45
              +2
              Только просвещение. У государства есть такой инструмент, как школа. Или на госканалах ТВ вместо 5 минуток ненависти, а точнее 1.5 часа рассказов, как на Украине все плохо, сделать час оперы.

              А я за шо, как говорят в Одессе? Ведь государственные деньги можно тратить не на кино Звягинцевых со товарищи, а на что-то более патриотичное и качественное. Я ведь нигде про собак, которыми нужно кого-то направлять, ни слова не сказал, и даже не подразумевал этого. Этой чёрной кошки в комнате точно не было и нет))).

              Что же до "Жизни за царя", послушайте на досуге. Сравнение с "Травиатой" здесь было к тому, что любое искусство, если это искусство, имеет национальные черты. И тот же Верди сильно отличается и от Моцарта, и от Бизе. Просто я эту мысль чётко не обозначил. Но уходя в эту тему, мы, кажется, начинаем рассуждать о частностях и цепляться за слова. Нужно ли это делать))?
        2. Аркадий Медведев (Аркадий) 14 ноября 2020 14:23
          +2
          Коллеги, внесу в ваш спор нотку примирения. Наши кураторы искусства от КПСС забыли (а может и не знали) фразу великого французского поэта Альфред де Мюссе:

          Великие художники не имеют отечества.

          Они бредили, что человек, воспитанный на кодексе строителя коммунизма, обязательно будет клепать шедевры мирового уровня. При чем при этом руководствовались исключительно собственным вкусом и пристрастиями. Именно поэтому они не пускали в страну образцы западной культуры, хотя надо было руководствоваться еще одним постулатом:

          Не может быть ни патриотического искусства, ни патриотической науки.

          Иоганн Вольфганг Гете (1749 – 1832), немецкий поэт.
  5. Валентин Офлайн Валентин
    Валентин (Валентин) 11 ноября 2020 10:28
    +3
    Привезли мне как то диск с битлами из за границы,и было это где то в 1964 году,покрутил я его несколько раз,и мне он показался так себе,а вот мой сосед по дому,узнав об этом "шедевре",стал у меня его кляньчить.Отдал я ему эту пластинку,так он с таким благоговением её разглядывал,переворачивал,читая-перечитывая на аглицком языке,в котором был дуб дубом,и такая у него была счастливая рожица,что я укатывался со смеху,а уж когда он поставил её на свой проигрыватель,так там вообще был торчок,с таким благоговением он слушал все их песни,хотя и не понимал ни слова.А когда мне привезли из за бугра первые джинсы фирмы Вранглер,так он просил меня дать ему походить в них,потом были импортные шариковые ручки,жвачка,которые он тоже клянчил у меня-для него было главным то,что нужные ему товары были выпущены за рубежом,и имели заграничный лэйбл....Потом он сам стал заниматься скупкой-продажей такого барахла из за бугра.Я только никак до сих пор не могу понять,почему мне,и многим моим друзьям,этот товарный мусор был по большому барабану,а ему подавай только заграничное,и даже ношеное барахло,но только с красивой импортной наклейкой,и я не говорю о качестве вещей,на это ему было глубоко наплевать.А может я уж был такой "совок",до мозга костей,что в свои 17 лет мне были безразличны забугорные шмотки?Не знаю,кого как,а меня даже тошнит от вида сегодняшней рекламы и бигбордов на английском и на улицах,и в магазинах,и в каких то оффисах,ведь у нас есть свой прекрасный язык,русский,простой и понятный для нас,россиян,а мы всё выпендриваемся-руссишь культуришь.