Американцы сделают все, чтобы российский МС-21 оставался на земле


Администрация президента Трампа, который то ли уходит, то ли не уходит, нанесла мощный санкционный удар по 89 китайским компаниям оборонного сектора. Заодно «прилетело» и 28 российским предприятиям, замеченным в сотрудничестве с КНР. Досталось всем: и Минобороны РФ, и «Роскосмосу», и «Росатому», и гражданскому авиастроению. Теперь непонятно, в частности, когда будет запущен в серию и полетит перспективный лайнер МС-21.


Хотелось бы напомнить, что о грядущих проблемах у авиастроителей мы предупреждали еще в публикации от 1 октября 2020 года. Уникальная рыночная ситуация и гигантские проблемы у двух ведущих мировых авиастроителей, Boeing и Airbus, дают редкий шанс России вернуться и занять, пусть небольшую, но свою собственную нишу с лайнером МС-21. Этот узкофюзеляжный среднемагистральный самолет вполне конкурентоспособен с американскими и европейскими аналогами. Узким местом данного проекта, как и «Суперджета», оказалась тесная международная кооперация при их создании.

Оба лайнера имеют высокий процент импортных комплектующих. Зависимость от некачественных французских авиадвигателей уже сыграла злую шутку с «Суперджетом», который вынужден стоять на приколе, ожидая поставки деталей для ремонта, вместо того, чтобы летать. Использование при проектировании крыльев МС-21 импортных композитных материалов также отбросило далеко назад этот среднемагистральный лайнер после введения США санкций на их продажу в Россию. С наладкой производства аналогов композитных материалов у нас вроде как справились, но на этом история, увы, не заканчивается. И МС-21, и «Суперджет» по-прежнему критически зависят от поставок иностранных электронных систем и механических узлов. США ударили по этому слабому месту.

В начале октября представитель Минпромторга Василий Шпак пожаловался на то, что зарубежные производители авиакомпонентов предупредили о невозможности продолжать выполнять свои обязательства перед Россией. На тот момент Объединенная авиастроительная корпорация нашла временное решение, закупив впрок оптом максимальное количество узлов и агрегатов. Вполне очевидно, что на закупленных запасах гражданское авиастроение возродить невозможно, поэтому необходимо их импортозамещение. И вот с этим теперь возникнут дополнительные сложности.

Новые американские санкции направлены, в частности, против группы предприятий, работающих в авиастроительном секторе: производителей авиадвигателей и прочих компонентов, а также вертолетов. Среди них, например, АО «Авиазапчасть» и АО «Завод Элекон». Последнее специализируется на разработке радиотехнической и электронной продукции, которая используется в авиационной и космической отраслях. Отметим, что США начали прицельно бить по всему высокотехнологичному, что еще осталось в нашей стране: космосу, атомной энергетике, ВПК, авиастроению.

Про космос хотелось бы упомянуть отдельно. Как мы ранее рассказывали, доля иностранных электронных компонентов в российском космосе составляет 20%, а в оборонке – все 40%. Таковы закономерные последствия проводимой порочной экономической политики под лозунгом «купим все нужное за границей за нефтедоллары». Теперь за это придется дорого заплатить. Но будут ли сделаны верные выводы? Можно, конечно, пойти простым путем и второй раз прыгнуть на те же грабли, начав закупать электронные компоненты в КНР, но, к слову, наши китайские друзья немедленно повысили цены на свою продукцию. Ничего личного, только бизнес.
Объявление
Мы открыты к сотрудничеству с авторами в новостной и аналитический отделы. Обязательным условием является умение быстро анализировать текст и проверять факты, писать сжато и интересно на политические и экономические темы. Предлагаем гибкий график работы и регулярные выплаты. Отклики с примерами работ просьба направлять на olga.hr@vo-media.ru
15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. проходящиймимо (проходящиймимо) 27 ноября 2020 13:39
    -1
    не так все плохо как в этой листовке.... и выводы сделаны и пути решения намечены.
    1. Владимир Тузаков (Владимир Тузаков) 29 ноября 2020 13:09
      -1
      Вы уж шутник , не хуже Задорного, это заклинание мы слышим ежегодно после очередных провалов почти 12 лет:

      выводы сделаны и пути решения намечены.

      По статистике, с 2000 года первые 8 лет развитие РФ не менее 10% в год, вот далее 12 следующих лет развитие РФ 1% в год, вернее стагнация. Почему,? ответ необходимо искать в управлении государством...Потому и такие результаты, и не только с МС-21...
      1. проходящиймимо (проходящиймимо) 29 ноября 2020 13:12
        -2
        ниже почитай, спаситель бандерлогов. у них вся страна таких "экспертов" как ты. вот там развитие всем на зависть laughing
  2. сталевар Офлайн сталевар
    сталевар 27 ноября 2020 14:00
    -1
    У нас был "Буран". Значит у нас было всё: композитные материалы, электроника, механика и двигатели.И что мешало Путину и Ко за 20 лет почубасить и получить эти предприятия? Я знаю, что любой вопрос и проблема, будут решены тогда, когда их ставят ребром! Может- не может, разве так вопросы ставят, и проблемы так решают? Но проблема для власти в том, что если ставить вопрос ребром, тогда надо будет деньги вкладывать не в американские ценные бумаги и госдолг США, а создавать свои предприятия, машиностроение, электроники. А кто это Путину позволит!? Поэтому не будет у нас гражданских самолётов. А если и будет то в единичных экземплярах.
    1. проходящиймимо (проходящиймимо) 27 ноября 2020 14:06
      -2
      Проблемы отечественной электроники

      Номенклатура иностранной ЭКБ, используемой в отечественной радиоэлектронной аппаратуре, составляет тысячи наименований. Российский рынок строился преимущественно на зарубежных микросхемах. Не так давно иностранные чипы использовались даже в российских банковских картах, в связи с чем был сделан госзаказ на создание платежной системы "Мир" на основе чипов российского производства.

      Активная работа по сокращению числа иностранных компонентов в течение нескольких лет проводилась в электронике вооружений и космических систем, и значительная часть импортозамещения в космических аппаратах "Роскосмосом" уже проведена. Больше 80% ЭКБ на сегодняшний момент в космических аппаратах - это уже ЭКБ российской разработки.

      В оборонной промышленности импортозамещение давно ставится "во главу угла". Председатель правительства РФ Михаил Мишустин считает, что Россия 25 лет назад начала терять возможности по производству больших интегральных микросхем. "На сегодняшний день в мировом экспорте занимаем 1% и обеспечиваем себя изделиями микроэлектроники, которые созданы в РФ, на 41%, даже для своих нужд. Ситуация сложная. Сейчас в мире есть всего две компании, которые производят весь набор станков для микроэлектроники полного цикла - японская и американская", - сказал председатель правительства.

      Причиной развала этой отрасли стала передача предприятий в частные руки в 1990-х годах и уход из этой сферы государства, ранее заявил вице-премьер Юрий Борисов. Он подчеркнул, что в России до сих пор не создано серийное микроэлектронное производство. В этой отрасли еще с советских времен существуют проблемы, хотя на рубеже 1970-80-х годов страна занимала второе место в мире по производству микроэлектроники, а в начале 1990-х осуществляла поставки в Китай. России необходимо укрепить свое положение в этой области и государство готово выделить огромные средства. На развитие микроэлектроники до 2024 года будут направлены инвестиции в размере 266 млрд руб., а по оценке ведущей оборонной корпорации для модернизации этой отрасли в названный отрезок времени потребуется не менее 798 млрд рублей.

      Россия готовилась к запрету иностранной радиоэлектронной продукции

      О прекращении поставок из-за рубежа также было заявлено на Международном Форуме "Микроэлектроника-2020", который прошел с 28 сентября по 3 октября в Крыму. Директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Василий Шпак сообщил, что "по факту без объявления санкций" поставки радиоэлектронных систем иностранными партнерами будут прекращены. Он высказал мнение, что России нужно обеспечить себе полную независимость в сфере микроэлектроники, если не сделать это сейчас, то через 10-15 лет будет поздно. "Во всей инфраструктуре будет стоять импорт и никакой возможности поменять и изменить не будет", - сказал Василий Шпак, назвав проблему "вопросом безопасности и суверенитета".

      В прошлом месяце ГК "Ростех" разработала дорожную карту, в которой намечены два первоочередных направления развития микроэлектроники. Первое - разработка и производство чипов с топологическими нормами 65 (55) нм, 28 нм, 14 нм. В айфонах с 2015 года применялись 14 нм, а в более современных моделях - уже 7 нм. Второе - создание чипов памяти для твердотельных накопителей в 96 слоев и техпроцессом 25-30 нм. План называется "Новые поколения микроэлектроники и создание электронной компонентной базы" и он согласовывается с Минпромторгом, Минкомсвязи, Минфином и Минэкономики.

      В целом в РФ готовились к ситуации, которая приведет к ограничению использования зарубежных комплектующих, и ранее в аппарате Юрия Борисова сообщили: "Мы, по сути, переходим к более жесткому регулированию в виде запретов на приобретение иностранных аналогов. Таким образом, мы последовательно идем по пути поддержки российского производителя - как в области радиоэлектроники, так и в других отраслях промышленности".

      В этом году в РФ принята Стратегия развития электронной промышленности до 2030 года. Целью стратегии является создание конкурентноспособной отрасли на основе развития научно-технического и кадрового потенциала, оптимизации и технического перевооружения производственных мощностей, создания и освоения новых промышленных технологий, а также совершенствования нормативно-правовой базы для удовлетворения потребностей в современной электронной продукции. Документ предполагает развитие отечественного производства электронных компонентов, прогресс отечественных технологий и производств с опорой на программы импортозамещения, создание "кремниевых фабрик" и широкого спектра продукции. В частности, поставлена задача увеличить к 2030 году объемы выпуска электроники в 2,5 раза, в 2,7 раза увеличить экспорт.

      В мае 2020 года на портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект постановления Правительства "Об установлении запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд". Запрет устанавливался на радиоэлектронную продукцию, "происходящую из иностранных государств (за исключением государств-членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению". В пояснительной записке к проекту указывалось, что госзакупка иностранной радиоэлектронной продукции будет разрешена в том случае, если в России не ведется производство аналогичных товаров. "До 1 ноября, надеюсь, будет принято постановление правительства о запрете закупки импорта при наличии отечественного аналога в российском реестре", - сказал Василий Шпак.

      Владимир Путин для укрепления радиоэлектронной отрасли снизил налоги. С 2021 года ставки страховых взносов уменьшатся с 14% до 7,6%, а ставки налога на прибыль - с 20% до 3%. На сайте Минфина было объявлено: "Преференции по страховым взносам и налогу на прибыль будут установлены для организаций, осуществляющих деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции и включенных в соответствующий реестр. Вести его будет Минпромторг России".

      https://nvo.ng.ru/realty/2020-10-07/100_nvaavia07102020.html
      1. сталевар Офлайн сталевар
        сталевар 27 ноября 2020 14:24
        -2
        Нужно обеспечить...
        Нужно финансировать..
        Нужно выделить....
        Нужно назначить...
        Нужно создать...
        И дальше:
        Создание конкурентноспособной отрасли...
        Создание кадрового потенциала....
        Создание оптимизации...
        Создание технического перевооружения....
        Создание новых промышленных технологий...
        Совершенствование правовой базы....
        И это всё из вашего текста! И так 20 лет подряд!
        1. проходящиймимо (проходящиймимо) 27 ноября 2020 14:26
          0
          Нужно сложить лапки и злобно брызгать слюной? "сделано у нас" почитай... что сделано за 20 лет подряд. и создают и финансируют! Композиты на Российские заменили и электронику заменят.
          1. сталевар Офлайн сталевар
            сталевар 27 ноября 2020 19:37
            -1
            Я почитал ваш комент и ничего не понял. Это вы должны перечислить что сделано. А если сказать нечего, тогда и слюной не брызгайте! Вот когда заменят, тогда и будете визжать от радости 2030 г. Не позорьтесь сами и не позорьте своего Путина!!
        2. Маржецкий Онлайн Маржецкий
          Маржецкий (Сергей) 28 ноября 2020 07:47
          0
          Цитата: сталевар
          И это всё из вашего текста! И так 20 лет подряд!

          "Нужно" и "надо" - главные слова в обращениях ВВП... уже 20 лет...
        3. померанец Офлайн померанец
          померанец (орорпора) 28 ноября 2020 11:38
          -1
          Даже замещение поршневого мотора мощностью 100 л.с. от канадского снегохода для БПЛА "Орион" откладывается на 3 года. что же тогда говорить о импортозамещении более сложых агрегатов. Создание с нуля новых производств взамен разрушенных в нулевых годах потребует гораздо больших средств. Недавно они озвучили, что расчитывают построить к 2030 году 50 шт МС-21. Это смешно! А ведь это при Путине разрушали заводы в середине нулевых.
  3. kriten Офлайн kriten
    kriten (Владимир) 27 ноября 2020 14:56
    +4
    Те, кто запланировал провальные решения утвержденные "гением" Чемезова, надо бы привлечь к ответственности.А остальным бы не помешало,что бы Лаврентий проследил. Воруют больше ,чем делом занимаются. А то самолет давно бы уж летал. А то этим менеджерам самолет для России не больно нужен. Они все на личных летают.
  4. Михаил Петров (Михаил Петров) 27 ноября 2020 15:24
    0
    США готовят новые санкции против России. Основной удар придется по гражданскому авиастроению. В санкционном списке больше десяти предприятий гражданского авиастроения, в том числе производителей вертолетов и авиадвигателей, разработчиков и поставщиков авиационных материалов и систем организации воздушного движения.
    Ранее в этом году Минпромторг и так признавал, что иностранные поставщики комплектующих отказываются сотрудничать с российскими проектами.
  5. это они понты гнут - без дудлей проживем!
  6. Комментарий был удален.
  7. Ben Latin Офлайн Ben Latin
    Ben Latin (Валентин Latin) 29 ноября 2020 12:46
    0
    ...всё понятно, одно не ясно - почему за косяки чиновников (которые без сомнения), ещё в самом начале, заработали свои "отступные" на заключении невыгодных контрактов с иностранными поставщиками электронных компонентов, механических узлов и систем должны в очередной раз расплачиваться обычные россияне ?...
  8. Дон36 Офлайн Дон36
    Дон36 (Дон36) 29 ноября 2020 17:25
    +2
    РФ давно пора ввести ответные санкции против США,прекратив поставки в США титана,палладия и редкоземельных материалов. Кроме того РФ вполне обойдется без продукции американского авто и авиапрома,в первую очередь на внутренних авиарейсах. РФ нужно запретить ввоз в РФ американских авто,мотоциклов и самолетов,лишить лицензии на работу в РФ американские компании,типа Макдональдс,ХолидейИн и им подобные.